?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Архипастырское Послание Архиеп. Виталия (Устинова) – 1957 г.


ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ!

"Се здравъ еси: ктому не согрѣшай,
да не горше ти что будетъ" (Іоан. У, 14).

Съ этими словами предостереженія Господа нашего Іису­са Христа, слышанными нами въ день открытія нашего Епархіальнаго Собранія, въ недѣлю о разслабленномъ, мы обраща­емся ко всѣмъ нашимъ возлюбленнымъ о Господѣ соотечественникамъ, православнымъ русскимъ людямъ въ Сѣверной Америкѣ и Канадѣ.

По милости Божіей мы уже въ десятый разъ собира­емся на наши Епархіальныя Собранія для того, чтобы въ дружномъ единеніи архипастырей, пастырей и церковныхъ дѣятелей мірянъ укрѣпить наше дѣланіе. И въ эти три дня пе­редъ нашимъ взоромъ со всей ясностью предстали отвѣтственныя и трудныя задачи наши церковной жизни, какъ въ общемъ объемѣ, такъ и въ отношеніи каждаго прихода въ отдѣльности и братски подкрѣпивъ другъ друга выходимъ съ обновленными силами на дальнѣйшее церковное дѣланіе.

Мысленно и духовно обнимая всѣхъ православныхъ лю­дей, вѣрныхъ Св. Церкви и Родинѣ, на широкихъ просторахъ Сѣверной Америки и Канады прежде всего должны и самихъ се­бя, и всѣхъ нашихъ братьевъ во Христѣ, предостеречь отъ тѣхъ опасностей, которыя намъ угражаютъ и самая большая изъ нихъ — это собственное духовное разслабленіе.

Въ эти страшные годы Господь не по нашимъ заслугамъ, а по Своей неизреченной милости, излилъ на насъ великія благодѣянія. Онъ вывелъ насъ изъ той тѣни и сѣни смертной, въ ко­торую погружено наше Отечество, сохранилъ насъ цѣлыми и невредимыми въ годы войны, когда смерть витала надъ голо­вой каждаго изъ насъ, поселилъ насъ въ странѣ, текущей млекомъ и медомъ и пользующейся драгоцѣннымъ даромъ свободы, сохранилъ для насъ Святую Русскую Зарубежную Церковь, какъ Свою непорочную Невѣсту, уберегъ намъ нашего Первосвятителя и Отца, увѣнчаннаго славой пятидесятилѣтняго святительскаго служенія, начатаго имъ подъ сѣнью Московскихъ святынь, далъ намъ возможность имѣть святыя обители, со­зидать храмы Божіи, воспитывать въ вѣрѣ и благочестіи моло­дое поколѣніе, незнающее Россіи, распространять свѣтъ Православія среди народовъ міра и не трепетать днемъ и ночью за каждый часъ своей жизни, что испытываютъ наши братья и се­стры въ порабощенной Россіи.

Давъ намъ такія благодѣянія, Господь, однако, во всей силѣ хранить непреложность Своихъ св. заповѣдей и отъ всѣхъ требуетъ ихъ неуклоннаго исполненія. "Небо и земля мимоидетъ, сло­веса же Моя не мимоидутъ" (Мѳ. ХХІУ, 35). Заповѣди Госпо­дни сильнѣе земныхъ уставовъ, законовъ физическаго бытія, ибо земля и всѣ дѣла на ней сгорятъ, а словеса Божіи остаются неизмѣнными. Но Господь желаетъ, чтобы мы исполняли Его повелѣнія не только подъ страхомъ грозныхъ прещеній, но пости­гли бы ихъ святость и благость и постигли бы то, что онѣ при­носятъ миръ душѣ и предвкушеніе вѣчнаго блаженства. "Миръ многъ любящимъ законъ Твой, и нѣсть имъ соблазнаЖива будетъ душа моя, и восхвалятъ Тя, и судьбы Твои помогутъ мнѣВся заповѣди Твоя истина..." Такъ еще въ Ветхомъ Завѣтѣ восклицалъ Псалмопѣвецъ Давидъ.

