?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Как Рим готовился к 1000-летию Крещения Руси – Часть ІI

См. выше Часть І

Ответ на статью о. Дацко - 1986 г. - Часть ІІ

Прежде чем перейти к Флорентийскому собору и митрополиту Исидору, рассмотрим, что происходило на Руси.

Северо-Восточной Руси суждено было служить звеном между домонгольским периодом Русской истории и последующей историей Руси. Владимиро-Суздальская Русь это ядро будущего Московского государства XV в. На Оке и её притоке Москва-реке жило славянское племя вятичей. В XI в. Поволжье и Ока входили в состав Киевской Руси. К этому времени уже существовали города Ростов, Суздаль, Муром, Рязань. Ярослав Мудрый построил на Волге Ярославль. Местность здесь отличалась природными богатствами. Черноземные районы Суздальщины снабжали хлебом Новгород. Окняжение этих областей началось с Великого Князя Киевского Владимира Мономаха. В те годы, когда Мономах, будучи переяславским князем, владел и Ростовским уделом, возникли города Владимир на Клязьме, Переяславль, названный в отличие от Русского Залесским. Здесь Владимир писал свое «Поучение», «на санех седя» (1099).

Ростово-Суздальская земля обособилась от Киева в 1132 г. Здесь княжил один из сыновей Мономаха – Юрий, получивший прозвище Долгорукого (умер в Киеве в 1157 г.). Сын Долгорукого – Андрей Юрьевич Боголюбский (1157-1174) своей столицей сделал Владимир. Владимирское княжество было связано и с Переяславско-Русским княжеством; брат Андрея, Всеволод Большое Гнездо (1175-1212) здесь сажал на княжение своих сыновей. Всеволод упоминается в памятнике древне-русской поэзии XII в. – «Слове о полку Игореве» («Великий княже Всеволоде! Не мыслию ти прелетети издалеча. Отня злата стола поблюсти»). Его княжество охватывало земли Кривичей, Вятичей и области, куда испокон века направлялась славянская колонизация: земли Мери, Муромы, Веси, т.е. междуречье Волги и Оки с Суздальским Опольем и область Белоозера. Сын Александра Невского, св. Даниил (1261-1303), стал первым московским князем. В новые города и ноосвоенные земли продолжался приток колонистов. Славяне, конечно, сливались с местным финно-угорским населением, но внимательное исследование показывает, что Московское княжество образовалось во первых переселением русских колонистов, во вторых руссификацией некоторых племен. Что же касается именования русских туранцами (Ф. Духинский, Ю. Щербакивский), то это доказывает лишь недоброжелательство или, по меньшей мере, незнание.

В конце 1240 г., Батый опустошил Киевскую область, где находился начальник области, представитель князя Даниила Романовича Галицкого. Торговый днепровский путь в Византию был прерван татарами, земля была разорена их набегами, жители Приднепровья переселялись в большом количестве – одни устремлялись на запад, к Волыни и Галиции, другие, более многочисленные, на восток, к бассейну верхней Волги, где открывались обширные земли, годные для переселения на новые места. Митрополит продолжал пребывать в Киеве до конца XIII в. Киевский митрополит Кирилл (1249-1281) пребывал и во Владимире на Клязьме. В 1299 г., его преемник грек, блаж. Максим (1283-1305), титулярный Киевский митрополит, вследствие нападений татар, перенес кафедру во Владимир. В 1308 г. митрополитом Киевским и всея России был поставлен уроженец Волыни св. Петр, «Земли Российстей великое защищение» (1308-1326). Он поселился во Владимире, а в 1325 г. перенес свою кафедру в Москву. Его преемник, грек св. Феогност (1328-1353), митрополит Киевский и Московский , подтвердил этот выбор и, в 1341 г., Москва становится престольным городом Русской Церкви.

