?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

О молитвѣ Іисусовой.

 

Однажды Господь нашъ Іисуcъ Христосъ подходилъ къ Іерихону. Въ то время одинъ слѣпой, просившій милостыню, узнавъ, что проходитъ Іисусъ, закричалъ: „Іисусе, Сыне Давидовъ, помилуй меня!" Шедшіе впереди заставляли было его молчать, но онъ еще громче кричалъ: „Сынъ Да­видовъ, помилуй меня!" Господь, остановившись, велѣлъ привести его къ себѣ и, когда тотъ подошелъ, спросилъ его: „чего ты хочешь отъ Меня?" Онъ сказалъ: „Господи, чтобы мнѣ прозрѣть". Тогда Господь сказалъ ему: „прозри, вѣра твоя спасла тебя". И онъ тотчасъ прозрѣлъ.

Такова, братіе, сила молитвеннаго призыванія имени Го­спода нашего Іисуса Христа. Вотъ почему христіане дол­жны какъ можно чаще призывать сладчайшее имя Іисусово и, подобно нынѣшнему евангельскому слѣпцу, во всѣхъ обстоятельствахъ жизни взывать: „Господи Іисусе Христе, Сыне Вожій, помилуй насъ грѣшныхъ!" Эта краткая молитва назы­вается молитвой Іисусовой. Въ краткихъ словахъ ея заклю­чается глубокое значеніе. Словами этой краткой молитвы христіанинъ и славословитъ Господа Іисуса, и молитъ Его. Въ ней онъ исповѣдуетъ и вѣру свою въ Богочеловѣческое достоинство Іисуса Христа, и покаяніе во грѣхахъ, и чув­ство нужды въ благодатной помощи, и желаніе спасенія отъ погибели, и надежду спасенія. И нѣтъ сомнѣнія, что крат­кая молитва Іисусова имѣетъ великую силу предъ Богомъ, если только она дѣйствительно совершается въ этомъ смыслѣ и съ тѣми чувствами, какихъ требуетъ столь обширный смыслъ ея.

Одно покаянное слово мытаря умилостивило Бога, одно краткое реченіе спасло разбойника. Подобный успѣхъ можетъ имѣть и молитва Іисусова, если мы будемъ творить ее съ покаяніемъ мытаря и вѣрою благоразумнаго разбойника. Въ противномъ случаѣ, сколько бы кто ни твердилъ молитву Іисусову, не можетъ получить отъ нея ду­ховной пользы. Нельзя смотрѣть на нее, какъ на заговоръ какой. Нельзя думать, что сила заключается въ звукахъ. Имя Христово, призываемое въ молитвѣ Іисусовой, правда, имѣетъ столь великую силу въ дѣлѣ нашего спасенія, что, по слову Апостола, „нѣтъ другаго имени подъ небомъ, даннаго человѣкамъ, которымъ надлежало бы спастися" (Дѣян. 4, 12); но благодать Христа привлекается не произнесеніемъ Его имени, а стремленіемъ войти въ живое духовное общеніе, чрезъ вѣру, надежду и любовь, съ Тѣмъ, Которому принадлежитъ это имя. Произнесеніе имени Христова дол­жно быть выраженіемъ этого стремленія, въ противномъ случаѣ это произнесеніе не имѣетъ никакого значенія. Имя Христово страшно бѣсамъ, по обѣтованію Спасителя вѣрующимъ: „именемъ Моимъ будутъ изгонять бѣсовъ" (Марк. 16, 17; сл. Лук., 10, 17). Но бывали случаи, что и бѣсы не боялись имени Христова, какъ показываетъ иримѣръ, упоминаемыхъ въ книгѣ Дѣяніи Аиостольскихъ, іудейскихъ за­клинателей, сыновей первосвященника Окевы. „Заклинаемъ васъ,- говорили они, обращаясь къ бѣсноватымъ,—Іисусомъ, Котораго Павелъ проповѣдуетъ". Но злой духъ сказалъ однажды въ отвѣтъ таковымъ заклинателямъ: Іисуса знаю, и Павелъ мнѣ извѣстенъ, а вы кто"? И бросился на нихъ человѣкъ, въ которомъ былъ злой духъ и, одолѣвъ ихъ, взялъ надъ ними такую силу, что они нагіе и избитые выбѣжали изъ дома" (Дѣян. 19, 13—15). Въ этомъ случаѣ имя Іисуса не могло быть чудотворнымъ, безъ сомнѣнія, потому, что было произносимо безъ вѣры въ Самого Іисуса, съ суевѣрнымъ убѣжденіемъ въ чудотворной силѣ одного звука имени Христова.

Молитва Іисусова, по ученію св. отцовъ, предетавляетъ особенно надежное средство для отгнанія нечистыхъ помысловъ, приражающихся къ душѣ. „Ты, - говоритъ одинъ св. отецъ,—когда приходятъ дурные помыслы, говори; „Господи Іисусе"... часто говори и съ терпѣніемъ,—п помыслы отбѣгутъ; ибо отъ теплоты сердечной, исходящей отъ молитвы, бѣгутъ они, какъ отъ огня".

Помыслы, которые должно побѣждать молитвою Іисусовою, иногда всѣваются діаволомъ, который „яко левъ ры­кая ходитъ, искій кого поглотити" (I Петр. 5, 8). Но и противъ козней діавольскихъ могущественнымъ оружіемъ слу­жить молитва Іисусова. Спасительное дѣйствіе призываемаго имени Іисуса Христа противъ козней бѣсовскихъ отцы— подвижники уподобляютъ дѣйствію вещественнаго огня. „Мо­литва Іисусова, - говорить авва Дороѳей, если совершается со вниманіемъ, творитъ человѣка, яко огнь, и не можетъ приблизиться къ нему бѣсовское дѣйство: ибо когда узрятъ бѣсы человѣка, огражденнаго молитвою Іисусовою, то не смѣютъ приближатися къ нему, боясь его, какъ огня".

Имѣя въ виду великую силу молитвы Іисусовой и спасительныя дѣйствія ея для насъ, св. Іоаннъ Златоустъ убѣждаетъ христіанъ съ неослабною ревностію и непрерывно упражняться въ ней. „Ищите отъ Господа милости смиреннымъ и умиленнымъ сердцемъ и отъ утра до вечера взы­вайте: Господи Іисусе Христе, Сыне Вожій, помилуй насъ. И понуждайте умъ вашъ на это дѣло до смерти, ибо сіе дѣло требуетъ многаго усилія; потому что узкія врата и тѣсный путь вводятъ въ животъ, и употребляющіе усиліе входятъ въ него (Матѳ. 7, 14; 11, 12). Итакь, молю васъ, говорить св. Іоаннъ Златоустъ, правила сей молитвы ни­когда не оставляйте и не презирайте, но ѣдите ли, пьете ли, идете ли, или иное что дѣлаете, непрестанно взывайте: Господи Іисусе, Сыне Божій, помилуй насъ! Итакъ, непре­станно содержи въ памяти имя Господа Іисуса, чтобы, твое сердце стало какъ бы едино съ Госнодомъ Іисусомъ и Го­сподь съ твоимъ сердцемъ".

Православная Жизнь, № 7, июль 1984 г.

Comments