?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Как Рим готовился к 1000-летию Крещения Руси – Часть ІV

См. выше Часть ІІІ

Ответ на статью о. Дацко - Часть ІV

Далее, автор пишет: «Католическая Украинская Церковь еще и теперь почитается своей нацией как национальная Церковь Украины». Всей ли нацией? – Его современник Иларион, Вiннiпегу й всiеï Канади, в статье «Берестейська унiя пiд судом народу» («Вiра й культура», апрель 1956 г.) пишет: «Господарем i творцем унiï був тiльки польский уряд та польське католицьке духовенство з езуïтами. Правдивий православний Берестейський Собор 1596-го року був цiлком канонiчний, а собор унiатський того же часу канонiчним не був, бо на ньому була тiльки жмiнька учасникiв, з яких бiльшiсть складали поляки католики. I канонiчний православный Собор позбавив сану своïх епископiв вiдступникiв. Це все незабаром затвердив i Патрiярх Вселенський Мелетiй. Унiятськая Церква в Польщi таким чином разпочалася скиненими б. епископами. Усе населення опинилося в унiï 1596-го року проти своеï воли й проти свого бажання, цебто брутальним насилiям».

Хотя, утверждая свое право заботиться о своих «закордонных» братьях, галичане не забывают, что «Украинская нацiя складывается из двух частей: меньшей, но более ценной – галичан и большей, но менее ценной – надднепрянцев» (газета «Праця», Бразилия, №6, 10 февраля 1954 г.).

Население Западной России – теперь называемой Малороссией (или Украйной – в древней России название всякой области на краю государства[1]) было поставлено перед дилеммой: или отказаться от своей веры, чтобы получить родину или сохранить свою веру , не имея больше родины. Оно избирает второе решение и если очарование блестящей польской жизни прельстит некоторых русских крупных землевладельцев, православная вера будет продолжать жить в народе и хранить его верность России.

Епископы, подписавшие соединение на основах Флорентийской унии 1439 г. были допущены заседать с сенате. Как область полько-литовского государства, Малороссия должна была выдержать тяжелую борьбу за сохранение своей православной веры. Еще при Витовте многие русские князья и бояре, вассалы литовского Великого князя, предпочли поступить на московскую службу, жертвуя ради верности Православию, суетной славой быть европейскими шляхтичами. Угрожаемое польским королем, Православие, с самого начала, нашло энергичную поддержку в Рюриковичах и Гедимировичах. Кн. Константин Острожский решительно принял сторону Православной Церкви: он поддержал братства, принявшие крупное участие в споре с латинизаторами. Они принялись основывать школы (Киевская послужила почвой для основанной в 1631 г. Киево-Могилянской коллегии), создавать типографии, распространять назидательные и полемические книги. Они объединили верующих Вильны, Киева, Луцка, Львова и других городов, и ступили в сношение между собой и с восточными патриархатами. Таким образом, Малороссийская паства оказалась разделенной надвое: с одной стороны униаты, по убеждению, из корыстных видов или равнодушия принявшие новое верование и, с другой стороны, истинные православные которые, несмотря на лютое гонение, отказались отступить от веры.

Далее автор пишет: «Москва увидела в этом угрозу своей лжемессианской теории мнимого Третьего Рима». После довершения разрыва с Византией, «продавшейся Папе» (1448), Русская Церковь стала народной и ей надлежало сокрушить иго, которое поляки католики наложили на подвластное им православное русское наследие. Ставши всенародной, религия приобрела особенный мессианский характер, возникший после трагедии захвата Константинополя турками (1453), когда Великий князь Московский Василий II оказался единственным православным государем во всей вселенной (все соседи Москвы исповедовали другие веры).

В Твери, монах, состоявший в свите Исидора на Флорентийском Соборе, утверждал, что отныне Русская Церковь становится хранительницей древних и великих византийских традиций. Еще при Иоанне III (1492), митрополит Зосима (1490-1494) говорил: «Два Рима пали, третьим Римом будет Москва», и приветствовал Иоанна как «новаго Константина новаго Костантинополя».

Двуглавый орел Палеологов, перенесенный в Москву (1472), царил с одной стороны над собранными русскими землями, а с другой, как показала история, защищал православных, порабощенных мусульманами. В 1512 г., инок Псковского Спасо-Елеазарского монастыря, Филофей (ск. 1542), в своей мировой истории, рассуждая о падении Константинополя, говорит о «Святой Вселенской Церкви, которая вместо того, чтобы пребывать в Риме или Константинополе, находится в богохранимом городе Москве». Он высказал эту мысль в двух посланиях к Василию III (между 1515 и 1521 гг.) : «Два Рима пали, но третий стоит», т.е. древний Рим «прельщен папизмом»; Константинополь, второй Рим, осквернен Агарянами, но остался третий и окончательный Рим – Москва. Так как носительница светильника пала, то Москва, вступая на смену, вновь поставила светочь на виду у всех. Москва наследовала Византии, как Византия наследовала Риму. Оказавшись единственной православной столицей, на её долю выпало призвание защищать христиан на всем Востоке.

См. дальше



[1] Имя «Украйна» пошло от казачества и относится к области поселения запорожских казаков. На карте Корнетти (1657 г.) между «Bassa Volinia» и « Podolia » значится по течению Днепра «Ukraine passa de Cosacchi ». Употребление слова «Украйна» стало насаждаться поляками. Самуил Грондский в XVII веке выводил этот термин из географического положения Малой Руси, расположенной на краю польских владений (« Margo enim polonice kraj ; inde Ukraina quasi provincia ad fines regni posita ».



Comments