?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Советская антирелигиозная пропаганда против празднования тысячелетия Крещения Руси

Из недавней истории:

«Русская Мысль», 6 сентября 1984 г.


    Приближающееся тысячелѣтіе крещенія Руси вызываетъ очевидную и серьезную тревогу у совѣтскихъ властей, которые уже болѣе года заняты разработкой контрпропагандистскихъ мѣръ и подготовленіемъ различныхъ мѣропріятій, направленныхъ на то, чтобы не позволить населенію Россіи (вѣрующимъ и невѣрующимъ одинаково) видѣть въ этой годовщинѣ національный и всенародный праздникъ.

Задачи атеистической пропаганды въ связи съ приближа­ющимся тысячелѣтіемъ введенія христіанства на Руси обсужда­лись на съѣздѣ правленія общества «Знаніе», состоявшемся въ іюнѣ 1983 г. Въ съѣздѣ участвовали такія крупныя фигуры совѣтскаго «идеологическаго фронта», какъ завѣдующіе каѳедрой научнаго атеизма Ленинградскаго и Московскаго университета, директоръ Кіевскаго Межреспубликанскаго филіала Института научнаго атеизма Академіи общественныхъ наукъ при ЦК КПСС, завѣдующій редакціей литературы по научному атеизму издатель­ства политической литературы ЦК КПСС и многіе другіе. Завѣдующій каѳедрой научнаго атеизма ленинградскаго педагогическаго института Н. Гордіенко въ своемъ докладѣ указалъ на то, что «празднованіе тысячелѣтія ни въ коемъ случаѣ не должно выйти за предѣлы обычнаго церковнаго праздника, а задача атеистической пропаганды - помѣшать тому, чтобы въ народѣ распространилось убѣжденіе въ положительной роли, которую христіанство якобы сыграло во всѣхъ областяхъ развитія и жизни русскаго народа...» «Стремленіе (Церкви) представить это событіе какъ эпохальное и общегражданское должно встрѣтить со стороны пропагандистовъ атеизма аргументированную серьезную критику», - сказалъ онъ далѣе. Тутъ же были сформулированы основные принципы, которыми должны руководствоваться про­пагандисты въ своей «работѣ»:

1.     «Введеніе христіанства на Руси представляло собой лишь идеологическое оформленіе тѣхъ потребностей, которыя сложи­лись въ обществѣ, и часть процесса феодализаціи Древней Руси».

2.      «Процессъ внѣдренія новой религіи продолжался долгіе вѣка, но русскій народъ отнюдь не сталъ «народомъ-богоносцемъ». Очень важно показывать, что наряду съ новой религіей долгое время сохранялись и старыя религіозныя идеи и представленія, а также что постепенно складывались и развивались традиціи свободолюбія, антиклерикализма и атеизма» (Этотъ пунктъ особенно подчеркивается въ инструкціяхъ пропагандистамъ, съ поясненіемъ, что такимъ образомъ они докажутъ своимъ слушателямъ естественность и неизбѣжность прихода матеріалистической идеологіи, которая вытѣснила и замѣнила всѣ остальныя вѣрованія не насильственно, а въ логическомъ развитіи народнаго сознанія. Повидимому совѣтскія власти пытаются такимъ обра­зомъ опровергать то толкованіе исторіи Россіи, согласно которо­му октябрьскій переворотъ былъ искусственно навязанъ странѣ событіемъ, пресѣкшимъ нормальный ходъ ея историческаго развитія).

3.       Пропагандисты должны всячески опровергать «тезисъ русской церковной эмиграціи», согласно которому «у господствующаго въ совѣтскомъ обществѣ матеріалистическаго міровоззрѣнія нѣтъ истоковъ и историческихъ предпосылокъ, будто оно чуждо народу и должно быть преодолено».

4.     Надо показать, что «утвержденія клерикаловъ въ эмиграціи о томъ, что подготовка къ тысячелѣтію введенія христіанства на Руси сопровождается въ нашей странѣ нѣкимъ религіознымъ возрожденіемъ, не соотвѣтствуетъ дѣйствительности: Православіе встрѣчаетъ свой юбилей въ обстановкѣ глубокаго кризиса».

Другой докладчикъ тоже говорилъ о кризисѣ Православія и объ его усиліяхъ «преодолѣть этотъ кризисъ путемъ модернизаціи» (которой, конечно, нельзя допускать). Въ частности, онъ сказалъ: «Русская Православная Церковь стремится поддерживать свой престижъ утвержденіемъ о благотворномъ вліяніи нововведеннаго христіанства на различныя стороны жизни Кіевской Руси. Этому необходимо противопоставлять высказанный Марксомъ принципъ, согласно которому не религія опредѣляетъ историческіе процессы, а наоборотъ, общественные процессы определяютъ религію... Позитивно оцѣниваютъ общественное вліяніе нововведеннаго христіанства на Руси не только церковники; и въ нѣкоторыхъ нецерковныхъ публикаціяхъ (въ Совѣтскомъ Союзѣ) можно встрѣтить невѣрную оцѣнку какъ введенія Православія, такъ и его роли въ исторіи Россіи». Въ подтвержденіе этому заявленію докладчикъ привелъ въ примѣръ книгу, опубликован­ную издательствомъ «Совѣтская Россія» подъ названіемъ «Древнерусскія преданія», гдѣ во вступительной статьѣ «нашей молодежи рекомендуется учиться нравственности у православныхъ святыхъ, житія которыхъ характеризуются какъ могучее средство патріотическаго воспитанія». По мнѣнію докладчика, такимъ утвержденіямъ надо давать рѣзкій отпоръ. Пропаган­дисты обязаны подчеркивать, что коммунистическая мораль забо­тится о счастьѣ человѣка на землѣ, въ то время какъ религіозная мораль говоритъ только о «царствѣ небесномъ»; кромѣ того они должны удѣлять большое вниманіе «экстремизму въ Православіи» и напоминать о томъ, что Церковь враждебно встрѣтила революцію.