Автор продолжает далее: «Невозможно забыть о том большом влиянии, которое эта Церковь (какая ?) имела, в лице митрополита Исидора, на соборах в Ферраре и Флоренции (1439-1441)». Исидор, настоятель монастыря св. Димитрия в Константинополе (Пера), был пелопонесский грек, равнодушный к догматическим вопросам, обнаруживший большие дипломатические способности на совещании в Базеле в 1434 г. Для получения помощи грекам от Папы против турок, Исидор указал Риму на Московскую Русь, которая, находясь в канонической зависимости от Константинополя, должна будет последовать за ним в унию. Право Вселенского Патриарха назначать греческих епископов на кафедру митрополитов Киевских (по титулатуре) и всея Руси было утверждено Константинопольским Синодом и хрисовулом (указом) императора Иоанна VI Кантакузена (1341-1354) в 1347 г. Когда в 1431 г. скончался митрополит Фотий, Великий князь Василий II (1425-1462) просил Вселенский престол поставить рязанского архиепископа Иону. Византия держалась за право назначать в Россию греков и назначила, посвященного после возвращения из Базеля[1] в епископы, Исидора. Он отправился в Москву с намерением подчинить Русскую Церковь Папе и за это получить помощь Константинополю. В Москву Исидор прибыл 2-го апреля 1437 г. В России не хотели слушать о подчинении Риму. Великий князь предупреждал его: «не вздумай там посягнуть на нашу веру, веру св. Владимира». Надеясь на отпущение греха Папой, Исидор принес присягу на Евангелии остаться верным Православию. 8-го сентября 1437 г. Исидор уехал из Москвы. Зная твердый характер и преданность Православию архиепископа Ионы, он предпочел спутником менее сильного характером суздальского епископа Авраамия. Русская делегация прибыла во Ферарру 18-го августа 1438 г. Здесь скончались от чумы патриарх Иосиф II (1416-1439, погребен во Флоренции, в церкви с. Мария Новелла) и многие из свиты Исидора. Братья Козьма и Лоренцо Медичи предложили гостеприимство во Флоренции. 6-го июня 1439 г. в храме Санта Мария дель Фиорэ была оглашена папская булла, в которой Папа провозглашался главой христианского мира[2]. Евгений IV (Габриелло Кондулмаро, 1431-1447), как и другие кардиналы, подписал во время конклава[3] условия будущему папе, повторявшие Констанцские постановления (1414-1417), о высшей власти вселенских соборов. Во Флоренции (XVII кат. собор), благодаря богословам Чезарини, Иоанну де Туррекремата (Торквемада[4]) и Виссариону Никейскому, сопровождавшему Иоанна VIII Палеолога, верховный авторитет папы, порицаемый в Базеле, был признан. Никто из русского духовенства, вслед за Марком Эфесским, великим кустодом св. Софии и Георгием (в мон. Геннадием) Схолариосом, не соглашался дать своей подписи. 17-го декабря 1439 г. Исидор был возведен в звание кардинала[5] и назначен легатом в Россию и Литву (Епископ Авраамий бежал от него по дороге на Русь). В Москву приехал 19 марта 1441 г. В конце службы в Архангельском соборе он прочел папскую буллу (грамоту). Великий князь обратился к нему с обличительной речью, в которой назвал Исидора «неверным пастырем».

Никоновская летопись передает протест русских людей против навязываемой им унии: «Вси епископи русские возбудишася, князи, бояре и вельможи и множество христиан тогда воспомянуша и разумеша законы греческие прежние и начаша глаголати святыми писании и звати Исидора еретиком». Собор русских иерархов, основываясь на правилах Седьмого Вселенского Собора, лишил Исидора престола и священства. Заключенный в Чудов монастырь Исидор 15 сентября 1441 г. бежал. Никто его не преследовал (сам великий князь содействовал его побегу). Отверженный в Твери и Новгороде, он переехал в Италию, затем в Венгрию. В 1452 г., он возглавляет папскую миссию в Константинополе. Чуждый интересам русского (а тем более «украинского») народа, Исидор оставался убежденным и мужественным греческим патриотом. В Константинополе император Константин XII Дракозес (Палеололг, 1448-1453) поручил ему защиту участка монастыря св. Димитрия, колыбели династии Палеологов. 29 мая 1453 г., несмотря на героическую оборону и мужество императора, Царьград был взят Магометом II (1451-1481). Переодевшись в лохмотья, Исидор бежал (как и патриарх униат Григорий II Маммас, 1443-1453), в Рим, где папа Николай V (Томмазо Парентучелли, 1447-1455), назначил его епископом с титулятурой по римской епархии (т.е. кардиналом-епископом). Он скончался в Риме 27 апреля 1463 г.

См. дальше



[1] В Базеле прелаты (и в том числе знаменитый богослов Николай Кузанский), доказывали, что власть соборов выше папской и избрали антипапу Феликса V (Амедей VIII, герцог Савойский, 1383-1451).

[2] ITEM DEFINIMUS, SANCTUM APOSTOLICAM SEDEM, ET ROMANUM PONTIFICEM SUCCESSOREM ESSE BEATI PETRI PRINCIPIS APOSTOLORUM, ET VERUM CHRISTI VICARIUM, TOTIUSQUE ECCLESIAE CAPUT ET OMNIUM CHRISTIANORUM PATREM AC DOCTOREM EXISTERE ; ET IPSI IN BEATO PETRO PASCENDI, REGENDI AC GUBERNANDI UNIVERSALEM ECCLESIAM A DOMINO NOSTRO JESU CHRISTO PLENAM POTESTATEM TRADITAM ESSE ».

[3] Собрание кардиналов для избрания нового папы.

[4] Не Томмазо Торквемада, вел. Инквизитор в 1483 г.

[5] Сан неизвестный в Православной Церкви, которому принадлежит право избрания пап, известен как коллегия со времен Евгения III, Бернардо Пигнателли, 1145-1153).

Comments