?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Православіе на Западной Руси въ XVI вѣкѣ

Еще къ великому князю Владиміру явля­лись проповѣдники отъ папы, а отвѣтъ его: «Отцы наши не принимали вѣры отъ па­пы...» - показываетъ, что попытки со сто­роны папъ къ подчиненію русскихъ своей власти были и ранѣе. Въ 1075 г., папа Григорій VII предлагалъ великому князю Изяславу, изгнанному изъ Кіева, вооруженную помощь для возвращенія въ Кіевъ, если онъ признаетъ его власть; но Изяславъ этой власти не призналъ и возвратился въ свою столицу безъ папской помощи. Въ 1204 г., папа Иннокентій III обѣщалъ волынскому князю Роману покорить ему народы «мечомъ святого Петра»; но Романъ, указавъ на свой мечъ, объявилъ посламъ папы, что въ другомъ не нуждается. Въ 1374 г., шведскій король Магнусъ, изъ угожденія папѣ, предлагалъ новгородцамъ вступить въ пренія о вѣрѣ, но Василій, Новгородскій архіепископъ, указалъ ему обратиться для этого къ Церкви Греческой. При царѣ Іоаннѣ Грозномъ, въ 1581 г., пріѣзжалъ въ Москву іезуитъ Антоній Поссевинъ съ цѣлью устроить соглашеніе между нимъ и польскимъ королемъ Стефаномъ Баторіемъ, и склонить его къ признанію пап­ской власти. Іоаннъ осыпалъ дарами и лас­ками Антонія за умиреніе Баторія, но въ преніяхъ о вѣрѣ далъ ему сильный отпоръ. На обратномъ пути черезъ Польшу, Антоній Поссевинъ посовѣтовалъ королю и своимъ собратьямъ іезуитамъ всячески действо­вать въ пользу уніи, т.к. прямаго подчиненія русскихъ папамъ достигнуть невозможно.

Въ концѣ XVI в. состоялась т.н. Литов­ская унія, или попытка соединенія православныхъ, жившихъ въ отдѣлившихся отъ Московской митрополіи юго-западныхъ епархіяхъ, и Католической церкви.

Причинами этого прискорбнаго для Православной Церкви и бѣдственнаго для всего юго-западнаго края событія были нетвердость въ положеніи и управленіи от­делившихся епархій; происки со стороны латинянъ и въ особенности іезуитовъ; измѣна Православію нѣкоторыхъ епископовъ, управлявшихъ въ то время юго-западной Россійской Церковью.

При отдѣленіи юго-западныхъ епархій подъ власть особаго митрополита возникъ вопросъ: кому они должны быть подчинены въ іерархическомъ отношеніи? Противъ желанія виновниковъ отдѣленія, юго-западная митрополія подчинилась власти Константинопольскаго патріарха, и патріархи, ввиду опасностей со стороны латинства, усилили свой надзоръ надъ отдѣлившимися епархіями. Многіе изъ юго-западныхъ епископовъ стали тяготиться этой зависимос­тью, особенно видя, что Московская митрополія совершенно отъ нея освободилась и сдѣлалась самостоятельной. Другой тяже­лый вопросъ былъ о внѣшнемъ покровительствѣ для отдѣлившихся юго-западныхъ епархій. Московская Церковь имѣла защиту и покровителей въ православныхъ государяхъ. Кіевская не имѣла этой опоры, пото­му что польскіе и литовскіе короли были ка­толиками, и находила поддержку лишь въ православныхъ боярахъ (панахъ) и въ народѣ. Бояре и выбранные изъ народа участ­вовали въ избраніи не только священниковъ, но и епископовъ и самого митрополи­та. При этомъ случалось, что многія помѣстья переходили отъ православныхъ пановъ къ католикамъ; вмѣстѣ съ правами помѣщиковъ они получали и право надзора за православными церквами. Все это неизбѣжно вело къ разнымъ замѣшательствамъ въ управленіи. Епископы жаловались на стѣсненіе своихъ правъ и испрашивали у королей грамоты о независимости церковнаго суда отъ всякаго мірского вмѣшательства. Короли, въ видахъ возвышенія своей власти, охотно давали эти грамоты и обезсиливали какъ пановъ, такъ и самихъ епис­коповъ, которые въ панахъ имѣли свою опору.

