?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

February 2018

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

О КАТОЛИЧЕСКОМ ДОГМАТЕ 1854 ГОДА (о зачатии непорочной Девы Марии) – Часть VII

Продолжение - см. выше  Часть 6

ТЕПЕРЬ, когда догмат о непорочном зачатии провоз­глашен, ничего уже изменить нельзя. Вот уже 100 лет, как происходит внедрение этого понятия везде и всюду, где только можно: в учебниках, в церковных книгах, в календарях, в проповедях, во всевозможных изданиях и т. д. Весь католи­ческий мир без рассуждений, без искания правды уже привык к тому, что непорочное зачатие есть «истина». Этот возглас: «О, Маrіе, conçue sans péché» вписан всюду. Это так, и этим удовлетворяются, а некоторые даже не отдают себе отчета в чем сущность этого догмата, думая что Дева Мария, как Спа­ситель, рождена от Духа Свята и все равно в это верят. Иезуи­ты и прочие церковные чиновники пронесли пропаганду всю­ду; всюду уничтожаются все следы чего-бы то ни было обрат­ного этому учению. Они стараются скомпрометировать пра­вославное почитание Божией Матери, всеми способами ищут следы этого учения в православных богослужениях, чтобы доказать нам, что и у нас оно есть. Всякое наше прославление Бо­жией Матери стараются объяснить как подтверждение догма­та о непорочном зачатии, осмеливаются даже упрекать нас в том, что мы не знаем наших богослужений. И все это из-за то­го, что наши такие прекрасные и высокие величания Царицы Небесной, наши восхваления Ее святости, Ее приснодевства, Ее непорочности, мы выражаем Ей самой, как Ее заслуге, Ее стяжанию всею Ее жизнью, в то время как для католиков так очевидно и просто приписать все это тому, что Бог Ее такой сотворил во время физического зачатия Ее родителями. Осо­бенно в этом подвизаются русские униаты, которые не брез­гуют даже исказить правду, пользуясь неосведомленностью своих читателей или слушателей. Вот, например, в издаваемом на русском языке журнальчике «Фатимский Листок», в номере посвященном догмату о непорочном зачатии, текст которого взят из книги униатского священника, Александра Волконского «Католичество и Священное Предание Востока», среди всевоз­можных убеждений, что в православных песнопениях о Божией Матери заложены признаки этого учения, можно прочитать следующую выдержку, взятую из книги Симеона Полоцкого: «... и Православная Церковь видится согласовати поюще в день Рождества Ее (Богородицы), сице: поем святое Твое Рожде­ство, чтим и непорочное зачатие Твое».[1]

Действительно, так оно у нас и поется. Но о каком зачатии здесь речь идет? Вот что пишет по этому поводу Н. Субботин Гагарину, «священнику иезуитского ордена в Париже»: «По­лагаю однако-же, что Вы, так тщательно изучая службы Богородичных праздников (дабы найти хоть что-нибудь в пользу непорочного зачатия - А. М.), не могли пропустить без внима­ния одно место службы на Рождество Богородицы, где встре­чается именно это желанное для Вас выражение: «поем святое Твое Рождество, чтим и непорочное зачатие Твое», (канон службы Рождества Пресвятыя Богородицы, на 6-й песни), но Вы имели осторожность не сослаться на это единственное в наших церковных книгах изречение по-видимому столь благо­приятное для Вас, так как Вы сами вероятно поняли, что в нем говорится вовсе не о зачатии Девы Марии Ее родителями, «а о зачатии Господа нашего Иисуса Христа Девою Марией. А что сказано «зачатие Твое», то подобные обороты речи имеются и в других местах, например, самый праздник 9-го Декабря надписывается так: «Зачатие святой Анны, егда зачат святую Богородицу», т. е. «зачатие святой Анны» означает зачатие Бо­городицы святою Анною, а не зачатие самой Анны ее родите­лями».[2]

