?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Из духовного сокровища Царской Семьи – Еп. Мефодий – Часть ІІ

«Великое дѣло подавать милостыню убогимъ, когда имѣются деньги; но миловать согрѣшающаго противъ насъ ближня­го настолько выше и настолько болѣе способствуетъ къ полученію прощенія, насколько душа, по естеству, превосходнѣе тѣла» (стр. 78, Маркъ Подвижникъ).

Несмотря на страданія, должна быть радость и бодрость:

«Во всякомъ времени, мѣстѣ и дѣлѣ будемъ твердо дер­жаться одной цѣли, чтобы намъ, подвергаясь различнымъ обидамъ отъ человѣковъ, радоваться, а не скорбѣть, — радовать­ся не просто, не безсмысленно: радоваться на томъ основаніи, что обрѣтаемъ благопріятный случай къ полученію прощенія въ нашихъ согрѣшеніяхъ, прощая ближнему. Въ зтомъ заклю­чается РАЗУМЪ ИСТИНЫ» (стр. 80, онъ же).

Унынія не должно быть:

«Нѣтъ причины для страждующаго горячкою къ самоубійству: такъ никому и ни въ какомъ случаѣ, даже до послѣдняго издыханія, не должно отчаиваться» (стр. 87, Іоаннъ Лѣствичникъ).

Затѣмъ слѣдуютъ мѣста о смиреніи и кротости:

«Въ томъ, кто стяжалъ смиреніе, не проявляется ни нена­висти, ни прекословія; не слышится изъ него вони непокорно­сти». «Иное превозноситься, иное — не превозноситься, и иное - смиряться. Находясь въ первомъ устроеніи, мы судимъ и осуждаемъ ближнихъ въ теченіе всего дня; находясь во второмъ, - не судимъ и не осуждаемъ ни другихъ, ни себя; въ третьемъ, будучи оправданы передъ Богомъ, осуждаемъ себя непрестанно» (стр. 89, онъ же). «Кротость состоитъ въ томъ, чтобы, при оскорбленіяхъ отъ ближняго, нечувствовать оскорбленія и чи­сто молиться о немъ» (стр. 92). «Простота всегда соединена со смиреніемъ» (стр. 94). А «гордость — и начало, и совершенство всѣхъ золъ» (стр. 97). «Отъ забвенія грѣховъ образуется гор­дость; памятованіе грѣховъ — причина смиренія». «Кротость есть неколеблющееся устроеніе души, пребывающее одинаковымъ при поношеніяхъ и при похвалахъ» (стр. 98-99). «Блаженъ тотъ, кто, укоряемый и унижаемый ежедневно, понудилъ себя къ терпѣнію ради Бога; онъ приметъ участіе въ вѣчномъ праздникѣ мучениковъ, и вступитъ дерзновенно въ общеніе съ Ангелами» (стр. 194). «Усердно пей поруганіе, какъ воду жизни, отъ всякаго человѣка, покушающагося напоить тебя чистительнымъ врачествомъ, изгоняющимъ изъ сердца сладострастіе. Если будешь руководствоваться этимъ правиломъ, то глубокая чистота возсіяетъ въ душѣ твоей, и свѣтъ Божій не оскудѣетъ въ сердцѣ твоемъ» (стр. 105, онъ же).

И опять, какая вѣра въ Промыслъ Божій:

