?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

October 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

СЛОВО «АНАѲЕМА» И ЕГО ЗНАЧЕНІЕ – свят. ІОАННЪ Шанхайскій

           Греческое слово «анаѳема» состоитъ изъ двухъ словъ: «ана» являющееся предлогомъ, означающимъ движеніе вверхъ, — славянское «воз» — и «ѳема».
          Слово «ѳема» означаетъ отдѣленную часть чего то. Въ войскахъ «ѳема» значило отрядъ; въ государственномъ управленіи «ѳема» обозначало область. Мы сейчасъ упо­требляемъ слово «тема», правильнѣе «ѳема», для обозначе­нія опредѣленнаго заданія письменной или умственной ра­боты.
          «Анаѳема», въ буквальномъ смыслѣ, означаетъ под­нятіе вверхъ отдѣленнаго.
Въ Ветхомъ Завѣтѣ то выраженіе употреблялось какъ въ отношеніи отчужденнаго за грѣховность, такъ и въ от­ношеніи посвященнаго Богу.
           Въ Новомъ Завѣтѣ, у Апостола Павла оно стоитъ одинъ разъ въ связи съ «Маранаѳа», означающимъ пришествіе Господне. Сочетаніе сихъ словъ означаетъ отлученіе до при­хода Господня, иначе — преданіе Ему. (I Кор. 16. 22).
           У Апостола Павла употребляется въ другомъ мѣстѣ сло­во «анаѳема» безъ добавленія «маранаѳа.» (Гал. I, 8-9). Здѣсь объявляется «анаѳема» въ случаѣ извращенія Хри­стова Благовѣствованія, проповѣданнаго уже Апостоломъ, кѣмъ бы то ни было сдѣлано, хотя бы даже самимъ Апо­столомъ или Ангеломъ съ Небесъ. И въ данномъ выраже­ніи заключается тотъ же смыслъ — «пусть судитъ Самъ Господь», ибо кто другой можетъ судить Ангеловъ?
           Св. Іоаннъ Богословъ въ откровеніи (22, 3) говоритъ, что въ Новомъ Іерусалимѣ не будетъ никакой анаѳемы; то можно понимать двояко, принимая слово анаѳема въ обо­ихъ смыслахъ: 1) не будетъ вознесеннаго на судъ Божій, ибо онъ уже совершится; 2) не будетъ особо посвященнаго Богу, ибо все будетъ святыней Божіей, также какъ свѣтъ Божій освѣтитъ все (Апокал. XXI, 23).
             Въ постанѣвленіяхъ Соборовъ и дальнѣйшемъ теченіи Новозавѣтной Христовой Церкви, словомъ «анаѳема» ста­ло обозначаться полное отлученіе отъ Церкви. «Анаѳематствуетъ» Каѳолическая и Апостольская Церковь», «да пре­дастся анаѳемѣ», «да будетъ преданъ анаѳемѣ» — означа­ло полное отторженіе отъ Церкви. Въ то время, какъ при «отлученіи отъ общенія церковнаго» и разныхъ епитиміяхъ подвергаемый имъ оставался членомъ Церкви, хотя и ограниченъ былъ въ участіи въ Ея благодатной жизни, преданные анаѳемѣ совершенно отторгались отъ нея до раскаянія. Признавая себя безсильной сдѣлать что либо для ихъ спасенія, ввиду ихъ упорства и ожесточенности сердца, земная Церковь возноситъ ихъ на судъ Божій. Милостивъ судъ тотъ для грѣшниковъ кающихся, но страшенъ для упорныхъ враговъ Божіихъ. «Страшно есть еже впасти въ руцѣ Бога Живаго», «ибо Богъ нашъ огнь поядаяй есть» (Евр. X. 31; XII, 29).
            Анаѳема еще не есть окончательная гибель: до смер­ти возможно Покаяніе. Страшна «анаѳема» не потому, чтобы Церковь имъ желала зла, или Богъ ихъ гибели. Они хотятъ, чтобы всѣ спаслись. Но страшно въ состояніи оже­сточенія стать предъ Лицемъ Божіимъ: ничто не сокры­то отъ Него.
          «Страшно еже впасти въ руцѣ Бога Жива: Сей Судія есть помышленій и мыслей сердечныхъ. Никтоже да внидетъ искушаяй вѣру непорочну: но въ кротости и страсѣ Христу приступимъ, да пріимемъ милость, и благо­дать обрящемъ, во благовременную помощь». (Стихира на стих. Недѣля Ваій, вечера).

+ Архіепископъ ІОАННЪ.

Comments