По словамъ третьяго докладчика, «клерикальная антикоммунистическая пропаганда превратилась нынѣ въ самостоятель­ную отрасль идеологической и психологической войны противъ соціалистическихъ странъ». Слѣдовательно, и контрпропаганда должна имѣть «свою специфику»: она должна отвѣчать на попыт­ки клерикаловъ «отождествлять марксизмъ-ленинизмъ съ вуль­гарной формой матеріализма нигилистическаго атеизма», «дис­кредитировать коммунизмъ путемъ дискредитаціи атеизма», «изо­бражать религію носительницей національной самобытности». Далѣе онъ призвалъ пропагандистовъ атеизма обращать вниманіе на новѣйшія «попытки синтеза науки и религіи», имѣющія цѣлью «создать интеллектуальный варіантъ религіозности, разсчитанный на людей со среднимъ и высшимъ образованіемъ», но и на «традиціонныя формы религіи», у которыхъ намѣчается «расширен­ное толкованіе религіи и ея субъективизація», на фактъ, что «множатся различныя варіанты нетрадиціонныхъ формъ религіи». Традиціонныя и нетрадиціонныя формы «наполняются интимно-личностнымъ содержаніемъ», и одновременно совершаются «попытки противопоставить такія концепціи коммунизму, кото­рый якобы игнорируетъ эту сферу жизни человѣка».

Еще до съѣзда общества «Знаніе» въ Москвѣ состоялся семинаръ, организованный Союзомъ совѣтскихъ журналистовъ, на которомъ обсуждалась роль средствъ массовой информаціи въ «атеистическомъ воспитаніи трудящихся». Рѣчь шла, въ частно­сти, о задачахъ, которыя предстоитъ выполнять радіо и телевидѣнію для того, чтобы «разоблачать фальшивки» о значеніи Крещенія Руси. Какъ примѣры такихъ фальшивокъ, которыя подлежатъ разоблаченію, были приведены «утвержденія о выда­ющейся роли Православія въ развитіи Россійской государствен­ности, а также въ развитіи культуры и образованія», «патріотическая роль Церкви во время вражескихъ нашествій».

Уже сейчасъ можно сказать, что средства массовой информаціи въ Совѣтскомъ Союзѣ непрерывно ставятъ подъ сомнѣніе лояльность Церкви по отношенію къ совѣтскому строю; по всей вѣроятности, эта кампанія является начальнымъ этапомъ готовя­щейся широкой пропагандистской акціи противъ тысячелѣтія Крещенія Руси, однако нѣкоторые обозрѣватели предполагаютъ, что она вызвана и польскими событіями, страхомъ передъ ролью, которую католическая Церковь играла и играетъ въ сосѣдней «соціалистической» странѣ.

По мѣрѣ того, какъ идетъ время и приближается 1988 годъ, пропагандистская кампанія «противъ прославленія Крещенія Руси» становится все болѣе широкой и замѣтной. О тысячелѣтіи и о томъ, какъ не надо его праздновать, пишутъ газеты, журналы, читаются лекціи, въ частности совѣтскимъ солдатамъ. Непре­рывно публикуются въ журналахъ тенденціозныя статьи объ исторіи христіанства въ Россіи. Въ ближайшемъ будущемъ дол­жна появиться серія книгъ подъ общимъ заглавіемъ «Крещеніе Руси глазами русскихъ историковъ»; серія эта будетъ состоять изъ отрывковъ, спеціально подобранныхъ въ произведеніяхъ «прогрессивныхъ» русскихъ историковъ и совѣтскихъ изслѣдователей, которые должны доказать въ первую очередь «реакціонность Церкви».

Уже принято рѣшеніе о томъ, что Академія наукъ СССР (институты исторіи, археологіи и всеобщей исторіи) должны включиться въ пропагандистскую кампанію противъ прославленія Крещенія Руси. Члены этихъ институтовъ должны участвовать въ составленіи сборниковъ и очерковъ, а также читать лекціи и доклады, выступать по радіи и телевидѣнію. Всѣ три института вмѣстѣ должны выпустить въ свѣтъ сборникъ подъ заглавіемъ «Православіе въ XX вѣкѣ» и двѣ серіи статей: «Общество, Церковь и религія въ феодальной Россіи» и «Церковь и антицерковныя движенія въ Россіи», а также нѣсколько монографий на тѣ же темы.



Comments