?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

October 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Историческій очеркъ о началѣ празднованія дня Рождества Христова

Празднованіе дня Рождества Христова принадлежитъ къ числу самыхъ торжественныхъ и самых древнихъ христіанскихъ празднествъ. Первенствующіе христіане стали праздновать день Рожде­ства Христова вскорѣ послѣ установленія празднованія всѣхъ воскресныхъ дней въ теченіе цѣлаго года. Когда именно нача­лось празднованіе Рождества Христова никто изъ отцовъ и историковъ Церкви не опредѣляетъ; утверждаютъ только, что день этотъ начали праздновать ранѣе всѣхъ другихъ христіанскихъ праздниковъ и что начало этого празднованія кроется въ колыбели христіанства. Болѣе всего занимались изслѣдованіемъ этого вопроса отцы Церкви IV вѣка, но изслѣдованія ихъ сводятся лишь къ слѣдующему: начало празднованія дня Рождества Христова кроется въ сѣдой глубинѣ первыхъ вѣковъ христіанства и восходитъ ко временамъ апостольскимъ.

Въ началѣ II вѣка празднованіе дня Рождества Христова уже было праздникомъ общественнымъ, церковнымъ. Ранѣе другихъ оно введено было въ Церкви Антіохійской. По нѣкоторымъ источникамъ видно даже, что праздникъ этотъ окончательно установленъ въ 138 г. епископомъ Телесфоромъ, что онъ принадлежалъ въ то время къ переходящимъ праздникамъ, праздновался то въ январѣ, то въ маѣ и праздновался боль­шею частію въ одинъ день съ Крещеніемъ или Богоявленіемъ. Въ восточныхъ Церквахъ Рождество Христово праздно­валось вмѣстѣ съ Крещеніемъ всегда въ январѣ; въ Церквахъ западныхъ оно пра­здновалось по преимуществу отдѣльно, называлось первымъ Богоявленіемъ и праздновалось въ декабрѣ, чаще всего 25 декабря. Второе по древности свидѣтельство объ этомъ праздникѣ находимъ у Климента Александрійскаго (+217 г.). Есть также свидѣтельство о томъ, что праздникъ Рождества Христова ранѣе праздновался на Западѣ и оттуда перешелъ къ восточнымъ христіанамъ. Нѣкоторые изслѣдователи опредѣляли не только годъ, но и день Рождества Госпо­да: одни доказывали, что оно было въ 28-й годъ царствованія Августа - 25 Пахона (9 мая); другіе - послѣдователи Василида - утверждали, что оно было въ 15-й годъ Тиверія - 15-го числа мѣсяца Туби (12 января); третьи увѣряли, что Спаситель родился 11-го числа того мѣсяца (8 янв.), а четвертые, наконецъ, говорили, что Рождество Христово послѣдовало 21-го или 25-го Фармуѳія (10 или 20 апр.). Вслѣдствіе неодинаковаго опредѣленія дня Рождества Христова оно и празднова­лось въ разные дни. Во всякомъ случаѣ несомнѣнно то, что праздникъ Рождества Христова праздновался почти во всемъ христианскомъ мірѣ уже въ началѣ ІІ-го вѣка, хотя не въ одинъ и тотъ же день. Праздннкъ Рождества Христова на Востокѣ соединялся съ Богоявленіемъ на основаніи словъ св. Луки о Крещеніи: «И той бѣ Іисусъ яко лѣтъ тридесять на­чиная» (Лук. 3, 23), свидѣтельствующихъ, что день Крещенія былъ близокъ ко дню Рождества.