Вотъ почему, когда мы слышимъ, достолюбезные соотечественники, о томъ, что русскіе люди въ странахъ свободы слишкомъ много удѣляютъ своихъ силъ и времени на различныя мірскія развлеченія, что нѣкоторые изъ нихъ совсѣмъ отходятъ отъ Св. Церкви и всѣ силы своего духа обращаютъ на пріобрѣтеніе матеріальныхъ благъ, что родители часто небрегутъ о христіанскомъ воспитаніи своихъ дѣтей и воспитываютъ ихъ, какъ чуждыхъ своей Родинѣ, что многіе ослабѣваютъ въ духовномъ подвигѣ сохраненія своей вѣры и благочестія, то сердце наше исполняется глубокой тревогой за наше будущее. Мы должны опасаться, чтобы по предупрежденію Господню не случилось съ нами что-либо худшее, которое можетъ раз­разиться надъ нашими головами во единомъ часѣ и увлечь насъ за наши беззаконія въ бездну вѣчной погибели, изъ которой уже нѣтъ возврата.

Мы, православные русскіе люди, не должны забывать то­го, что наша Св. Православная вѣра требуетъ отъ насъ постояннаго подвига, и никогда, не умолкающій призывъ нашей Св. Церкви состоитъ въ необходимости нашего нравственнаго со­вершенствованія, которое достигается по вѣчнымъ и неиз­меннымъ законамъ нашей Церкви. Для того, чтобы угодить Богу и пріобрѣсти миръ для души, нужно жить жизнью Св. Церкви, нужно постоянно и неустанно бороться со своими страстями, совершать молитву, соблюдать св. посты, творить дѣла милосердія, укорять себя и отрекаться отъ себя и совер­шать прочее духовное дѣланіе, на которое наставляетъ насъ Св. Церковь. Осуществлять это не легко, это есть подвигъ, а для души, закоренѣвшей въ грѣхахъ подвигъ весьма трудный, но тѣмъ не менѣе не существуетъ другого пути для того, чтобы угодить Богу, пріобрѣсти миръ для души и наследовать вѣчную жизнь.

Въ старину, въ нашей св. Руси, священные завѣты св. Церкви соблюдались твердо и нерушимо и на этомъ святомъ основаніи возросло наше Отечество, столь отличное во всемъ отъ другихъ народовъ міра и, если бы мы неуклонно шли по нашему историческому пути, то не могло бы быть у насъ ни­какой революціи, никакіе безбожники и богоборцы не могли бы прикоснуться къ нашимъ святынямъ, не былъ бы замученъ Царь Помазанникъ Божій и не пролилась бы кровь милліоновъ русскихъ людей, умученныхъ въ годы кровавой ре­волюціи. И нынѣ, послѣ всего пережитаго и видѣннаго нами, есть единственный путь возрожденія и возстановленія нашего Отечества, это духовно возродиться самимъ и содѣйствовать возрождению всего Русскаго народа. Тамъ въ плѣненной Россіи въ огнѣ и крови очищается русская душа невѣдомыми намъ пу­тями, неужели же мы, находящіеся на свободѣ, не найдемъ въ себѣ силъ для того, чтобы понести добровольный подвигъ духовнаго возрожденія и продадимъ наше духовное первород­ство за чечевичную похлебку благъ матеріальной культуры.

