?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

October 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Рѣчь Высокопреосвященнѣйшаго митрополита АНАСТАСІЯ

произнесенная имъ въ 1906 году въ Москвѣ при нареченіи его во епископа Серпуховскаго

         Въ этотъ торжественный часъ, когда Господь призываетъ меня къ апостольскому служенію, я слышу Его повелительный гласъ: ‘‘Гряди по Мнѣ”. И я мысленно иду по стопамъ Пастыре­начальника, да научуcя оправданіямъ Его и узнаю путь, въ онь же пойду въ моемъ предстоящемъ служеніи.
         Путь Христова служенія начинается отъ Іордана. Я вижу, какъ Богочеловѣкъ смиренно склоняетъ Свою главу подъ руку Предтечеву, дабы исполнить всякую правду. Христосъ исполня­етъ всякую правду, и ты, посланникъ и послѣдователь Христовъ, долженъ исполнить все, что повелѣваетъ тебѣ долгъ твоего званія. Ты долженъ исполнить всякую правду, какая только начертана въ Евангеліи и уставахъ церковныхъ. Ты не долженъ освобож­дать себя отъ подчиненія закону, даже если бы ты самъ былъ законодателемъ.
          Тѣмъ менѣе ты можешь возвышать себя надъ опредѣле­ніями Церкви, какой бы высоты не достигъ ты въ своей внутрен­ней жизни. Горе тебѣ, если ты будешь соблазнять другихъ сво­ею мнимою духовною свободою и возлагать на другихъ тяжкія бремена, которыхъ не будешь нести самъ.
         Я вижу затѣмъ, какъ Божественная Истина исходитъ въ міръ да свидѣтельствуетъ истину. Я вижу, какъ воплощенное Слово Божіе благовѣствуетъ всѣмъ Евангеліе Цар­ства Божія, ублажаетъ смиренныхъ, обличаетъ лицемѣрныхъ и гордыхъ, пылаетъ огнемъ ревности на осквернителей святыни. И народъ, томимый духовною жаждой, тѣснится вокругъ Источ­ника воды живой и свидѣтельствуетъ предъ всѣми Его Божественную силу, ибо Онъ говоритъ, какъ власть имѣющій (Матѳ. 7, 39). И ты, пріемлющій жребій апостола, пророка и учителя, будь вѣр­нымъ служителемъ слова, день и нощь со слезами поучая твою паству. Будь мудрымъ и мужественнымъ служителемъ Истины, хотя бы имѣлъ противъ себя цѣлый міръ. Проповѣдуй всѣмъ о Царствіи Божіемъ, которое не есть пища и питіе, но радость и миръ о Дусѣ Святѣ (Рим. 14, 17).
          Не зри на лица и не угождай духу вѣка сего, который будетъ обѣщать тебѣ земныя выгоды. Если обрѣтешь смиренную добродѣтель, возвышай ее и поставляй на свѣщницѣ,да свѣтитъ всѣмъ. Если же увидишь ложь и лицемѣріе, разоблачай ихъ предъ всѣми, хотя бы они были облечены въ порфиру и виссонъ.
          Не взирай на немощь твоего слова. Если ты будешь возгрѣвать живущій въ тебѣ даръ благодати (2 Тим. 1, 6), твои уста будутъ всегда исполнены Духа: могучій и побѣдоносный, ты будешь властвовать надъ сердцами людей, и нѣтъ въ мірѣ силы, которая могла бы противостоять твоему глаголу.