Впрочем, не только русские униаты, но и более просве­щенные сторонники ложного учения стараются уничтожать или замалчивать все, что противоречит их выдумке, стараются да­же всячески преуменьшать отрицательное отношение Право­славной Церкви к их ложной доктрине. Для примера возьмем распространенную в церковных кругах католическую энцикло­педию, известную под названием «Словарь католического бо­гословия». В этой энциклопедии собрана колоссальная лите­ратура в пользу учения о непорочном зачатии и очень немно­гие жалкие сведения со стороны противоположной, к тому же урезанные и неубедительные. Так, в томе VІІ-м дается правиль­ная справка о том, что в 1895 г. было синодальное послание Вселенского (Константинопольского) патриарха Анфима VІІ-го, в ответ на инциклику «Praeclara gratulationis» папы Льва ХІІІ-го к Восточным Церквам. В этом синодальном послании Патриарх официально сообщает, что католический догмат о непорочном зачатии Девы Марии является одним из главных препятствий для соединения Церквей. Несколько раньше (в 1884 г.), русский святейший правительственный Синод также официально дал распоряжение следовать по всем Духовным Академиям и Семинариям Русской Церкви, что одно из глав­ных препятствий для сближения Церквей Западной и Восточ­ной, является римский догмат о непорочном зачатии. Показав такое безоговорочное отрицательное отношение всей Право­славной Церкви к их учению о непорочном зачатии, составите­ли «Словаря Католического богословия», как бы спохватив­шись, лицемерно, по иезуитски добавляют: «Впрочем, не сле­дует придавать большого значения тому, что заявляют ответ­ственные лица Греко-Русской Церкви, хотя-бы это был Все­ленский Патриарх (или Русский Синод), потому что ни одно­го, ни другого нельзя принимать за непогрешимых», т. е. ни одним, ни другим не издано догмата о своей непогрешимости, как то сделал Пий ІХ-й.[3]

ЭТА вера в непорочное зачатие, без рассуждений, по приказу, так распространилась, так вошла в привычное ка­толическое мышление, что в споре с нами, православными, простые католики сразу же стараются нас упрекнуть в том, что мы величаем и прославляем Божию Матерь так вы­соко, что при непризнании их догмата, это становится необос­нованным, голословным. Мы прилагаем к Божией Матери такие, высокие сравнения и славословия, что это возможно и логично лишь признавая непорочное Ее зачатие. Им кажется, что мы от­казываем Божией Матери в Ее небесном величии. Им и в голо­ву не приходит, что мы не только признаем, что Пречистая наша Богородица непорочна, но что Она пренепорочна, т. е. боль­ше чем как у них «Immaculata».

«Непорочность и безгрешность Приснодевы относится не к Ее природе, но к Ее состоянию, к Ее личному отношению к гре­ху и личному его преодолению».[4] Поэтому пренепорочность Ее не Богом в Нее вложена во время физического зачатия Ее родителями, а при помощи благодати Божией, (которую каж­дый из нас может иметь). Она, Пречистая, Сама лично стяжала эту высоту святости в течение всей своей жизни. Мы величаем Царицу Небесную не по юридическому праву или приказу, а по смыслу фактическому, как истинную Матерь Бога, давшей Спасителю нашему природу человеческую и этим самым чрез Божию Матерь весь род человеческий приобщается к Боговоплощению, ибо Она, Пречистая, нашего рода, адамова, со всеми его последствиями. Мы величаем Матерь Божию превыше всех херувимов и серафимов по существу Истины, познаваемой на­ми в силу нашей соборной причастности к Церкви Небесной. Священное Писание, наше Священное Предание, наши святые, наши отцы Церкви и мы грешные, верим, чувствуем и испове­дуем, как о том свидетельствуют и наши литургические песно­пения, что Божия Матерь есть существо наивысшее в челове­ческом роде. Она первая после Бога.