При такомъ положеніи дѣлъ въ юго-западныхъ нашихъ епархіяхъ явились сюда іезуиты и съ обычной имъ ловкостью и на­стойчивостью воспользовались всѣми благопріятными обстоятельствами для своей цѣли, т.е. для распространенія власти па­пы. Они забрали въ свои руки школы и въ дѣтяхъ русскихъ бояръ воспитывали отвра­щение къ православному духовенству и пра­вославной вѣрѣ, которую называли холоп­ской вѣрой (т.е. вѣрой простонародія). Пло­ды такого воспитанія скоро обнаружились. Большая часть русскихъ бояръ и князей пе­решла въ латинство. Для противодѣйствія вліянію іезуитовъ во многихъ городахъ заво­дились братства, которыя отъ восточныхъ патріарховъ получили важныя права; такъ, напримѣръ, Львовское братство имѣло пра­во обличать въ неправомысліи самихъ епископовъ и даже отлучать ихъ отъ Церкви. Вышли новыя затрудненія, которыми опять ловко воспользовались іезуиты. Они воору­жали епископовъ противъ братствъ и противъ патріарховъ (рабовъ султановыхъ), указывая имъ на великолѣпное положеніе католическихъ епископовъ, изъ которыхъ многіе засѣдаютъ въ сенатѣ, пользуются значеніемъ, богатствомъ, властью. Поль­ское правительство всячески помогало іезуитамъ и епископскія мѣста предоставляло по указанію ихъ такимъ лицамъ, которые могли быть и оказались впослѣдствіи по­слушными ихъ орудіями. Таковы были въ особенности Кириллъ Терлецкій, епископъ Луцкій, и Ипатій Поцѣй, епископъ Владимірскій-на-Волыни.

Кириллъ Терлецкій, родомъ дворянинъ, въ санѣ епископа велъ жизнь разгульнаго польскаго пана. Сосѣди жаловались на его буйство и наѣзды, сопровождавшіеся ино­гда даже убійствами. Ко всему этому онъ былъ двоеженецъ. Ипатій Поцѣй, также дворянинъ, воспитывался у іезуитовъ и былъ сначала католикомъ, потомъ протестантомъ, и, наконецъ, православнымъ. Въ монашество онъ пошелъ отъ долговъ, какіе надѣлалъ, живя въ міру. Ки­риллъ постригъ его и выхлопоталъ ему бо­гатую епископію Владимірскую-на-Волыни. Оба они тяготились зависимостью отъ патріарха, пановъ, братствъ и мечтали о независимости и почетѣ, засѣдавшихъ въ се­натѣ латинскихъ епископовъ.

Ближайшій поводъ къ уніи дало следу­ющее обстоятельство. Константинопольскій патріархъ Іеремія, во время проѣзда по югу Россіи въ Москву для учрежденія патріаршества, лишилъ Кіевскаго митрополита Онисифора каѳедры за двоеженство, и назначилъ на его мѣсто Михаила Рагозу и велѣлъ ему къ возвращенію своему созвать соборъ для разсужденія о другомъ двоеженцѣ, обвиняемомъ во многихъ преступленіяхъ, Кириллѣ Терлецкомъ. Михаилъ Рагоза, человѣкъ добрый, но слабаго характе­ра, не созвалъ собора и ввелъ патріарха въ напрасныя ожиданія и издержки. Патріархъ, отзываемый своими дѣлами изъ Россіи, послалъ довѣрительныя грамоты къ Рагозѣ и Мелетію, епископу Владимірскому, для суда надъ Терлецкимъ. Обѣ эти грамоты были перехвачены Кирилломъ, и дѣло опять за­тянулось. Между тѣмъ, Мелетій умеръ и Ки­риллу Терлецкому удалось предоставить Владимірскую каѳедру своему другу Ипатію Поцѣю. Боясь назначенія новаго суда со стороны патріарха, Кириллъ поспѣшилъ дѣйствовать въ пользу уніи и привлекъ въ свои сообщники Ипатія.

