?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

О намечаемом 8-м Вселенском Соборе – Часть ІІІ

(Продолжение – см. выше Часть ІІ)


      6. Преосвященные отцы, всѣ мы, православные, ощущаемъ и видимъ, на­сколько сегодня важенъ и значителенъ вопросъ Православной діаспоры для Православной Церкви вообще и всѣхъ Православныхъ Церквей въ отдѣльности. Но можетъ ли онъ быть рѣшенъ такимъ образомъ, какъ этого хочетъ Константинополь или Москва, безъ оп­роса и участія православнаго вѣрующаго народа, іерархіи, пастырей и богосло­вовъ той самой діаспоры, которая возрастаетъ съ каждымъ днемъ? Вопросъ о діаспорѣ, несомнѣнно, исключитель­но важный церковный вопросъ, во­просъ, который впервые въ исторіи Церкви выступаетъ съ такой силой и значительностью, что изъ-за него дѣйствительно слѣдовало бы созвать истинно Вселенской Соборъ всѣхъ и именно православныхъ епископовъ всѣхъ Православныхъ Церквей. Другой вопросъ, который по нашему чувству и мнѣнію могъ бы обсуждаться сейчасъ на истинно Вселенскомъ Соборѣ Пра­вославной Церкви, это вопросъ «экуме­низма». Это, собственно, экклезіологическій вопросъ, т. е. вопросъ относи­тельно Церкви какъ Богочеловѣческаго, единаго и единственнаго организма, который современный экуменическій синкретизмъ ставитъ подъ сомнѣніе. Это связано также съ вопросомъ о человѣкѣ, которому нигилизмъ современныхъ, особенно безбожныхъ идеологій роетъ могилу, не оставляя надеждъ на воскрссеніе. Оба вопроса могутъ быть правильно и православно рѣшены, только исходя изъ богочеловѣческой тематики древнихъ Вселенскихъ Соборовъ. Пока я оставлю въ сторонѣ этотъ вопросъ, чтобы не перегружать мое данное обращеніе новой проблемой и не расширить его еще больше.