«Должно вѣровать, что не случается ничего безъ промысла Божія. Гдѣ дѣйствуетъ промыслъ Божій, оттуда истекаетъ все­возможное добро, всевозможная польза для души; потому что все, что ни дѣлаетъ съ нами Богъ, дѣлаетъ къ благу нашему, дѣлаетъ, любя и милуя насъ, — и мы должны О ВСЕМЪ БЛАГО­ДАРИТЬ благость Его, по наставленію Апостола, никогда не предаваясь печали и малодушію по причинѣ случающагося съ нами. Все, что ни постигнетъ насъ, будемъ принимать безъ смущенія, со смиренномудріемъ и упованіемъ на Бога, вѣруя, какъ я сказалъ, что все, что ни дѣлаетъ съ нами Богъ, дѣлаетъ по благости Своей, любя насъ и во благо намъ, что иначе не можетъ быть намъ поль­зы, какъ тѣмъ способомъ, которымъ устраиваетъ Богъ». — «Богъ - источникъ премудрости. Онъ вѣдаетъ полезное намъ, и сообраз­но этому вѣдѣнію, устраиваетъ все, относящееся къ намъ, даже до мелочей. Богу все возможно; для Него нѣтъ ничего невозмож­наго. Зная, что Богъ любитъ и милуетъ созданіе Свое, что Онъ — источникъ премудрости, что Онъ вѣдаетъ, какимъ образомъ должно устраивать наши обстоятельства, что нѣтъ ничего не­возможнаго для Него, что все служить волѣ Его, такъ же, зная, что все, что Онъ ни дѣлаетъ, дѣлается къ нашей пользѣ, мы обязаны принимать все, попускаемое намъ, хотя бы то было и скорбное, какъ отъ Благодѣтеля, какъ отъ Владыки, съ благодареніемъ. Все совершающееся, со­вершается по праведному суду Божію, — и Богъ, безконечно ми­лостивый, не презритъ насъ ни въ какой скорби нашей, и самомалѣйшей».

Такъ готовилась Августѣйшая Семья къ мученической кончинѣ.

«Богъ не попускаетъ намъ искушеній, превышающихъ нашу силу» (стр. 114-115, преп. Авва Дорофей). «Если кто переносить напасть съ терпѣніемъ и смиреніемъ, то она пройдетъ безвредно для него» (стр. 116, онъ же). «Терпи, подвизайся и моли Бога» (стр. 117, онъ же).

Не легокъ былъ духовный подвигь заключенныхъ. Въ книгѣ подчеркнуто:

«Крѣпость желающихъ пріобрѣсти добродѣтели заключа­ется въ томъ, чтобы не малодушествовали, когда падутъ, чтобы не приходили въ отчаяніе, но продолжали подвизаться» (стр 123). «ЯКО МНОГИМИ СКОРБЯМИ ПОДОБАЕТЪ НАМЪ ВНИТИ ВЪ ЦАРСТВІЕ БОЖІЕ».

Не легко, видимо, было терпѣть отношеніе окружающихъ:

«Не ищи любви отъ ближняго. Ищущій любви, если не видитъ ее, смущается. Лучше: ты покажи любовь къ ближнему. Поступивъ такъ, и самъ успокоишься, и приведешь ближняго къ любви» (стр. 126, онъ же).

«Понуждай себя ко всему доброму и отсѣкай свою волю...: благодатію Христовою и собственнымъ подвигомъ придешь въ навыкъ отсѣченія воли и уже будешь отсѣкать ее безъ принужденія и скорби, такъ что все случающееся будетъ случаться какъ бы по твоей волѣ и по твоему желанію» (стр. 127).

Въ подвигѣ духовномъ надо избѣжать грѣха осужденія:

«Не желай знать пороковъ и согрѣшеній ближняго твоего и не принимай на него подозрѣній, внушаемыхъ врагомъ... За все благодари, стяжи благость и святую любовь... Со всевозможнымъ трезвеніемъ будемъ хранить совѣсть нашу во всѣхъ отношеніяхъ: къ Богу, къ ближнему, къ вещамъ... Ничего нѣтъ хуже осужденія, сказали Отцы» (стр. 128-9).

«Имѣемъ о чемъ заботиться. Каждый внимаетъ себѣ и сво­ему злу. Оправдывать и осуждать человѣковъ принадлежитъ Еди­ному Богу, Который знаетъ устроеніе, силу, обстоятельства, да­рования, тѣлосложеніе, способности каждаго, и соразмѣрно это­му судитъ каждаго судомъ, постижимымъ Единому Богу» (стр. 130-1).

