?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Церковь Мучениковъ - Часть ІІ

 

Докладъ Архіепископа Антонія Лосъ-Анжелосскаго, составленный во исполнение указа Архіерейскаго Синода отъ 9/22 марта 1972 года о собираніи матеріаловъ по вопросу прославленія Сонма Новомучениковъ Россійскихъ.

 

Имѣя въ виду продолженіе апостольскаго служенія св. мучениками и высокое почитаніе ихъ подвига св. Церковью, можно глубоко понять, что наша св. Церковь, будучи апостольской, въ то же время является мучени­ческой, или Церковью мучениковъ. Это слѣдуетъ также изъ простого сопоставленія числа прославленныхъ св. мучениковъ, указанныхъ въ Полномъ Мѣсяцесловѣ Православной Церкви — около 350.000 - съ числомъ всѣхъ остальныхъ святыхъ - около 12.000, т.е. на каждыхъ 30 св. мучениковъ приходится, приблизительно, одинъ святой иного чина.

 

Для чего нужно прославленіе св. Россійскихъ Новомучениковъ?

При наличіи небывалыхъ гоненій и страданій нашихъ вѣрующихъ братьевъ въ порабощенной Россіи, гдѣ че­ловеческая помощь безсильна, улучшить положеніе можетъ только небесная помощь черезъ молитвы св. мучени­ковъ, которыя можно и необходимо привлечь прославленіемъ ихъ. Такой путь полученія небеснаго заступни­чества въ переживаемый нами періодъ небывалыхъ потрясеній, страданій и колебаній особенно умѣстенъ, имѣя въ виду историческій примѣръ Стоглаваго Собора 1551 года, главной цѣлью котораго было духовное обновленіе Русской Церкви, занявшей первенствующее положеніе среди другихъ православныхъ Церквей послѣ паденія Византіи.

Но прежде чѣмъ предпринять дѣло обновленія Церкви, Митрополитъ Московскій Макарій, позаботился о другомъ. Стояніе и славу всякой Церкви составляют ея святыя. Желая предпринять дѣло обновленія Церкви уже съ готовой помощью всѣхъ русскихъ чудотворцевъ, Митрополитъ Макарій началъ съ всеобщаго торжественнаго прославленія тѣхъ изъ нихъ, которые оста­вались непрославленными или недостаточно прославленными. На двухъ Соборахъ - въ 1547 и 1549 г. - Митрополитъ Макарій канонизовалъ 39 святыхъ, изъ которыхъ 9 были прославлены впервые, а изъ остав­шихся 30, 22 были празднуемые святые, которымъ было установлено теперь общецерковное празднованіе, и 8, которымъ было подтверждено мѣстное празднованіе, съ внесеніемъ въ мѣсяцесловъ (Проф. Е. Голубинскій. Исторія канонизаціи святыхъ въ Русской Церкви, стр. 92-109).


Постановленіе Всероссійскаго Собора и Архіерейскаго Собора о прославленіи мучениковъ.

Первый Всероссійскій Священный Соборъ 5/18 апрѣля 1918 года издалъ опредѣленіе «О мѣропріятіяхъ, вызываемыхъ происходящимъ гоненіемъ на Православ­ную Церковь», 3-й пунктъ котораго гласитъ: «Устроить во всѣхъ приходахъ, гдѣ были скончавшіе жизнь свою за Вѣру и Церковь исповѣдники и мученики, крестные ходы къ мѣстамъ ихъ погребенія, гдѣ совершить торжественныя панихиды съ прославленіемъ въ словѣ свя­щенной ихъ памяти».

Въ этомъ опредѣленіи слѣдуетъ обратить вниманіе на необычное выраженіе «скончавшіе жизнь», вмѣсто «убіенные», какъ будто мученики по своей волѣ окон­чили жизнь, и никто другой въ этомъ не виноватъ. Это обясияется опасностью репрессій, если бы были указаны власть имущіе убійцы. Нельзя не обратить «вниманія и на одно противорѣчіе въ этомъ опредѣленіи. Предпи­сывается «прославить священную память», но просла­вить лишь «въ словѣ» и одновременно, вмѣсто молитвъ св. мученикамъ, ибо именно въ этомъ состоитъ прославленіе, предписывается совершить только торжественныя панихиды. Эту часть опредѣленія легко понять при отсутствіи свободы Церкви и при наличіи бушующаго пламени гоненій и потоковъ крови революціи. Въ древней Церкви по большей части также не могли быть полно­стью прославлены св. мученики во время сильныхъ гоненій, напримѣръ, при Неронѣ (1-й в.), Декіи (3-й в.) или Діоклитіанѣ (нач. 4-го в.), но немедленно послѣ окончанія этихъ гоненій имъ строились храмы, чѣмъ какъ-бы завершалось прославленіе. Впрочемъ, построеніе храмовъ не является обязательной частью прославленія, представляя собою лишь одно изъ свидѣтельствъ состоявшагося прославленія.

Такимъ образомъ, этимъ опредѣленіемъ было сдѣлано для прославленія св. мучениковъ то, что возможно было сдѣлать при тогдашнихъ грозныхъ обстоятельствахъ, т.е. былъ признанъ высокій подвигъ мучениковъ и была выражена желательность «прославленія ихъ свя­щенной памяти».

Прославить священную память всѣхъ св. Новомучениковъ какъ должно, т.е. установленіемъ имъ празднованія, можемъ и нравственно обязаны мы, находящіеся въ условіяхъ полной свободы.

Послѣдній Архіерейскій Соборъ 9/22 сентября 1971 года имѣлъ сужденіе о прославленіи Россійскихъ Ново­мучениковъ и постановилъ: «Архіерейскій Соборъ съ благоговѣніемъ преклоняется передъ священнымъ подвигомъ Россійскихъ Новомучениковъ и сочувствуетъ ихъ прославленію».

 

Заключеніе.

Принимая во вниманіе всѣ вышеизложенныя основанія, представляется необходимымъ совершить тор­жественное мѣстное прославленіе св. Новомучениковъ Россійскихъ, во главѣ съ Помазанникомъ Божіимъ Царемъ-Мученикомъ Государемъ Императоромъ Николаемъ Александровичемъ и Его мученически убіенной Августѣйшей Семьей.

Человѣка не могутъ сдѣлать святымъ люди. Но что­бы человѣкъ внѣшнимъ образомъ былъ прославленъ какъ святой, чтобы ему было установлено празднованіе, для этого требуются заботы и любовь вѣрующихъ къ святымъ. Да удостоитъ насъ Господь чести и славы открытаго прославленія св. мучениковъ въ свободной отъ коммунистическаго гнета части міра!


Архіепископъ Антоній.
Лосъ Анжелосъ, 19 авг./1 сент. 1974 г.

 

 

Comments