?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Открытое письмо Митроп. Филарета Архиеп. Іакову – 1969.



Его Высокопреосвященству Іакову, Греческому Архіепископу «Сѣверной» и «Южной» Америки.

Недѣля Православія 1969 г.

Ваше Высокопреосвященство,

Вь церковной црактикѣ очень многое основывается на прецедентахь. При этомъ, чѣмъ выше стоитъ лицо, вводящее такой прецедентъ въ жизнь, тѣмъ больше значенія послѣдній можетъ пріобрѣсти.

Вслѣдствіе этого акты, совершаемые православными Іерархами въ ихь взаимоотношеніяхь съ представителями иныхъ исповѣданій и религій, имѣютъ особое значеніе и, въ тѣхь случаяхъ, когда они  нарушаютъ принятый вѣками порядокъ, не могуть оставлять насъ безъучастными. Наше молчаніе могло бы приниматься за согласіе и, слѣдовательно, вводить въ заблужденіе и нашу паству къ инославнымъ, полагающимъ, что наши дѣйствія и особенно богослуженія всѣми нами совершаются въ соотвѣтствіи съ нашими догматами и канонами. Такимъ образомь неправильно допущенное однимъ православнымъ епископомъ можетъ приниматься за нѣчто допустимое всею нашею Церковью и "внѣшніе" могутъ получить ложное представленіе  относительно самаго православнаго ученія. Въ вѣкь проявленія такого взаимнаго интереса у представителей разныхь исповѣданій кь ученію другихъ мы тогда давали бы имъ камень вмѣсто хлѣба.

Воть причина, по которой послѣднія выступленія Вашего высокопреосвященства, покрываемыя авторитетомъ и Святѣйшаго Патріарха Аѳинагора, вызвали большое смущеніе какъ у насъ и нашей паствы, такъ и у многихъ другихь. Мы имѣемъ въ виду Ваше недавнее участіе въ богослуженіи въ соборѣ Св. Патрика въ «Недѣлю Молитвъ о Христіанскомъ Единствѣ" и "Экуменическій Молебенъ" въ греческомъ Св. Троицкомъ соборѣ въ Нью Іоркѣ.

Уже самый фактъ, что объ этихъ общихъ моленіяхъ справедливо объявлялось вь прессѣ, какъ новыхъ и неимѣющихъ прецедента явленіяхъ, указываетъ на то, что это есть внесеніе въ жизнь Церкви чего-то ей необычнаго и ей несвойственнаго. Какое церковное правило, какой обычай, какое преданіе дали Вамъ право на внесеніе такихъ новшествъ?                    

Православіе по самому существу своему отличается вѣрностью преданіямъ и святоотеческимъ примѣрамъ. Ненанрасно Св. Викентій Леринскій въ своемъ "Коммониторіумѣ" указалъ, что истинно православнымъ является то, что принималось Церковью всегда, всѣми и повсюду. Новшество, которое не отвѣчаетъ этому правилу уже тѣмъ самымъ несетъ на себѣ печать неправославія.

 Вашему Высокопреосвященству должно быть извѣстно 45 Апостольское правило, которое гласитъ: "Епископъ, или пресвитеръ, или діаконъ,  съ еретиками молившійся токмо, да будетъ отлученъ. Аще же позволить имъ дѣйствовати что-либо яко служителемъ церкви: да будетъ изверженъ". Извѣстный канонистъ, Епископъ Никодимь Далматинскій въ толкованіи этого правила замѣчаетъ, что участіе въ такой молитвѣ съ неправославными "означаетъ, что мы не только не стараемся объ ихъ обращеніи въ православіе, но и сами въ немъ колеблемся".

Въ данномь случаѣ Ваше Высокопреосвященство не только отступили отъ исконной традиціи Православной Церкви, основанной на канонахъ (Апост. 10, 45; Лаодикъ. 6, 32, 33), но и самымъ дѣломъ и словами вслѣдъ за Патріархомъ Аѳинагоромъ исповѣдали ученіе, чуждое святымъ отцамъ нашей Церкви.