Надо имѣть любовь:

«Стяжемъ любовь, стяжемъ милостивое сердце къ ближне­му чтобы при посредствѣ его помогать другъ другу, какъ собственнымъ членамъ» (стр. 133). «Чѣмъ болѣе сближаемся мы другъ съ другомъ, тѣмъ болѣе приближаемся къ Богу»... (стр. 134). «Будемъ трезвиться, братіе, и при содѣйствіи Божіемъ, уси­ленно бороться, противъ всепагубной страсти памятозлобія, что­бы избавиться отъ обладанія ею» (стр. 137). «Какимъ средствомъ можно получить исцѣленіе отъ памятозлобія? Молясь отъ всего сердца о оскорбившемъ и говоря: Боже, помоги брату и мнѣ, молитвъ ради его» (стр. 138). «Доколѣ имѣемъ время, бу­демъ внимать себѣ и трудиться тщательно» (стр. 139, онъ же). «Не впади въ малодушіе, но благодари Бога» (стр. 145, преп. Исаія Отшельникъ). «Не питай вражды ни къ какому человѣку. Иначе Богъ не будетъ принимать молитвы твоей. Имѣй миръ со всѣми и будешь имѣть дерзновеніе въ молитвѣ» (стр. 151). «Надо, что­бы ты забылъ оскорбленія и обиды, нанесенныя тебѣ ближнимъ»... (стр. 153). «Сынъ Божій содѣлался человѣкомъ, чтобы послѣдователи Его уподоблялись Ему смиренномудріемъ, нестяжаніемъ, уничиженнымъ положеніемъ въ мірѣ, перенесеніемъ обидъ и поруганій, безпопечительностью о тѣлѣ, пренебреженіемъ навѣтами лукавыхъ демоновъ. Кто, побѣдивъ страсти, придетъ въ это состояніе, тотъ — Христовъ, тотъ — сынъ Божій и братъ Іисуса». «Господь сказалъ: АМИНЬ, АМИНЬ, ГЛАГОЛЮ ВАМЪ: АЩЕ НЕ ОБРАТИТЕСЯ И БУДЕТЕ ЯКО ДѢТИ, НЕ ВНИДИТЕ ВЪ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ» (стр. 156). «ВЪ СМИРЕНІИ СУДЪ ЕГО ВЗЯТСЯ» (стр. 159). «Тщательно внимай себѣ и вѣруй, что укоризны и безчестія, переносимыя ради Господа, составляютъ великое пріобрѣтеніе для души твоей, служатъ ей средствомъ спасенія. ГІретерпѣвай ихъ усердно, не смущайся. По­мышляй, что ты достоинъ пострадать несравненно больше за грѣхи свои. Говори самъ себѣ: «велико для меня, что удостаиваюсь понести эти страданія и огорченія ради Господа. Многія скорби и уничиженія, которымъ подвергаюсь, содѣлаютъ меня, можетъ быть, въ нѣкоторой степени послѣдователемъ пострадавшаго за меня Бога». Каждый разъ, какъ ни вспомнишь объ оскорбившихъ тебя, не поропщи о нихъ: помолись о нихъ искренно, отъ души, какъ о благодѣтеляхъ, исходатайствовавшихъ тебѣ великія пріобрѣтенія» (стр. 160). «Богъ присутствуетъ вездѣ и видитъ все» (стр. 162). «Уповай на Него Единаго» (стр. 163, онъ же).

Это послѣднія слова, подчеркнутая въ книгѣ Императрицы.

Таковы мысли, таковы чувства, которыя воспринимали и переживали члены Царской Семьи, находясь въ заключеніи. По нимъ видно, до какой духовной высоты они дошли. Съ такими настроеніями они готовились къ послѣднему испытанію, къ подвигу мученической кончины. Закончимъ выписки словами, подчеркнутыми въ книгѣ Великой Княжны Татьяны Николаевны:

«Вѣрующіе въ Господа Іисуса Христа шли на смерть, какъ на праздникъстановясь передъ неизбѣжною смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствіе духа, которое не оставляло ихъ ни на минуту... Они шли спокойно навстрѣчу смерти потому, что надѣялись вступить въ иную, духовную жизнь, открывающуюся для человѣка за гробомъ» (стр. 366).

Мы знаемъ, что всѣ эти мысли, настроенія и духовныя устремления засвидетельствованы Царской Семьей жизнью и мучени­ческой кончиной. Въ испытаніи и скорби вѣра ихъ росла и крѣпла.

«Претерпѣвый же до конца спасется»...

«Блаженъ яже избралъ и пріялъ еси, Господи... Память ихъ въ родъ и родъ»


Comments