Да не будетъ этого съ нами, русскіе православные лю­ди! Намъ необходимо болѣе тѣсно сплотиться вокругъ нашихъ храмовъ, нужно болѣе глубоко войти въ церковную жизнь, болѣе сознательно отнестись къ нашимъ богослуженіямъ, ясно постигнуть тѣ назиданія и наставленія, которыя въ нихъ заключаются, уразумѣть ихъ красоту, познать своимъ собственымъ опытомъ сладость духовной жизни и тогда передъ нами, какъ путниками, восходящими на высокую го­ру, откроются новые горизонты нашей жизни. Оскудѣваетъ слава и украшеніе нашей Св. Церкви — русское иночество, которое всегда было столь привлекательнымъ для лучшихъ рус­скихъ людей, и мы зовемъ русскихъ юношей и дѣвушекъ отъ дней своей непорочной юности избрать себѣ этотъ лучшій зем­ной жребій, дающій полноту и духовное содержаніе жизни, и ни одинъ инокъ, соблюдающій обѣты иночества, не пожалѣлъ объ этомъ пути, но благословлялъ день и часъ своего вступленія на путь монашества. Но и пожилые и старые люди могутъ найти въ святыхъ обителяхъ миръ и успокоеніе для души и увѣнчать остатокъ своихъ дней служеніемъ Богу. Старѣютъ наши пастыри, вос­питанные еще въ Россіи и мы зовемъ русскую молодежь на подвигъ пастырскаго служенія: нѣтъ болѣе высокаго служенія на землѣ нежели служенія пастырское. Но мы также просимъ православныхъ русскихъ людей съ большимъ вниманіемъ и заботливо­стью отнестись къ своимъ духовнымъ отцамъ пастырямъ, чтобы ихъ жизнь не была бы подобна жизни нищихъ въ богатой странѣ.

Неотложной заботой нашей епархіальной жизни явля­ется скорѣйшее сооруженіе св. Владимірскаго храма памят­ника, указующаго путь русскаго возрожденія, и мы усердно молимся Господу о томъ, чтобы при нашей дружной поддер­жкѣ начатыя тамъ нынѣ работы не прекращались до полнаго завершенія этого св. храма, къ созиданію котораго уже положено столько усилій и жертвъ. Съ большимъ сочувствіемъ мы также выслушали на собраніи докладъ строителей нашего храма въ столицѣ этой страны въ г. Вашингтонѣ, гдѣ нашъ храмъ долженъ стать молитвеннымъ и одушевленнымъ знаменемъ русской православной культуры передъ лицомъ иностраннаго міра и, признавая его общее значеніе, просимъ всѣхъ нашихъ соотечествеиниковъ помочь этому св. дѣлу.

Каждый изъ участниковъ нашего Епархіальнаго Собранія подѣлится со своими прихожанами о всѣхъ тѣхъ вопросахъ, которые мы обсуждали на Собраніи — о Св. Троицкой Духовной Семинаріи въ новыхъ условіяхъ ея существованія, о наилучшемъ преподаваніи Закона Божія и изданіи учебника его, о нашихъ церковныхъ школахъ, объ общихъ условіяхъ пастыр­скаго дѣланія въ инославномъ мірѣ и о другихъ сторонахъ цер­ковной жизни, которыя мы могли разсмотрѣть въ три дня на­шихъ занятій.

