?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

НОВОГОДНЕЕ СЛОВО – Патриархъ Тихонъ

 

Сказанно в храмѣ Христа Спасителя въ Москвѣ передъ началомъ новогодняго молебна 1/14 января 1918 г.

 

Минувшій годъ былъ годомъ строитель­ства Россійской державы. Но увы! Не напоминаетъ ли онъ намъ печальный опытъ вавилонскаго стро­ительства?

На всей землѣ былъ одинъ языкъ и одно нарѣчіе. И сказали люди: построимъ себѣ городъ и башню высотою до небесъ, и сдѣлаемъ себѣ имя, прежде нежели разсѣемся по лицу всей зем­ли. И сошелъ Господь посмотрѣть городъ и баш­ню, которую строили сы­ны человѣческіе. И сказалъ Господь: сойдемъ и смѣшаемъ тамъ языкъ ихъ такъ, чтобы одинъ не понималъ рѣчи другого. И разсѣялъ ихъ Господь от­туда по всей землѣ (Быт. 11, 1, 4-5, 7-8). Не угодно было Господу строительство Вавилонское, противно планамъ Божественнаго домостроительства.

«Сотворимъ себѣ имя» — не напоминаетъ ли это желаніе нашихъ прародителей быть яко боги (Быт. 3, 5)? Единый дотолѣ языкъ смѣшался въ раз­ныя нарѣчія, и единый народъ раздѣлился на разныя племена, враждебныя другъ друга и истреблявшія одно другое.

Аще не Господь созиждетъ домъ, всуе трудишася зиждущіе его, напрасно рано встаютъ и поздно просиживаютъ (Пс. 126, 1- 2). Это исполнилось въ древности на вавилонскихъ строителяхъ. Сбывается днесь и воочію нашею. И наши строители желаютъ сотворить себѣ имя, своими реформами и декретами облагодѣтельствовать не только несчастный русскій народъ, но и весь міръ, и даже народы гораздо болѣе насъ культурные. И эту высокомѣрную затѣю ихъ постигаетъ та же участь, что и замыслы вавилонянъ: вмѣсто блага привносится горькое разочарованіе. Желая сдѣлать насъ богатыми и ни въ чемъ не имѣющими нужды, они на самомъ дѣлѣ превращаютъ насъ въ несчастныхъ, жалкихъ, нищихъ и нагихъ (Апок. 3, 17). Вмѣсто такъ еще недавно великой, могучей, страшной врагамъ и сильной Россіи они сдѣлали изъ нея одно жалкое имя, пустое мѣсто, разбивъ ее на части, пожирающія въ междо­усобной войнѣ одна другую. Когда читаешь «Плачъ Іереміи», невольно оплакиваешь сло­вами пророка и нашу дорогую Родину.

Какъ Господь повергъ на землю красу нашу, какъ разрушилъ укрѣпленія, какъ отвергъ царей и князей нашихъ. Страна, нѣкогда многолюдная, стала одинока какъ вдо­ва, великій между народами князь надъ областями дѣлается данникомъ. Горько плачетъ онъ, и слезы на ланитахъ его, и нѣтъ у него утѣшителя. Враги его стали во главѣ, непріятели благоденствуютъ, и врагъ простеръ руку на самое драгоцѣнное у него. Воз­зри, Господи, и посмотри, какъ мы унижены, и есть ли болѣзнь, какъ наша, какая постигла насъ. Весь народъ воздыхаетъ, ища хлѣба, отдаетъ драгоцѣнности свои за пищу, дрова достаетъ за большія деньги, и наслѣдіе наше переходитъ къ чужимъ. Дѣти просятъ хлѣба, и никто не подаетъ имъ. Ѣвшіе сладкое истаеваютъ на улицахъ, и воспитанные въ багряницѣ жмутся къ навозу (Плач. 1, 1-2, 5, 10- 12; 2, 1-2; 4, 4-5; 5, 2-4). И это въ странѣ, бывшей житницею цѣлой Европы и славившей­ся своими богатствами.

И вся эта разруха и недостатки оттого, что безъ Бога строится нынѣ русское госу­дарство. Развѣ слышали мы изъ устъ нашихъ правителей святое имя Господне въ нашихъ многочисленныхъ совѣтахъ, парламентахъ, предпарламентахъ? Нѣтъ. Они по­лагаются только на свои силы, желаютъ сдѣлать имя себѣ, а не такъ, какъ наши благоче­стивые предки, которые не себѣ, а имени Господню воздавали славу. Оттого Вышній посмѣется планамъ нашимъ и разрушитъ совѣты наши. Подлинно праведенъ Ты, Гос­поди, ибо мы не покорны были Слову Твое­му (Плач. 1, 18).

Забыли мы Господа! Бросились за новымъ счастьемъ, стали бѣгать за обманчивы­ми тѣнями, прильнули къ землѣ, хлѣбу, къ деньгамъ, упились виномъ свободы, - и такъ, чтобы всего этого достать какъ можно больше, взять именно себѣ, чтобы другимъ не оставалось. Заботимся о томъ, что преходитъ, - прилежати же о душѣ, вещи безсмертнѣй, совсѣмъ забываемъ. Оттого и на­ши заботы о созданіи «храминъ и житницъ» постигаетъ неудача. Церковь осуждаетъ та­кое наше строительство, и мы рѣшительно предупреждаемъ, что успѣха у насъ не будетъ никакого до тѣхъ поръ, пока не вспомнимъ о Богѣ, безъ Котораго ничего добраго не можетъ быть сдѣлано (Іоан. 15, 5), пока не обратимся къ Нему всѣмъ сердцемъ и всѣмъ помышленіемъ своимъ (Матѳ. 22, 37). Те­перь все чаще раздаются голоса, что не наши замыслы и строительныя потуги, которыми мы были такъ богаты въ мимошедшее лѣто, спасутъ Россію, а только чудо, - если мы будемъ достойны этого.

Будемъ же молить Господа, чтобы Онъ благословилъ вѣнецъ наступающаго лѣта Своею благостію, и да будетъ оно для Россіи лѣто Господне, благопріятное (Ис. 61,2).

 

«Церковный вѣдомостн» №1, 1918 г. (текстъ печа­тается по сборнику «Акты Святѣйшаго Патріарха Тихона...», М. 1994 г.) - «Православная Русь», № 1, 1995 г.

Comments