Въ 1593 г. они открыто предложили прочимъ юго-западнымъ епископамъ унію для освобожденія отъ власти патріарха и отъ вмешательства мірянъ въ дѣла церковнаго управленія. Въ декабрѣ 1595 г. они бы­ли уже въ Римѣ, цѣловали туфлю папы Кли­мента VIII, признали исхожденіе Святого Ду­ха отъ Сына, верховную власть римскаго первосвященника, ученіе объ индульгенціяхъ и чистилищѣ. Папа принялъ ихъ съ восторгомъ, назначилъ въ честь состоявше­гося соединенія съ русскими большое тор­жество и велѣлъ вычеканить монету. На этой монетѣ были изображены папа и россіянинъ, припадшій къ его ногамъ, и вырѣзаны были слова: «Въ память воспріятія русскихъ».

Все это дѣло велось, по обычаю іезуитовъ, съ разными подлогами и обманами. Такъ, напримѣръ, отъ двухъ епископовъ отобрали подписи на бѣлыхъ бланкахъ, буд­то бы на случай непредвидѣнныхъ ходатайствъ передъ королемъ за православ­ныхъ, а между тѣмъ, на этихъ именно блан­кахъ и была написана просьба объ уніи. Поцѣй и Терлецкій въ Римѣ сдѣлали такія уступки папѣ, на которыя не уполномачивали ихъ даже единомысленные съ ними епи­скопы. Еще не успѣли Терлецкій и Поцѣй возвратиться изъ Рима, какъ эти подлоги были обнаружены, чѣмъ было вызвано сильное негодованіе противъ нихъ и со сто­роны нѣкоторыхъ епископовъ (Гедеонъ Львовскій и Михаилъ Перемышльскій), и со стороны православныхъ князей (князь Острожскій) и народа.

Въ концѣ 1596 г. состоялся соборъ въ Брестѣ для сужденія объ уніи, на который, кромѣ юго-западныхъ епископовъ, явились два патріаршихъ экзарха: отъ Константинопольскаго патріарха Никифоръ и отъ Александрійскаго - Кириллъ Лукарисъ. Съ самаго начала собора, православные отдели­лись отъ уніатской партіи и открыли особыя засѣданія. Во главѣ православныхъ стояли экзархи, шесть епископовъ и князь Острожскій. Непреклонными приверженцами уніи оказались четыре епископа, но ихъ сто­рону принялъ король. Митрополитъ велъ се­бя нерѣшительно и не зналъ, куда стать, до­коле свѣтская власть и настойчивость іезуитовъ не привлекли его на сторону, против­ную Православію. Приверженцы уніи торже­ственно прочитали папскую буллу и актъ соединенія. Православные же со своей сто­роны подписали опредѣленіе: не слушать митрополита и епископовъ — отступниковъ и считать ихъ лишенными власти; ничего въ отношеніи вѣры не предпринимать безъ во­ли Константинопольскаго патріарха.