Считаю своимъ долгомъ отмѣтить еще то великое значеніе, которое имѣетъ вся русская эмиграпія и каждый нашъ соотечественникъ заграницей въ дѣлѣ борьбы за освобожденіе нашей Родины. Большевики всѣми силами, хотя и совершенно безуспѣшно, пытаются завлечь васъ обратно въ ту тюрьму, въ которую теперь превращена вся Россія. Они давно уже гоня­ются за каждымъ эмигрантомъ, а въ послѣднее время сосредо­точили свое преступное вниманіе на нашей іерархіи, спра­ведливо полагая, что, если бы имъ удалось разстроить Рус­скую Зарубежную Церковь, то они побѣдили бы тогда и главнаго своего врага русскую эмиграцію. Недавно мы совершенно неожиданно, послѣ той хулы, которую изрыгала на насъ совѣтская печать, особенно послѣ прошлогодняго пріема въ Америкѣ совѣтской церковной делегаціи, которая была разоб­лачена резолюціей Епархіальнаго Собранія и нашими про­тестами, мы неожиданно получили въ заказныхъ письмахъ изъ Московской Патріархіи печатное обращеніе за подписью Московского Патріарха и членовъ его Сѵнода съ призывомъ къ эмиграціи возвращаться въ совѣтскую Россію и съ обѣщаніемъ для заграничныхъ русскихъ архіереевъ соотвѣтствующихъ церковныхъ каѳедръ. Да, конечно, если бы русская іерархія откликнулась на этотъ лукавый призывъ совѣтской власти, дѣйствующей черезъ плѣненную ею Московскую Патріархію, то это была бы великая ея побѣда. Однако, мы знаемъ и исповѣдуемъ, что истина одна и на эти призывы мы можемъ отвѣчать лишь тѣми словами, которыми отъ имени Русской Православной Церкви обличалъ ее Святѣйшій Патріархъ Тихонъ, анаѳематствовавъ ее въ самомъ началѣ ея бытія. "Захва­тывая власть и призывая народъ довѣритъся вамъ, какія обѣщанія давали вы ему и какъ исполнили эти обѣщанія. Поистинѣ вы дали ему камень вмѣсто хлѣба и змѣю вмѣсто рыбы (Мѳ. УІІ, 9) . . . Отечество вы подмѣнили бездушнымъ интернаціоналомъ Любовь Христову вы откры­то замѣнили ненавистью и вмѣсто мира разожгли классовую вражду... Въ вашей странѣ никто не чувствуетъ себя въ безопасности, всѣ живутъ подъ постояннымъ страхомъ обы­ска, грабежа, выселенія, ареста, разстрѣла. Вы обѣщали сво­боду, но особенно больно и жестоко нарушаете свободу въ дѣлахъ вѣры и допускаете злобныя богохульства и кощунства въ органахъ вашей печати..."  Со времени произнесенія этой анаѳемы совѣтская власть умножила свои преступленія въ безчисленное число разъ по отношенію къ многострадальному Русскому народу и ея звѣриный антихристовъ ликъ оста­ется такимъ же кровожаднымъ, какимъ былъ отъ самаго нача­ла ея бытія. Она также стремится поработить подъ свою пяту весь міръ и залить кровью свободные народы, что ясно по­казала въ кровавомъ истребленіи сыновъ Венгерскаго на­рода, возставшихъ на защиту своей свободы въ минувшемъ году.

Мы не знаемъ какими способами эта антихристова власть заставляетъ говорить отъ ея имени теперешняго Москов­скаго Патріарха, но такого Патріарха мы не можемъ при­знавать за своего отца и верховнато пастыря Русскаго наро­да. Мы желаемъ, чтобы всероссійскій патріархъ былъ бы живымъ и одушевленнымъ образомъ Христа, дѣлами и словами выражающій истину, хранящій въ благочестіи Русскій на­родъ, безстрашно возвышающій свой голосъ за истину и милосердіе передъ лицомъ всякой власти, а тѣмъ болѣе власти безбожной. Только такой Патріархъ соберетъ расточенное стадо Русской Православной Церкви подъ свой священный омофоръ.

Будемъ же, возлюбленные братіе, ясно сознавать какія страшныя опасности въ этомъ внѣшнемъ благополучіи и довольствіи намъ угрожаютъ. Будемъ твердо и непоколебимо держать священное знамя нашей Русской Зарубежной Цер­кви, дружно сомкнёмся вокругъ него, будемъ неуклонно сле­довать за Богомъ даннымъ намъ нашимъ Духовнымъ Вождемъ и архипастыремъ нашимъ Первоіерархомъ Митрополитомъ Анастасіемъ. На нашего правдолюбиваго, твердаго и честнаго Духовнаго Вождя мы можемъ смѣло положиться. Постараемся укрѣпить и углубить нашу церковную жизнь, отнесемся болѣе разумно къ нашему богослуженію и церковному чинопослѣдованію, будемъ болѣе тщательно исполнять заповѣди Божіи, будемъ искоренять въ нашей средѣ растлѣвающіе мірскіе обычаи, будемъ оказывать доброе вліяніе и воспитывать въ страхѣ Божіимъ подрастающее поколѣніе, будемъ и мы сами духовно возрастать и совершенствоваться. Этого отъ насъ только и ждетъ нашъ милосердный Господь для того, чтобы даровать намъ побѣду, ибо "сія есть побѣда, побѣдившая міръ, вѣра наша" (I Іоан. У, 4).

"Да воскреснетъ Богъ и расточатся врази Его: и да бе­жатъ отъ лица Его ненавидящіе Его".

Председатель десятаго Епархіальнаго Собранія Сѣверо- Американской и Канадской епархіи
Архіепископъ Виталій.
1/14 мая 1957 года Святаго Пророка Іереміи.


Comments