?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

О КАТОЛИЧЕСКОМ ДОГМАТЕ 1854 ГОДА (о зачатии непорочной Девы Марии) – Часть ІV.А

Продолжение - см. выше  Часть 3

Готовился поместный собор в городе Базеле.[1]

Это был первый собор, на котором был поднят вопрос об учении о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии. Фран­цисканцы значительно преобладали на этом соборе.

Папа римский Евгений IV-й (с 1431 по 1447) был против того, чтобы узаконить соборным постановлением сомнитель­ное для него учение. Когда пришло время обсуждать эту спор­ную доктрину, атмосфера была уже совершенно накалена. Евгений ІV-й в личном порядке послал на соборные прения зна­менитого своими жестокостями инквизитора Торкемада с тем, чтобы не допустить принятие учения о непорочном зачатии. По прибытии на место, инквизитор нашел Собор в полном раз­ложении, настолько, что многие из высших иерархов покинули его; Торкемада тоже оставил собор и вернулся с докладом в Рим.[2]

Потеряв важных иерархов, лишенный своей цельности, ли­шенный согласия с верховным главою Церкви, Собор потерял свои силу и значение. Тем не менее постановление о спорном вопросе было вынесено следующее: «Преславная Дева Мария, Матерь Бога, благодаря проистекающей и творящей благода­ти Божией, в течение всей Своей жизни была чистой («immaculée») и святой и никогда не была запятнана первородным гре­хом, есть учение благочестивое, в согласии с культом Церкви, с верою католическою» и т. д.[3] Тут же было принято и празд­нование дня зачатия Пресвятыя Богородицы (без слова « immaculée »).

Отсюда мы видим, что Собор, несмотря на преобладающее в нем большинство сторонников нового учения, однако не ре­шился в своем постановлении употребить слово «conception» в приложении к слову «immaculée», оставляя сие последнее как стяжание всею жизнью Пречистой Владычицы нашей.

Как ни странно, но в таком контексте сие соборное поста­новление наших догматических противников, вполне прибли­жается к православной точке зрения по этому вопросу.

ОДНАКО сторонники ложной доктрины о непорочном зачатии даже в таком постановлении Собора усматривают под­тверждение их учения; до сих пор они иногда ссылаются на этот Собор.

Помимо подобных казуистических выводов и утвержде­ний эти мужи придумывали к тому же всякие схоластические теории или новые формы объяснения непорочного зачатия, дабы сбить с толку правильное понимание или правильную веру сопротивляющихся этому ложному учению. Так была при­думана и очень распространена совершенно абсурдная и не­здоровая теория двойного зачатия: зачатие тела и зачатие ду­ши... Для православной совести становится совершенно оскор­бительным рассуждать об этом, когда это касается Пречистой и Пренепорочной Матери Господа нашего Иисуса Христа.

Надо сказать, что «и в практике католической относитель­но почитания Богоматери, особенно в средние века, было не­мало излишнего, иногда странного и даже просто нелепого с церковной точки зрения и дурно влиявшего на нравственность».[4]

НЕСМОТРЯ на то, что последующие папы чаще всего были склонны признавать новое учение, дабы для оздо­ровления Церкви возвести его в официальное верование, Доминиканцы делали все возможное, чтобы это не произошло. Так, в 1470 году, когда борьба уже приняла совершенно обост­ренные формы, Bandelli de Castronovo, глава ордена “Бра­тьев проповедников” («Frères Prêcheurs», орден Доминикан­цев), опубликовал в Boulogne свой труд под заглавием: «De singulari puritate et proerogativa Conceptionis Christi».[5] В нем он высказывал убеждение, что учение о непорочном за­чатии находится в противоречии с правильной верой и что те, которые его проповедуют, впадают в ересь. Его книга имела большой успех в пользу непринятия учения. Папа св. Сикст ІV-й, учитывая сомнительное постановление Собора, выступил против Bandelli, издав Буллу (1476 года «cum procexcelsa»), в защиту учения. В этой Булле он между прочим предлагает всем, кто будет присутствовать на праздничной службе зача­тия Пресвятой Девы, дать индульгенции. Его Булла вызвала новые разногласия, а споры и борьба враждебных сторон ста­ли принимать форму скандалов, настолько, что тот-же папа Сикст ІV-й, чтобы хоть сколько-нибудь притушить пожар, из­дал новую Буллу (1483 года «Grave nimis»), которая стано­вится в некоторое противоречие с первой, ибо во второй своей Булле Сикст ІV-й хоть и поддерживает одну из сторон, одна­ко, старается их примирить, делается беспристрастным, запре­щает называть ересью с какой-бы стороны оно не происходило и даже угрожает отлучать от Церкви за споры и скандалы как сторонников учения о непорочном зачатии, так и их противников.

Конечно, такое открытое противоречие папы с самим со­бой, не могло ни примирить враждующие стороны, ни ослабить их рвение в пропаганде и в приобретении себе сторонников.

Продолжение ниже - Часть 4Б

[1]Concile de Bâle (1431-1449), перенесенный во Флоренцию в 1434 г.

[2] Torquemada, cardinal de Turre-Cremata. Voir «Observations d’un théologien sur la Bulle de Pie IX, relative à la Conception de la Sainte Vierge», par l’abbé Guettée — Paris 1855.

[3] «...Gloriosam Virginem Dei Genetricem Mariam, praeveniente et operante Divini Numinis, gratia singulari, nunquam actualiter subjacuisse originali peccato sed immunem semper fuisse alomni originali et actuali culpa sanctamque et immaculatam tanquam piam et consonam cultui ecclesiastico, fidei catholicae, rectae rationi et sacrae scripturae...» (36-e seccion). Dictionnaire de la Théologie Catholique, col. 1113.

[4] «Энциклопедический словарь», том IV, стр. 173.

[5] «Mémoire sur la question de l’Immaculée Conception de la Très Sainte Vierge», par le R. P. Dom Prosper Guéranger. Paris 1850.

Comments