?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Слово Еп. Алексія Таврическаго на КОНЧИНУ прот. ІОАННА КРОНШТАДТСКАГО

            Сегодня (28 декабря) Церковь Христова творитъ па­мять 20.000 христіанъ, сожженныхъ въ храмѣ, въ Никоми­діи, во время богослуженія. Это было въ 302 году, въ цар­ствованіе Діоклитіана и Максимиліана. Назначенъ былъ опредѣленный день для истребленія христіанъ (языческій праздникъ Терминалій). На самомъ разсвѣтѣ этого дня от­рядъ воиновъ окружилъ Никомидійскій храмъ: двери были разломаны, священныя книги сожжены, драгоцѣнности разграблены и весь храмъ былъ разрушенъ до основанія.   Это страшное событіе послужило началомъ самаго ужасна­го гоненія на христіанъ, которое продолжалось десять лѣтъ и окончилось лишь съ воцареніемъ Константина Великаго.

          Нынѣ, други мои, христіанскіе храмы пока не жгутъ и не разрушаютъ, хотя грабятъ весьма часто. Нынѣ пока и молящихся христіанъ не сожигаютъ въ храмахъ. Но то, что замышляется и уже дѣлается нынѣ противъ христіан­ства, далеко опаснѣе всякихъ Никомидійскихъ катастрофъ и разгромовъ. Нынѣ выжигаютъ, вытравляютъ изъ сердецъ человѣческихъ вѣру во Христа, а вмѣстѣ съ нею разруша­ютъ и нравственность въ обществѣ. Этимъ гнуснымъ дѣломъ занимаются «борцы за свободу», наши «освободите­ли». Простите, что это поганое слово я произношу здѣсь, въ храмѣ. Дѣло въ томъ, что наши «освободители» хотѣли было сочинить у насъ, въ Россіи, революцію, разумѣется, революцію полную, по программѣ французской. Но... че­ловѣкъ предполагаетъ, а Богъ располагаетъ. Революція, какъ знаете; не удалась. Нашлись, Богу содѣйствующую на святой Руси еще люди, которые имѣли и вѣру въ Бога и страхъ Божій. Нашлись люди, для которыхъ клятва, при­сяга и вѣрность Богу и Царю не были лишь красивыми словами, а оставались священнымъ долгомъ, нравственнымъ обязательствомъ. Вотъ эти то добрые люди и спасли землю русскую отъ крамольниковъ-освободителей, спасли отъ ре­волюціи. Освободители увидѣли, что для послѣдней время еще не настало, что въ русскомъ христіанскомъ обществѣ есть еще какія то начала, удерживающія его въ предѣлахъ законнности, вѣрности и цѣлости (Солун. 2, 7); значитъ, съ этими началами нужно прежде всего бороться, рѣшили «освободители», и уже борьбу начали. Борьба ведется са­мая отчаянная, адски ожесточенная и хитро задуманная.
           Сочинители революціи задумали прежде всего убить въ народѣ русскомъ вѣру въ Бога, вѣру въ Божественное достоинство Іисуса Христа и авторитетъ св. Церкви. Съ этою цѣлью, пользуясь свободою слова и печати самымъ безсовѣстнымъ образомъ, враги наши наводнили книжный рынокъ самыми безбожными и кощунственными изданія­ми, книгами, брошюрами и картинами. Личность Іисуса Христа, истины христіанства, предметы культа, — все под­вергается самому безпощадному вышучиванію и осмѣянію. Не такъ давно даже съ думской каѳедры одинъ изъ луч­шихъ избранниковъ народа выступилъ въ качествѣ кощун­ника, но во время былъ остановленъ добрыми людьми. Без­божные освободители особенно настаиваютъ на вытравле­ніи изъ сердца народнаго вѣры въ Божественную личность Господа нашего Іисуса Христа. Извѣстный русскій анти­христъ Левъ Толстой не устыдился напечатать кощунственную книжонку про Спасителя даже для дѣтей школьниковъ, очевидно, съ цѣлью выкрасть изъ дѣтскихъ сер­децъ Того, Кто во время Своей жизни земной такъ лю­билъ и ласкалъ дѣтей за ихъ простую и искреннюю вѣру въ Себя.