Однако, хотя вопросъ діаспоры и весьма важенъ и болѣзненъ для сегодняшнаго Православія, имѣются ли сей­часъ налицо условія, обезпечивающія его правильное, православное, свято­отеческое рѣшеніе на Соборѣ? Дѣйствительно свободное и реальное присутствіе всѣхъ Православныхъ Церквей на Вселенскомъ Соборѣ безъ посторонняго вліянія на нихъ? И могутъ ли представители многихъ изъ нихъ, и въ особенности Церквей, нахо­дящихся подъ богоборческими режима­ми, дѣйствительно свободно излагать и защищать православныя установки? Можетъ ли Церковь, отрекающаяся отъ своихъ мучениковъ быть вѣрной исповѣдницей Голгоѳскаго Креста и но­сительницей духа и соборнаго сознанія Церкви Христовой? Прежде чѣмъ со­стоится Соборъ, слѣдуетъ спросить се­бя: сможетъ ли на немъ заговорить совѣсть милліоновъ новомучениковъ, убѣленныхъ кровью Агнца? Историче­ская практика показала: каждый разъ, когда Церковь была на крестѣ, каждый ея членъ былъ призванъ отстаивать Ис­тину, а не обсуждать вымышленныя проблемы или искать ложныхъ рѣшеній реальныхъ вопросовъ, «ловя ры­бу въ мутной водѣ» для осуществленія какихъ-то амбицій. Не слѣдуетъ ли по­размыслить и надъ слѣдующимъ: пока бывали гоненія на Церковь, Вселенскихъ Соборовъ не было, что не значитъ, что Церковь Божія въ такія вре­мена не дѣйствовала и не жила соборно. Наоборотъ, это былъ ея самый богатый и плодотворный періодъ. А когда потомъ состоялся 1 Вселенскій Соборъ. на него собрались также и епископы-муче­ники съ ранами и рубцами, испытанные въ огнѣ страданій, которые смогли на немъ свободно свидѣтельствовать о Христѣ какъ Богѣ и Господѣ. Будетъ ли и сейчасъ вѣять ихъ духъ, т. е. смогутъ ли подобные епископы нашего времени выступить на подготовляемомъ Соборѣ, чтобы Соборъ мыслилъ по Духу Святому и по Богу говорилъ и рѣшалъ, и чтобы на немъ не вели рѣчь главнымъ образомъ тѣ, кто не свобод­ны отъ вліянія силъ міра и вѣка сего? Возьмемъ, напримѣръ, группу русскихъ зарубежныхъ епископовъ, которые, не­смотря на всѣ свои человѣческія слабо­сти, носятъ на себѣ раны Господа свое­го и раны Русской Церкви, бѣжавшей «въ пустыню» отъ гоненій, не уступающихъ діоклетіановскимъ, которые заранѣе исключены Москвой и Константинополемъ изъ участія на Соборѣ и, такимъ образомъ, осуждены на молчаніе. Или тѣхъ епископовъ изъ Россіи или другихъ завѣдомо атеистическихъ странъ, которые также не только не смогутъ свободно участвовать на Со­борѣ и на немъ свободно говорить и рѣшать, но которыхъ и не пустятъ на Соборъ. И не будемъ даже говорить о возможности того, чтобы они или ихъ Церкви подготовились какъ слѣдуетъ къ столь великому и важному событію. Не есть ли это достаточное указаніе на то, что на этомъ Соборѣ не сможетъ го­ворить мученическая совѣсть Церкви и совѣсть церковной полноты, а что ей туда входъ будетъ запрещенъ, какъ онъ былъ запрещенъ одному изъ ея членовъ и свидѣтелей на ассамблеѣ Всемірнаго совѣта церквей въ Найроби (я подразумѣваю Солженицына).

Оставимъ вообще въ сторонѣ во­просъ, насколько нормально и мораль­но то, что въ то время какъ Господь Іисусъ Христосъ и вѣра въ Него распи­наются страшнѣе, чѣмъ когда бы то ни было, Его послѣдователи рѣшаютъ во­просъ о томъ, кому быть первымъ меж­ду ними; что въ то время, когда сатана подстерегаетъ не только тѣло, но и ду­шу человѣка и міра, когда человѣку грозитъ самоуничтоженіе, ученики Христовы занимаются тѣми же вопро­сами и такимъ же образомъ, какъ и современныя анти-христіанскія идеологіи: идеологіи, продающія Хлѣбъ Жизни за чечевичную похлѣбку!

7. Учитывая все вышеизложенное и болѣзненно сознавая состояніе совре­менной Церкви Православной и міра во­обще, которое нисколько не измѣнилось съ моего послѣдняго обращенія къ святому Архіерейскому Собору (въ маѣ 1971 года), совѣсть моя заставляетъ ме­ня вновь обратиться съ мольбой и сыновьимъ воплемъ къ святому Архіерейскому Собору мученической Сербской Церкви: да воздержится наша Сербская Церковь отъ участія въ подготовкѣ къ такъ называемому Вселенскому Собору и отъ участія въ немъ самомъ. Ибо если такой Соборъ, не дай Богъ, состоится, отъ него можно ожидать только одного: расколовъ, ересей и гибели многихъ душъ. А исходя изъ апостольско- святоотеческаго историческаго опыта Церкви, такой Соборъ, вмѣсто лѣченія, откроетъ новыя раны на тѣлѣ Церкви и создастъ для нея новыя трудности и страданія.

Препоручаю себя святымъ апостольскимъ молитвамъ отцовъ Архіерейскаго Собора Сербской Православ­ной Церкви

недостойный архим. Іустинъ.

Канунъ Юрьева дня, 1977 г.

(Переводъ Марісінны Дроботъ)


Comments