Съ этого времени начинаются гоненія на православныхъ. Уніатскіе епископы сме­щали православныхъ священниковъ и на мѣсто ихъ ставили уніатовъ. Православныя братства были объявлены мятежными сход­ками, вѣрныхъ Православію горожанъ ли­шали должностей, стѣсняли въ торговлѣ и ремеслахъ. Крестьяне подвергались всяческимъ обидамъ отъ своихъ помѣщиковъ- католиковъ. Храмы насильственно обраща­лись въ уніатскіе или отдавались въ аренду іудеямъ. Арендаторъ имѣлъ у себя ключи отъ церкви и бралъ пошлину за каждую службу и требу. Множество православныхъ отъ этихъ притѣсненій убѣжали въ степи къ казакамъ. Эти возстали на защиту право­славной вѣры подъ начальствомъ Тараса. Но, къ счастью для православныхъ, умеръ ихъ яростный гонитель Сигизмундъ III. Преемникъ его, Владиславъ IV, далъ Право­славной Церкви льготы, при которыхъ она утвердилась для послѣдующей борьбы съ уніатами и католиками. Между прочимъ, дозволено было православнымъ имѣть особаго митрополита въ Кіевѣ. На этой каѳедрѣ явился замѣчательный дѣятель въ пользу Православія - митрополитъ Петръ (Моги­ла). Митрополитъ Петръ управлялъ Кіевской митрополіей съ 1633 по 1646 г. Сынъ молдавскаго господаря, онъ получилъ образованіе въ Парижѣ и съ честью отслужилъ въ польскомъ войскѣ. Постригся въ монахи въ Кіево-Печерской Лаврѣ и былъ архимандритомъ. Сдѣлавшись Кіевскимъ митрополитомъ, онъ немедленно возвратилъ отъ уніатовъ Кіево-Софійскій соборъ, обновилъ и вновь освятилъ его; украсилъ Кіево-Печерскую Лавру и возобновилъ одинъ придѣлъ Десятиннаго храма, при чемъ обрѣтены были мощи святого равноапостольнаго князя Владиміра. Онъ также преобразовалъ Богоявленскую братскую школу, вы просилъ для нея у расположеннаго къ нему короля разныя привилегіи и переименовалъ ее въ коллегію. Эта коллегія, названная Могилянской, сдѣлалась впослѣдствіи Кіевской академіей Россіи. Нѣсколько ученыхъ людей, которыхъ для основательнаго образованія онъ посылалъ за границу, занима­лись подъ его надзоромъ отчасти переводомъ отеческихъ твореній, отчасти составленіемъ новыхъ книгъ, которые служили къ охраненію Православія. Подъ руководствомъ его было составлено «Православное исповѣданіе вѣры». Разсмотренное на двухъ соборахъ въ Кіевѣ и Яссахъ, оно было потомъ утверждено и одобрено всѣми вос­точными патріархами и, такимъ образомъ, пріобрѣло авторитетъ символической книги для всей Православной Церкви, какой имѣетъ и доселѣ. Подъ надзоромъ митрополита печатались богослужебныя книги. Однимъ изъ важныхъ его изданій было изданіе Большого требника. Митрополитъ трудился надъ пересмотромъ Библіи для новаго изданія и житій святыхъ, но эти труды были прерваны смертью святителя.

Впрочемъ, хотя Владиславъ относился благосклонно къ православнымъ, но поляки его не слушались и продолжали гоненія. Ка­заки нѣсколько разъ брались за оружіе и, когда попадались въ плѣнъ къ полякамъ, тѣ предавали ихъ ужаснымъ истязаніямъ. Однихъ колесовали, другимъ ломали руки и ноги, иныхъ пробивали насквозь спицами и поднимали на дыбу. Дѣтей жгли на желѣзныхъ рѣшеткахъ передъ глазами отцовъ и матерей.

Такіе ужасы побудили казаковъ искать покровительства русскаго царя, и въ 1654 г., Малороссія, при гетманѣ Богданѣ Хмѣльницкомъ, присоединилась къ Россіи. Въ 1687 г. Московскій и всея Россіи патріархъ Іоакимъ поставилъ Гедеона, кня­зя Четвертинскаго, Кіевскимъ митрополитомъ, и съ этого времени Кіевскіе митропо­литы стали въ зависимости отъ патріарха Московскаго и вошли въ единеніе съ Право­славной Церковью великой Россіи. Но другія, оторгнутыя, отъ нея епархіи въ Литвѣ и Галиціи, оставались еще въ насиль­ственно навязанной имъ уніи съ Римомъ.

Прот. Петръ Смирновъ
("Царскоунае слова"№6, 1995г.)
-
«Православная Русь», № 11, 1996 г.



Comments