Окончательное разрѣшеніе вопроса о празднованіи дня Рождества Христова послѣдовало въ IV вѣкѣ. Св. Кириллъ, патріархъ Іерусалимскій (350-387 гг.), и папа Римскій св. Юлій I (337-352 гг.), по предварительному взаимному соглашенію, созвали для обсужденія этого во­проса совѣтъ изъ авторитетовъ тогдашняго духовенства какъ восточныхъ Церк­вей, такъ и западныхъ. Совѣтъ, по всестороннемъ обсужденіи предложеннаго вопроса совмѣстно съ своими представителями Кирилломъ и Юліемъ, порѣшилъ: праздновать день Рождества Христова всѣмъ христіанамъ въ одинъ день, имен­но 25 декабря, какъ праздновали до того времени западные христіане или Римская Церковь. Съ того времени всѣ христіанскія Церкви, какъ восточный, такъ и западныя. стали праздновать Рождество Христово въ одинъ день - 25 декабря (7 января по новому стилю - ред.). Въ подтвержденіе этого приводимъ свят. Іоанна Златоуста, который въ 386 г. говоритъ о празднованіи Рождества Христова въ 25 день декабря слѣдующее: «Этотъ торже­ственный день жителямъ Запада былъ извѣстенъ изъ древности, а къ намъ перешелъ немного лѣтъ предъ симъ. Мы при­няли сей день отъ тѣхъ, которые имѣютъ точное понятіе о семъ дѣлѣ и живутъ въ Римѣ; они, празднуя сей день гораздо ранѣе по древнему обычаю, принесли и къ намъ (на Востокъ) свѣдѣнія о семъ» (Т. II, 325-356). Долго жившій на Западѣ св. Аѳанасій Великій (326-373 г.) въ своемъ толкованіи на Евангеліе Матѳея то­же пишетъ, что Іисусъ Христосъ родился въ 25-й годъ царствованія Августа на 8-е календы январскія, т. е. 25 декабря (Montf. Соl. Раtr. Т. 2, р. 27). Очевидно, и онъ усвоилъ понятіе о днѣ Рождества Христова на Западѣ и потомъ ввелъ въ Александрійской Церкви. Исключеніе въ этомъ случаѣ представляла Церковь Кипрская: Епифаній Кипрскій (+ 403 г.) еще въ началѣ V вѣка писалъ, что Іисусъ Христосъ родился 6 января; но ученіе его признано всѣми Церквами невѣрнымъ. Нѣкоторые отцы западной Церкви свидѣтельствуютъ, что хотя нѣтъ твердыхъ историческихъ основаній утверж­дать, что воплощеніе Бога Слова послѣдовало именно 25 декабря, но на рѣшеніе въ пользу этого дня Кирилла и Юлія могло вліять и то, что въ этотъ день приходится равноденствіе и происходитъ какъ бы «нарожденіе солнца». Иные предполагаютъ, что 25-го декабря избра­но еще и потому, что язычники въ этотъ день праздновали свои Сатурналіи, а извѣстно, что отцы Церкви при разрѣшеніи такихъ вопросовъ всегда об­ращали на это особенное вниманіе, не же­лая раздражать язычниковъ, съ одной стороны, а съ другой - желая отвлечь христіанъ изъ язычниковъ къ своимъ празднествамъ.

Несомнѣнно также, что тогдашніе язычники: скиѳы, сарматы, споры и поч­ти всѣ вообще славянскія племена тоже чествовали наканунѣ этого дня своего бо­га Коляду, бога порядка и согласія. Назначая поэтому день 25-го декабря, отцы Церкви имѣли въ виду, что христіанскій праздникъ Рождества возвыситъ значеніе этого дня, смягчитъ дикія игрища, происходившія наканунѣ, покажетъ преимуще­ство христіанскихъ празднованій предъ языческими и тѣмъ предрасположитъ язычниковъ въ пользу распространявше­гося христіанства, а самый праздникъ сдѣлаетъ всеобщимъ, народнымъ.

Извѣстно, что въ Польшѣ и частью на югѣ Россіи, въ сѣверо-западныхъ и юго-западныхъ губерніяхъ, долго сохра­нялся обычай праздновать этотъ день, по­священный Рождеству, собраніями съ танцами, пѣснями и проч.; самое время веселаго препровожденія времени носило названіе «коляды» или «коленды». Названія эти сохранились въ простонародьѣ до нашихъ дней. Чтобы наканунѣ дня Рождества не происходили никакія чествованія и увеселенія, наша Церковь на­значала въ этотъ день постъ-сочельникъ, который отличается отъ крещенскаго со­чельника меньшею строгостью, а иногда, на югѣ, и обиліемъ яствъ, хотя постныхъ.

По тексту журнала «Воскресный день», №51-52, 1907 г.

«Православная Русь», №23, 1998.

Comments