Въ своей проповѣди въ соборѣ Св. Патрика Вы заявили, что церковное единство должно пониматься, какь призваніе кь тому, чтобы черезъ такую "экуменическую практику и опыты, какъ совмѣстная молитва и сотрудничество другъ съ другомъ мы пришли къ полному сознанію истины, освобождающей вѣрныхъ отъ грѣха ложныхъ и нечестивыхъ опасеній". Весь паѳосъ Вашей рѣчи не въ проповѣди церковной истины, а въ поискахъ чего-то новаго, даже новаго опредѣленія "нашего отношенія кь Тріединому Богу». Между тѣмъ Св. отцы всегда признавали совместную церковную молитву завершеніемъ дѣла присоединенія забдудшихъ кь Истинной Церкви, завершеніемъ, но не путемъ къ нему. Церковная молитва есть проявленіе уже существующаго  единства вѣры и духа. Такого единства не можетъ быть у насъ съ тѣми, кто иначе чѣмъ Православная Церковь учитъ о Св. Троицѣ (филіокве), о Пресвятой Богородице (догматъ Непорочнаго Зачатія у католиковъ, отсутствіе ея почитанія у протестантовъ), объ іерархіи (Непогрѣшимость Папы у католиковъ, отрицаніе таинства священства у протестантовъ) и т.п. Особенно важно отмѣтить, что у католиковъ и протестантовъ совсѣмъ иное чѣмъ у насъ ученіе о Церкви.

Православное ученіе о Церкви всегда исходило изъ того, что Святая, Соборная и Апостольская Церковь есть только одна, а внѣ ея находятся раскольники, еретики и люди другихъ религій. Мы поэтому никакъ не можемъ принять ученія Святѣйшаго Патріарха Аѳинагора въ его рождественскомъ посланіи 1968 г. будто вслѣдствіе оскудѣнія любви "Церковь, которая была основана Христомъ,  чтобы быть славною безъ пятна иди порока (Ефъ. 5, 28), совершенной и святой, измѣнилась". Если наша Церковь измѣнилась и теперь уже не та, каковую основалъ ея Спаситель, то нѣтъ уже болѣе Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, о которой Спаситель сказалъ, что "врата адовы не одолѣютъ ей"(Мѳъ. 16, 18), а существуетъ теперь нѣсколько церквей, изъ которыхъ ни одна не является въ полной мѣрѣ истинной и святой.

Вь своей рѣчи при посѣщеніи Рима въ 1967 г. Святѣйшій Патріархъ Аѳинагоръ въ базиликѣ Св. Петра открыто заявилъ также, что Церкви надо теперь вернуться къ "твердой почвѣ, на которой была основана нераздѣленная Церковь" какъ будто съ 1054 г. у Церкви не было этой твердой почвы и какъ будто до того не бывало раздѣленій.  А посколько Патріархъ и Ваше Высокопреосвященство заявляете, что находитесь еще только на пути кь возстановленію этой "нераздѣленной Церкви", оказывается, что для Васъ такой Церкви еще нѣтъ. Къ выводу, что сейчасъ якобы нѣтъ болѣе единой святой Церкви неизбѣжно приводитъ и принятая Патріархомъ и Вами протестантская теорія развѣтвленія Церквей.

По этой теоріи Православная Церковь наравнѣ съ отпавшими отъ нея еретиками и раскольниками виновата въ раздѣленіи и всѣ отдѣлившіяся отъ нея общины остаются вѣтвями Церкви Христовой, оть которой онѣ отдѣлились. Но если можно быть частью Церкви, не раздѣляя  ея догматовъ,  то это значить, что догматы имѣютъ значеніе только второстепенное . Такъ именно высказался Патріархъ Аѳинагоръ  когда въ своемъ рождественскомъ посланіи онъ съ похвалой говоритъ о движеніи среди людей къ единой чашѣ, "не зная разници въ своихъ догматахъ и не заботясь о ней".

Такихъ словъ никогда не сказали бы великіе предшественники Патріарха Аѳинагора: святые Проклъ, Григорій Богословъ, Іоаннъ Златоустъ, Фотій и др. Больше того, если съ высоты Вселенскаго Престола по грѣховности человѣческой иногда проповѣдовалась ересь подъ видомъ истины, то еще не было примѣра, чтобы какой-либо Патріархъ заявлялъ о маловажности догматовъ....

