?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

По разлученіи души отъ тѣла - Часть ІІ.

Продолженіе

Значеніе дней: третьего, девятаго, cороковаго и годоваго.


    Преосвященный Макарій пишетъ: «Непрерывное, всег­дашнее и повсемѣстное употребленіе въ церкви ученія о мытарствахъ, особливо же между учителями четвертаго вѣка непререкаемо свидѣтельствуетъ, что оно передано имъ отъ учителей предшествовавшихъ вѣковъ и основывается на преданіи Апостольскомъ» (Прав. Догм. богос. Том. 5-й стр. 85 и 86).

Зная загробное состояніе души, т. е. прохожденіе мытарствъ и явленіе къ Богу для поклоненія, соотвѣтствующее третьему дню, Церковь и родственники, желая доказать, что помнятъ и любятъ почившаго, молятъ Гос­пода о безбѣдномъ прохожденіи душею воздушныхъ мытарствъ и о прощеніи ей ея согрѣшеній. Освобожденіе души отъ грѣховъ составляетъ для нея воскрешеніе для жизни блаженной вѣчной. И такъ, по примѣру Господа Іисуса Христа, воскресшаго изъ мертвыхъ въ третій день, служится панихида по усопшемъ, дабы и онъ воскресъ въ третій день для безконечной, славной жизни со Христомъ.

ІІослѣ поклоненія Богу, повелѣвается душѣ показать различныя обители Святыхъ и красоту рая. Хожденіе и разсматриваніе райскихъ обителей продолжается шесть дней. Душа удивляется и прославляетъ Создателя всего Бога. Созерцая же все сіе, она измѣняется и забываетъ скорбь свою, которую имѣла, будучи въ тѣлѣ. Но, если она виновна въ грѣхахъ, то, при видѣ Наслажденій Свя­тыхъ, начинаетъ скорбѣть и укорять себя, что провела жизнь въ безпечности и не послужила Богу, какъ должно. По разсмотрѣніи рая, душа въ 9-й день (отъ своего раз- лученія съ тѣломъ) опять возносится на поклоненіе Богу. И такъ хорошо дѣлаетъ Церковь, что приносить приношеніе и молитвы въ 9-й день за умершаго.

Зная загробное состояніе почившей души, соотвѣтствующее девятому дню на землѣ, въ которое происходитъ второе поклоненіе Богу, Церковь и родственники молятъ Бога о причисленіи представившейся души къ девяти ликамъ Ангельскимъ.

Послѣ втораго поклоненія, Владыка повелѣваетъ душѣ показать адъ со всѣми его муками. Водимая душа видитъ повсюду мученія грѣшниковъ, слышитъ плачъ, стонъ, скрежетъ зубовъ. Въ продолженіи 30-ти дней душа водится по адскимъ отдѣленіямъ, трепеща, чтобы и самой не быть осужденною на заключеніе въ оныхъ. Наконецъ, въ 40-й день, по разлученіи съ тѣломъ, душа въ третій уже разъ возносится на поклоненіе Богу. Теперь-то, т. е. въ 40-й день по смерти, праведный Судія опредѣляетъ душѣ при­личное по ея дѣламъ и земной жизни мѣстопребываніе. Значитъ частный судъ надъ душею происходитъ въ 40-й день по ея исходѣ изъ тѣла. И такъ правильно Св. Цер­ковь совершаетъ поминовеніе по умершемъ въ 40-й день.

Сороковой день или сорочина отъ разрѣшенія души отъ тѣла есть день опредѣленія участи души въ загробной жизни. Это частный судъ Христовъ, опредѣляющій судьбу души только до времени страшнаго всеобщаго суда. Это загробное состояніе души, соотвѣтственное нравственной жизни на землѣ, не есть окончательное и можетъ измѣниться.

Господь нашъ Іисусъ Христосъ, въ сороковой день отъ Своего воскресенія, превознесъ человѣческое естество, вос­принятое Имъ въ Свою Личность, въ состояніе славы—возсѣданіе на престолѣ Его Божества, одесную Отца; такъ, по этому первообразу, усопшіе въ сороковой день по смерти своей входятъ своими душами въ опредѣленное, соотвѣтственное своему нравственному достоинству, состояніе.

