?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Послание Святогорцев Царю Михаилу Палеологу – Часть I б


     V. — Повелишь ли царю святый, побольше обнаружить ихъ, совратившихся съ истиннаго пути?

Сынъ Божій и Господь торжественно говорить міру: ,,азъ есмь дверь, путь, истина, жи­вотъ. Мною аще кто внидетъ, спасется. А прелазняяй инудѣ, той тать есть и разбойникъ - И еще „Овцы моя гласъ мой слышатъ, по чуждѣмъ же не идутъ, но бѣжатъ отъ него, яко не вѣдятъ чуждаго гласа. - Небо и земля пре́йдутъ: словеса же мои не пре́йдутъи.

Пророки же предвѣщали о Немъ: ..вѣренъ Господь во всѣхъ словесѣхъ Его: вѣрны всѣ заповѣди Его, утверждены во вѣкъ вѣка, содѣланы въ исшинѣ и правотѣ."

— И апостолъ говорить: „основаніе положихъ вамъ: другое положити паче желащаго не лѣть есть. Никто не отвергаетъ и не переиначиваетъ завѣщанія человѣка. И этимъ человѣческимъ примѣромъ апостолъ напоминаетъ о непреложности глаголовъ Господа. Послѣ сего выслушай, ца­рю святый, то, что отрадно тебѣ слышать, и суди судомъ правоправеднымъ между Латинами и законоположеніями Божіими, ибо прилично государю, и наипаче благочестивому, любить та­кой судъ. Христіанинъ ли тотъ, кто дерзаетъ прибавлять свое измышленіе къ тому, что уже утверждено, и отвергать что либо изъ писаній, и привносить что-нибудь изъ неписаннаго? Нѣтъ. Отпаденіе его отъ Вѣры явно. Какъ онъ христіанинъ, когда не слѣдуетъ за Христомъ по стопамъ Его, а хочетъ идти передъ нимъ и опереживать его? Самъ великій Моисей, который во многомъ прообразовалъ Христа, желалъ видѣть только зад­няя Божія, и ничего болѣе не требовалъ, говоря, да вижу тебя, какъ разумный, и молился о семъ въ разсѣлинѣ скалы. А Латины дерзаютъ и опереживать. За то къ нимъ относится сказан­ное: „никогда не узрите лица моего вы, опереживающіе меня". - Боль­шой задоръ этотъ предостанавливалъ и въ потомкахъ своихъ Моисей, когда говорилъ: „къ тому, что дано отъ Бога, нечего прибавлять, и отъ того нечего убавлять". И вотъ самъ онъ, идя сзади, видѣлъ слѣды Божіи, и такимъ шествіемъ своимъ и другихъ научилъ бояться Бога и покоряться Ему. Но съ евангельской точки посмотримъ на уклоненіе Латинцовъ и, какъ гово­рится, діаметрально противопоставимъ имъ краткое слово наше. „Бога никто же видѣ нигдѣ же: токмо Единородный Сынъ сый въ лонѣ Отчи, той исповѣда", говоритъ Іоаннъ. Сей же богословъ, вѣрно вѣщавшій объ изумительныхъ тайнахъ, такъ говоритъ и о Духѣ соестественномъ и сочисленномъ съ Нимъ: „Егда же придетъ Утешитель, Его же Азъ послю вамъ отъ Отца, Духъ исти­ны, и же отъ отца исходитъ". Внимай сему глаголу, Латинецъ. Во свѣтѣ зрится свѣтъ, по свидѣтельству Давида. Посмотримъ же въ лучезарномъ Сынѣ; отъ кого исходитъ свѣтъ Духъ. Сынъ дважды глаголетъ о Духѣ, что онъ исходитъ отъ Отца, и тѣмъ утверждаетъ (Сынъ), что Отецъ есть причинность какъ Его, такъ и собстественнаго Духа. А твое превратное и незаконное ученіе объ исхожденіи Духа и отъ Сына, откуда? Ты отвѣчаешь, что оно прибавлено для выраженія единосущія Сына и Духа. Но богословіе Господа развѣ недостаточно показываетъ тебѣ единосущіе какъ Его самого, такъ и соестественнаго и сочисленнаго Духа, и то, что у того и другого одно и тоже источ­ное божество (πηγαια Ѳεοτηζ) и одинъ и тотъ же Отецъ, одно­го родившій, а другаго изводящій изъ себя? Этимъ богословіемъ и богоносные отцы пользовались буквально, и въ Сѵмволѣ вѣры выразили его безъ малѣйшей перемѣны. Ты же вздумалъ видѣть и открыть нѣчто болѣе, чѣмъ оные Отцы и Самъ еди­нородный. Такимъ образомъ по безумной гордости и неповиновенію Христу законодателю ты ввѣрхъ и внизъ мечешь бо­жественные и священные догматы, и сегодня унижаешь Владычное смотрѣніе о насъ, а завтра мутишь высочайшее и богоначальное богословіе, портя вѣру укороченіями и прибавками своими, и наипаче вводишь нѣкую новую вѣру и другое Евангеліе: а это значитъ, что самъ діаволъ чрезъ тебя мутитъ вѣру.

Въ самомъ дѣлѣ не сатанинскій-ли тотъ догматъ, который вводить безбожное двуначаліе и унижаетъ Духа? а паче всего не щадитъ Единороднаго? и по видимому приличествуетъ Ему, а на самомъ дѣлѣ не приложимъ къ нему? Ибо ежели родительство Отца двойное, такъ какъ Онъ раждаетъ Сына и изводитъ Духа, а само оно, какъ ты говоришь, есть свойство не Ѵпостаси Отца, а естества Его; то какимъ образомъ оно у Сына есть по-поламъ съ Отцомъ, а у Духа вовсе нѣтъ его? Коль скоро свой­ства естества – всецѣло общи тремъ богоначальнымъ Ѵпостасямъ, то чего общаго нѣтъ у Духа, того нѣтъ и у Сына. И такъ ни­чего нельзя намъ прибавлять къ оному богословскому рѣченію (Духъ отъ Отца исходитъ). Если бы кто въ Тройцѣ понизилъ что либо, тотъ унизилъ бы всю ее и, чествуя Отца, отнялъ бы чествованіе у того, что рождено и исходить отъ него, допустивъ неравныя степени божества. И ты, я знаю, – не усвоишь онаго рѣченія, потому что усиливаешься поставить на ноги параличъ свой, а не скажу, правду свою, и не покоряешься правдѣ Божіей. За это мы считаемъ тебя еретикомъ, такъ какъ у тебя и самый Сѵмволъ православный вѣры измѣненъ. Этотъ Сѵмволъ Духомъ святымъ объявленъ вѣковѣчнымъ для всякаго православнаго христіанина посредсгвомъ святыхъ вселенскихъ соборовъ, которые суть седьмеричные столпы церкви Христовой, объявленъ тѣмъ Духомъ святымъ, который въ церкви поставилъ апостоловъ, пророковъ и учителей для усовершенія Свя­тыхъ: а ты и его не оставилъ непередѣланнымъ, привыкши все переставлять и поправлять.

Comments