         Я вижу, какъ кроткій и любящій Христосъ, какъ солнце, расточаетъ всѣмъ Свои благодѣянія: насыщаетъ алчущихъ, исцѣ­ляетъ больныхъ, просвѣщаетъ слѣпыхъ, воскрешаетъ мертвыхъ, успокаиваетъ труждающихся и обремененныхъ, исцѣляетъ сокрушенныхъ сердцемъ. И ты, пастырь душъ, подражай Его милосердію; питай алчущихъ, одѣвай нагихъ, молись о страждущихъ да исцѣлѣютъ; ревнуй, впрочемъ, не столько о дарѣ исцѣленій, сколько о дарѣ любви, ибо любовь творитъ большія чудеса. Она откроетъ тебѣ доступъ къ чужому сердцу и раскроетъ предъ то­бою тайны чужой совѣсти. Обнимай всѣхъ, какъ крыльями, сво­имъ любящимъ сердцемъ; погибшее взыщи, крѣп­кое снабди : изнемогающаго въ вѣрѣ возьми на свои раме­на и вдохни въ него часть твоего духа.
           Зажигая свѣтъ въ другихъ, ты будешь сгорать самъ; но ты былъ бы недостоинъ названія первосвященника, если не при­носилъ бы себя въ жертву за люди твоя.
          При видимомъ довольствѣ ты будешь постоянно въ трудѣ, бдѣніи, изнуреніи, ибо у тебя будетъ постоянная забота о ввѣ­ренныхъ тебѣ душахъ.
           Сюда присоединяются еще искушенія, которыхъ ты не избѣжишь, ибо ихъ не избѣжалъ Самъ Христосъ. Богъ нарочито будетъ, попускать ихъ, дабы ты самъ, искушенъ бывъ, могъ и искушаемымъ помощи (Евр. 11, 9); они будутъ обступать тебя, какъ волны, опалять, какъ огонь.
            Если ты встрѣтишь препятствія на пути своего пастыр­скаго дѣланія, ты впадешь въ уныніе; если ты ощутишь въ себѣ духовную силу и увидишь народъ, тѣснящійся вокругъ тебя и желающій коснуться, по крайней мѣрѣ, края ризъ твоихъ, въ тебѣ можетъ возгорѣться духъ тщеславія; онъ будетъ внушать тебѣ, чтобы ты обратилъ благодать Божію въ орудіе для созида­нія суетной славы и внѣшняго благополучія; и если ты пойдешь этимъ путемъ, то незамѣтно для себя перейдешь ту грань, кото­рая отдѣляетъ пастырское с л у ж е н і е  отъ мірского  в л а д ы ч е с т в а . Ты станешь стремиться господствовать надъ удѣломъ Божіимъ, вмѣсто того, чтобы быть образомъ стаду (1 Петр. 5, 3), и впадешь въ безуміе гордости, возмнивъ себя источникомъ своей внутренней силы.
          О, бодрствуй же постоянно надъ собою, дабы “каѳедра, эта завидная и опасная высота” (Григорій Богословъ, т. IV, стр. 49) не стала для тебя горою соблазна, съ которой ты можешь низ­ринуться въ бездну. Впрочемъ, если ты преодолѣешь одно иску­шеніе, предъ тобою предстанутъ другія.
          Стоя на верху горы ты слишкомъ будешь замѣтнымъ для всѣхъ и станешь камнемъ преткновенія для многихъ. Ты будешь терпѣть не только отъ враговъ, но и отъ друзей и сродниковъ, не только отъ невѣрующихъ и свободомыслящихъ, но и отъ людей, ревнующихъ о Церкви, но не по разуму. Одни, называя тебя “учителемъ благимъ”, будутъ обращаться къ тебѣ съ пыт­ливыми вопросами, дабы уловить тебя въ словѣ, другіе будутъ тщательно наблюдать за твоими поступками, дабы изъ нихъ из­влечь противъ тебя обвиненіе.
            Никакая мудрость и никакая нравственная чистота не спа­сетъ тебя отъ нареканій. Если ты, подражая Христу, будешь уединяться иногда отъ народа, чтобы укрѣпить свой духъ молит­вою и самоиспытаніемъ, скажутъ, что ты презираешь нужды па­ствы; если ты будешь принимать чужое гостепріимство или ока­зывать его самъ, тебя обвинятъ въ томъ, что ты роняешь досто­инство своего званія и ѣшь съ мытарями и грѣшниками.