Сколь горестно читать такое отреченіе отъ отеческаго ученія въ посланіи Первосвятителя той Церкви, которая была Матерью для нашей Русской Церкви.

Воздавая честь этому Первосвятителю, Ваше Высокопреосвященство, къ сожалѣнію и самымъ дѣломъ присоединились къ его безразличію къ истинѣ, устраивая безпримѣрный "Экуменическій Молебенъ" въ своемъ соборѣ въ нарушеніе указанныхъ выше каноновъ. Объединеніе тамъ въ общей церковной молитвѣ съ римо-католиками и протестантами явилось какъ бы осуществленіемъ призыва Патріарха Аѳинагора идти къ общему объединенію, не считаясь съ догматами вопреки предупрежденію Апостола Павла противъ людей, жедающихъ «превратить благовѣствованіе Христово». Не страшитесь ли Вы дальнѣйшихъ словъ Апостола: «Но если бы даже мы, или Ангелъ съ неба сталъ благовѣствовать не то, что мы бдаговѣствовали вамъ, да будетъ анаѳема» (Галъ. I, 7-8).

Мы поэтому считаемъ долгомъ рѣшительно протестовать противъ искаженія ученія о Церкви, которое такь настойчиво заявляется Святѣйшимь Патріархомъ Аѳинагоромъ и Вашимъ Высокопреосвященствомъ. Мы протестуемъ противъ Вашего неправославнаго "Экуменическаго Молебна" и противъ зачисленія въ диптихи Святѣйіимъ Патріархомъ Аѳинагоромъ Римскаго Папы и "всѣхъ исповѣданій Востока и Запада", о которомъ сообщаетъ Рождественское посланіе Его Святѣйшества. Зачисленіе въ диптихи всегда являлось свидѣтельствомь того, что данное лицо признается православнымъ. Если Пятый Вселенскій Соборъ повелѣлъ вычеркнуть изъ диптиховъ имя Ѳеодора Мопсуетскаго, когда призналъ его ученіе неправославнымъ, то какъ теперь можетъ какой бы то ни было Патріархъ или епископъ включать въ диптихи тѣхъ,  кто даже формально не принадлежитъ къ Православной Церкви и, напротивъ, явно продалжаетъ  исповѣдовать ученія, несогласныя съ ея догматами?  Вы соединяетесь съ инославными не въ истинѣ, а въ пренебреженіи къ ней.

Мы пишемъ эти строки не для того, чтобы только укорить или, тѣмъ болѣе, оскорбить Ваше Высокопреосвященство или Святѣйшаго Патріарха Аѳинагора. Отнюдь нѣтъ, особенно посколько мы не имѣемъ основанія питать къ Вамъ или къ Его Святѣйшеству какой-либо личной непріязни.

Напротивъ, мы видимъ долгъ братской любви въ томъ, чтобы вновь указать Святѣйшему Патріарху и Вамъ на пагубность избраннаго Вами экуменическаго пути.

О, если бы Вы, вмѣсто голоса интерконфессіональныхъ конференцій и равнодушной кь религіозной истинѣ прессы, прислушались къ призывамъ Св. Отцовъ Церкви, которые созидали ее не на компромиссахъ, а на твердомъ соблюденіи преданій и каждой іоты божественныхъ догматовъ. Ихь подлинная любовь къ инославнымъ заключалась въ ревности о просвѣщеніи ихъ свѣтомъ истины и заботѣ о подлинномъ возсоединеніи ихъ съ Церковью.

Мы пишемъ это въ открытомъ письмѣ посколько выступленія Ваши носятъ всенародный характеръ и ради того, чтобы другіе святители Православной Церкви и вѣрующій народъ знали, что не вся Церковь раздѣляетъ избранное Вами пагубное экуменическое направленіе. Пусть ясно будетъ для всѣхъ, что допущенное Вами совмѣстное служеніе съ инаковѣрующими является печальнымъ единичнымъ эпизодомъ, не могущимъ служить прецедентомъ или примѣромъ для прочихъ, но вызывающихъ огорченіе и рѣшительный протестъ вѣрныхъ чадъ Церкви, какъ дѣйствіе явно  неправославное и противорѣчащее Св. канонамъ.

Вашего Высокопреосвященства преданный слуга

†Митрополитъ Филаретъ

 

Comments