«Никакой язык не в состоянии восхвалить по достоинству и даже горний ум изумевает (как) воспети Тебя Богороди­цу».[5]

В силу же римского догмата, по смыслу его формулиров­ки, (см. стр. 10-ю), которую теперь вынуждены защищать ка­толические богословы, для православного верования получа­ется странная, сложная нелепость: чтобы совершились будущие «заслуги» Иисуса Христа (заслуги Бога?!) в искуплении человеческого рода, нужно было как-бы сделать эти заслуги воз­можными, подготовить их, т. е. прежде времени всеобщего Ис­купления, изъять от первородного греха (искупить в кредит) Деву Марию до Ее рождения, заранее. Есть ли в этом какой либо здравый смысл? Как это можно допустить, когда ведь этим в первую очередь нарушается цельность догмата об ис­куплении человечества!

Если ради будущих «заслуг» Бога (что уже является аб­сурдом), изъят от первородного греха один человек до всеоб­щего искупления, то почему не может быть изъят также и еще один, например, пророк Иеремия, которого Сам Бог освятил «еще во чреве матери[6], (чего нигде не сказано о Деве Марии). Или, почему-бы не быть изъятым от первородного греха тому, кто был предназначен крестить Самого Бога? Ведь чтобы быть достойным совершить такое великое дело, то ради будущих заслуг Иисуса Христа, казалось бы Креститель должен бы быть свободным от «всякого пятна первородного греха», тем более, что Иоанн Креститель, как и Божия Матерь, родился от преста­релых родителей и Дух Святой пребывал на нем еще до его рождения (Лука 1-45).

Так как католические богословы возвели в истину, что Бо­гу возможно иным способом искупить одного человека или больше, то необходимость крестного страдания и смерти Гос­пода нашего Иисуса Христа за остальных становится сомнительной, а может быть даже и не обязательной. Если заранее искуплен хоть один человек из всего человечест­ва, то уже нельзя говорить о нераздельности всеобщего искупления, как цельности. Однако, Священное Писание нико­гда, ни для кого исключения не делало, наоборот, всегда под­черкивается исключительно всеобщность искупления одним ак­том, (искупление всего человечества, а не всего минус один). Апостол Павел, на которого опирается текст догмата, больше чем кто-либо из апостолов, сказал вещи противоречащие дог­мату. Вот, например, об искуплении: «... ВСЕХ Бог заключил в непослушание, чтобы ВСЕХ помиловать» (Рим. ХІ-32). Или еще: «Как в Адаме ВСЕ умирают, так во Христе ВСЕ оживут» (I Кор. ХV-22). Исключения для Божией Матери Апостол Павел не сде­лал, поэтому нет двух разных форм искупления, по католиче­скому же догмату, Богородица «ожила» не во Христе, а задол­го до рождения Христа, до Его зачатия и даже до своего собственного рождения. Следовательно, Она, будучи сотворенной «свободной от всякого пятна (скверны) первородного греха», т. е. находясь в состоянии святости до адамова падения, этим самым уже не участвует во всеобщем искуплении. И это все для того, чтобы Бог получил возможность совершить искупление остального человечества. Получается абсурд, который даже западное богословие допустить не может.

Продолжение ниже - Часть 8

[1] «Краткий трактат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии». «Фатимский Листок». New-York, USA, август-ноябрь 1954 г.

[2] «Письмо к о. Гагарину, священнику иезуитского ордена в Париже» (по поводу его книги о непорочном зачатии). Н. Субботин, 1878 г., Москва.

[3] « Dictionnaire de la Théologie Catholique », t. VII, col. 963.

[4] «Купина Неопалимая», проф. прот. Сергий Булгаков. — Париж 1927 г.

[5] Канон на Богоявление, песнь 9-я.

[6] «И было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя, во чреве Я познал тебя и прежде нежели ты вышел из утробы Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иерем. I, 4-5).

Comments