           Одни будутъ соблазняться твоими драгоцѣнными одеждами и колесницами, которыхъ не имѣли Христосъ и Апостолы; другіе будутъ укорять тебя за простоту и скромность, которыя, по ихъ мнѣнію, унижаютъ величіе твоего сана. Чѣмъ неподвижнѣе ты будешь стоять, тѣмъ яростнѣе будутъ возставать на тебя за­висть и злоба; она не остановится ни предъ какою клеветою; она не поколеблется обвинить тебя въ томъ, что ты возмущаешь на­родъ и противишься кесарю и найдетъ своихъ понтійскихъ пила­товъ, чтобы предать тебя на позоръ и смерть.
           Да, время гоненій для служителей Церкви не миновало; пастыри Христова стада всегда были, какъ овцы посреди волковъ, а теперь, быть можетъ, наступаютъ такіе дни, когда мы снова “увидимъ обиды, угрозы, разграбленія и описанія имѣній”, хра­мы, обагренные кровію и изъ храмовъ содѣлавшіеся кладбищами, и даже, быть можетъ, всенародное закланіе пресвитеровъ и епи­скоповъ” (Григорій Богословъ, т. IV, стр. 46), какое видѣлъ нѣкогда св. Григорій Богословъ.
          И для тебя, такимъ образомъ, настанетъ своя Геѳсиман­ская ночь. Долгъ пастыря и вождя пастырей будетъ звать тебя на путь креста, а человѣческая немощь будетъ смущать тебя и отвращать отъ подвига. И ты будешь изнемогать въ мучительной борьбѣ, и твоя душа будетъ прискорбна даже до смерти. О, мо­лись тогда до кроваваго пота небесному Отцу и ввѣряй себя Его всеблагой волѣ.
          И тебя повлекутъ на беззаконныя судилища, и тебѣ при­дется вынести насмѣшки толпы, которая, быть можетъ, еще вче­ра рукоплескала тебѣ, измѣну и предательство друзей и, на­конецъ, позоръ и одиночество самаго креста, когда всѣ покинутъ тебя, и когда само небо, быть можетъ, закроется надъ тобою.
          Таковъ путь истиннаго Христова пастырства. Ты видишь теперь, какъ тяжелъ и тернистъ онъ, какъ опасенъ онъ особенно теперь, когда волны со всѣхъ сторонъ обуреваютъ Церковь, и когда въ ней самой начинаются пагубныя раздѣленія, грозящія разорвать нешвенный хитонъ Христовъ. Отнынѣ ты безотвѣтенъ предъ своею совѣстью; отнынѣ ты не можешь сказать, что ты не зналъ тяжести бремени, которое принялъ на свои рамена. Да, я знаю и чувствую всю тяжесть оттого бремени и исповѣдаюсь предъ всѣми, что не могу снести его, если самъ Великій Пастыреначальникъ не понесетъ его вмѣстѣ со мною.
           Приблизьте же ко мнѣ Христа, вы, ангелы церквей и архі­ереи Божіи, имѣющіе великое дерзновеніе предъ горнимъ Пре­столомъ.
           Прежде, чѣмъ сдѣлать меня участникомъ благодати епи­скопства, умолите небеснаго Первосвященника, да очиститъ меня отъ всякія скверны плоти и духа, а наипаче отъ всякаго самонадѣянія и самопревозношенія и да уготовить во мнѣ сосудъ, достойный для пріятія Духа.
           Тогда низведете на меня огнеобразную Духа благодать, и она изольется на меня, яко мѵро на гла,ву Аароню, и ожи­витъ, осіяетъ меня. Укрѣпленный и окрыленный ею, я узрю тогда вмѣстѣ, съ Павломъ, что сила Божія въ немощи соверша­ется (2 Кор. 12, 9), и восхвалю Вседержавную Троицу, Едино­сущную и Нераздѣльную.

Comments