?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

3-й и 4-й Вселенские Соборы вкратце.


      Воспитанникъ антіохійскаго училища, Несторій (380 – 440) былъ въ Антіохіи пресвитеромъ и отличался краснорѣчіемъ, за что и былъ возвышенъ на каѳедру константинопольскаго патріарха, которую незадолго передъ симъ занималъ знаменитый антіохіецъ Іоаннъ Златоустъ; но Несторій далеко не былъ подобенъ своему великому предшественнику.

На свою высокую каѳедру онъ явился съ заимствованнымъ у своего учителя Ѳеодора мопсуетскаго мнѣніемъ о томъ, что человѣкъ Іисусъ и Богъ Слово суть отдѣльныя лица, и почиталъ возможнымъ только внѣшнее ихъ соединеніе, или соприкосновение одно къ другому только нравственно. Самого Господа Іисуса Христа Несторій называлъ богоносцемъ, а не Богочеловѣкомъ, Пресвятую Дѣву христородицею, а не Богородицею. Эти еретическія мысли онъ началъ высказывать въ своихъ проповѣдяхъ.

Противъ лжеученія Несторія возстали Кириллъ, патріархъ александрійскій, и Целестинъ, папа римскій, и послѣ нѣкоторыхъ безуспѣшныхъ попытокъ къ вразумленію еретика, осудили его на помѣстныхъ соборахъ въ Римѣ и Александріи.

Кириллъ, сверхъ того, составилъ и обнародовалъ 12 анаѳематизмовъ противъ Несторія, въ которыхъ ясно и точно опредѣлялось ученіе Церкви о неразрывномъ соединеніи Двухъ естествъ въ лицѣ Господа Іисуса Христа. На эти анаѳематизмы было написано возражение знаменитымъ учёнымъ того времени Ѳеодоритомъ, епископомъ кирскимъ, который былъ вначалѣ единомысленнымъ съ Несторіемъ.

Споры эти разгорались и принимали острый характеръ; для разрѣшенія ихъ требовалась власть вселенскаго собора.


Третій Вселенскій Соборъ созванъ былъ 431 г. императоромъ Ѳеодѣсіемъ младшимъ въ Ефесѣ.

Соборъ отвергъ ересь Несторія и опредѣлилъ исповѣдывать, что Господь Іисусъ Христосъ есть совершенный Богъ и человѣкъ. Посему Пресвятую Марію Дѣву, хотя Она родила Его по человѣчеству, призналъ достойнымъ и праведнымъ именовать Богородицею.


Четвертый вселенскій соборъ (Халкидонскій – 451 г.).

Одним изъ горячихъ противниковъ Несторія былъ Евтихій, архимандритъ въ Константинополѣ. Отвергая его, Евтихій увлекся въ противоположную крайность и началъ учить, что въ Господѣ Іисусѣ Христѣ человѣческое естество было поглощено божествомъ, и потому въ Немъ слѣдуетъ признавать только одно божеское естество. Это лжеученіе, извѣстное подъ именемъ монофизитства, приняло болѣе широкое распространеніе, чѣмъ несторіайство.

Въ Александріи въ это время патріархомъ былъ Діоскоръ, не имѣвшій такого глубокаго богословскаго образованія, какимъ отличался предшественникъ его святый Кириллъ. Онъ принялъ подъ свою защиту лжеученіе Евтихія и даже склонилъ въ пользу его импера­тора Ѳеодосія, который уважалъ въ немъ преемника знаменитыхъ борцовъ за православіе — Аѳанасія и Кирилла. Тогда на защиту истиннаго ученія возстали Флавіанъ, патріархъ константинопольскій и папа римскій Левъ Великій.

Настаивая на своемъ мнимомъ пра­вославие, Діоскоръ убѣдилъ императора назначить со­боръ, который, подъ предсѣдательствомъ его, былъ открытъ въ Ефесѣ въ 449 г. Діоскоръ употребилъ во зло довѣріе императора и, не дожидаясь разрѣшенія споровъ путемъ разсужденій, прибѣгъ къ насилію: пра­вославные епископы были изгнаны изъ залы засѣданія. Флавіанъ и другіе провозвѣстники истиннаго ученія были осуждены. Монофизиты торжествовали; но вскорѣ обстоятельства измѣнились въ пользу православныхъ.

Императоръ Маркіанъ, по убѣжденію папы Льва Великаго и благочестивой супруги своей Пульхеріи, созвалъ въ 451 г. Четвертый Вселенскій Соборъ въ Халкидонѣ, который осудилъ Евтихія и его единомышленниковъ и опредѣлилъ истинное ученіе Церкви, а именно, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ есть истинный Богъ и истинный человѣкъ. По божеству Онъ вѣчно рождается отъ Отца, по человѣчеству Онъ родился отъ Пресвятыя Дѣвы и во всемъ подобенъ намъ, кромѣ грѣха; при воплощеніи божество и человѣчество соеди­нились въ Немъ, какъ единомъ лицѣ, несліянно и неизмѣнно (противъ Евтихія), нераздѣльно и неразлучно (противъ Несторія).


ДОГМАТЪ

ШЕСТИ СОТЪ ТРИДЕСЯТИ СВЯТЫХЪ ОТЕЦЪ

ЧЕТВЕРТАГО ВСЕЛЕНСКАГО СОБОРА, ХАЛКИДОНСКАГО.

О двухъ естествахъ во единомъ лицѣ Господа нашего Іисуса Христа.

Послѣдующе Божественнымъ отцемъ, всѣ единогласно поучаемъ исповѣдывати единаго и тогожде Сына, Господа нашего Іисуса Христа, совершенна въ Божествѣ и совершенна въ человѣчествѣ: истинно Бога и истинно человѣка, тогожде изъ души и тѣла: единосущна Отцу по Бо­жеству, и единосущна тогожде намъ по человѣчеству: по всему намъ подобна, кромѣ грѣха: рожденна прежде вѣкъ отъ Отца по Божеству, въ послѣдніе же дни тогожде, ради насъ и ради нашего спасенія, отъ Маріи дѣвы Богородицы, по человѣчеству: единаго и тогожде Христа, Сына, Господа, единороднаго, во двухъ естествахъ неслитно, неизмѣнно, нераздѣльно, неразлучно познаваемаго, (никакоже различію двухъ естествъ потребляему соединеніемъ, паче же сохраняему свойству коегождо есте­ства, во едино лице и во едину ѵпостась совокупляемаго): не на два лица разсѣкаемаго или раздѣляемаго, но единаго и тогожде Сына, и единород­наго Бога Слова, Господа Іисуса Христа, якоже древле Пророцы о Немъ, и якоже Самъ Господь Іисусъ Христосъ научи насъ, и якоже предаде намъ Сѵмволъ отецъ нашихъ.


Comments