Какъ Господь, совершивъ дѣло нашего спасенія Своею жизнію и смертію - увѣнчалъ оное Своимъ вознесеніемъ въ 40-й день; такъ и души усопшихъ, совершивъ свое жизнен­ное поприще, въ 40-й день по смерти получаютъ воздаяніе - свой загробный жребій.

Какъ Господь, въ 40-й день вознесшись, всегда сѣдитъ одесную Бога Отца, ожидая, дондеже положатся враги Его подножію ногъ Его (Евр. 10, 12, 13); такъ и души усопшихъ, получивъ по частному суду Христову свой загробный жребій, остаются въ немъ (хотя и не безъ возможности перемѣны) до всеобщаго суда Христова (Стр. 37 и 38 Слово о помин. усоп. Арх. Ѳеодора).

Это соотвѣтствіе (параллель) между Христовыми состояніями и состояніями душъ усопшихъ признается Словомъ Божіимъ (Евр. 9. 27, 28).

И такъ сѣтующая душа о смерти близкаго твоему сердцу, въ сороковой день его возведи съ вѣрою умъ и сердце къ возшедшему въ 40-й день по воскресеніи Начальнику жизни нашей, „да нынѣ явится Лицу Божію за насъ живыхъ и усопшихъ" (Ев. 9, 24). Откажетъ ли всещедрый Отецъ Ему въ этомъ ходатайствѣ, имѣя предъ Собою Своего возлюбленнаго Сына въ крестныхъ за насъ язвахъ? Держись же вѣрою крѣпко такой любви Господа, и въ славѣ Своей занятаго вѣчною судьбою нашею, судьбою твоею и твоего покойника, и умоляй Его за усопшаго, да благодатію Своею немощное въ отшедшей душѣ уврачуетъ, оскудѣвающее - восполнитъ, всѣ согрѣшенія проститъ и очиститъ и вчинитъ ее въ жребій помилованныхъ. Твоя вѣра и молитва, споспѣшествуемая Св. Церковью, много поможетъ усопшему при опредѣленіи участи его до страшнаго суда на частномъ судѣ Христовомъ (Тамъ же стр. 39-я).

Зная загробное состояніе почившей души, соотвѣтствующее на землѣ сороковому дню, въ которое, хотя не окон­чательно еще, рѣшается участь почившаго или для блажен­ства или для мученія: Церковь и родственники опять спѣшатъ на помощь почившему. Служится въ сей день панихида, чтобы сколько зависитъ отъ насъ, умилостивить всеблагаго Бога относительно почившаго.

И такъ изъ предъидущаго видно, что душа, по разлученіи съ тѣломъ, два дня бываетъ на землѣ и въ третій возносится къ Богу на поклоненіе; затѣмъ въ слѣдующіе шесть дней бываетъ въ Раю и наконецъ далѣе слѣдующіе тридцать дней бываетъ въ аду; и въ сороковой день она уже на мѣстѣ, въ состояніи еще не окончательно рѣшенномъ. Окончательное рѣшеніе душа получитъ въ день всеобщаго суда.

Дни: годовой, а въ слѣдующіе годы уже онъ будетъ день кончины, дни: имянинъ, рожденія для добрыхъ христіанъ остаются навсегда памятными днями. Желая доказать, что смерть не разсторгла духовнаго союза и отношенія между живыми и умершими, они служатъ панихиду и молятъ Того, въ Комъ наше спасеніе и жнзнь; молятъ Того, Кто самъ сказалъ намъ: «Я жизнь!» Молимъ и надѣемся несомнѣнно на Его обѣщаніе услышать молящихся: «Просите и дастся вамъ; ибо Я не хочу смерти грѣшника, за котораго пострадалъ, пролилъ Свою кровь и которому теперь дарую жизнь... только вѣруй!»

Comments