           Вы понимаете, други мои, къ чему клонится это рели­гіозное обкрадованіе души народной и кому оно нужно. Не трудно догадаться, кому и для чего нужна эта «атеиза­ція» народа. Вѣдь революція можетъ быть разыграна толь­ко на почвѣ безбожія. Анархисты и соціалисты прямо и открыто заявляютъ, что для достиженія ихъ преступныхъ цѣлей мѣшаетъ имъ только Христосъ, Котораго русскій на­родъ отъ купели крещенія носитъ въ своемъ вѣрующемъ сердцѣ, Которымъ живетъ и движется и хранитъ свое мѣ­сто въ исторіи человѣчества (Дѣян. 17, 28). Забудетъ на­родъ Христа, оторвется отъ Его святой и питательной лозы, какъ тотчасъ же начнетъ хирѣть духовно и затѣмъ за­сохнетъ (Ев. Іоан. 15, 1-6). Чадъ невѣрія обойметъ его, опьянѣетъ народъ отъ этого чаду, и тогда... тогда «пьяно­му море по колѣно», по пословицѣ народной. Тогда можно будетъ сочинить и разыграть всякую революцію. Анархи­сты и соціалисты тогда будутъ господами положенія, тогда настанетъ «время и власть тьмы» (Лук. 22, 53).
          Но наши гнусные освободители не довольствуются только этимъ воздаяніемъ Христу Спасителю: они не толь­ко хотятъ вѣру выкрасть у народа, хотятъ искалѣчить и нравственность народную. И здѣсь главнымъ орудіемъ под­копа подъ народную нравственность является прежде все­го тотъ же книжный рынокъ. Книжные магазины, лавочки, прилавки, кіоски запружены порнографическими изданіями, соблазнительными романами, гравюрами, открытками, въ которыхъ литература и искуство, когда-то служившія цѣ­лямъ идеальнымъ, впрягаются теперь на службу самымъ низменнымъ инстинктамъ человѣка. Газеты наполняются гнусными объявленіями, скандальными процессами, а ино­гда прямою и открытою проповѣдью разврата. Театры сво­ими порнографическими пьесами производятъ также раз­вращающее вліяніе. На помощь литературѣ и искусству въ дѣлѣ пропаганды публичнаго разврата стали выступать да­же цѣлыя общества подъ разными пошлыми, но заманчи­выми названіями, вродѣ «вечеровъ красоты», «лиги свобод­ной любви», «огарковъ» и т. п. А наши доморощенные фи­лософы (Розановъ и Мережковскій) не устыдились даже изложить особое ученіе «о святой плоти» и такимъ обра­зомъ пожелали оправдать развратъ даже философскимъ манеромъ.
          Нужно-ль говорить о томъ, что адскія усилія пошля­ковъ освободителей насадить общественный развратъ уже въ весьма достаточной мѣрѣ увѣнчались успѣхомъ. Развратъ дѣлается чѣмъ то вродѣ общественной силы. Конечно, без­нравственность существовала всегда, но никогда она не достигала въ христіанскомъ обществѣ такихъ размѣровъ и такой наглой откровенности, какъ теперь. Особенно много жертвъ развратъ нашелъ себѣ среди неопытной юности. Ра­сторгаются браки, разрушается семейное счастіе, гибнутъ силы, умъ, энергія, здоровье, утрачиваются чистыя радости жизни и все — черезъ развратъ. Не забудемъ при этомъ, что когда исчезаетъ въ семьѣ, обществѣ, народѣ добрая нравственность, вмѣстѣ съ нею исчезаетъ тамъ и сила, ис­чезаетъ духовное богатство жизни и наступаетъ обнища­ніе человѣка, разложеніе общества и смерть. Это ли не поч­ва для всякихъ переворотовъ и катастрофъ? Пора, пора пора намъ понять серьезность положенія и разсмотрѣть громадность ожидающаго насъ зла.
           Что же дѣлать? А вотъ, что. Сегодня, други мои, день кончины великаго праведника и молитвенника земли рус­ской, батюшки о. Іоанна Кронштадтскаго. Въ его жизни, въ его завѣтахъ святыхъ мы найдемъ то, что клонится къ нашему назиданію, вразумленію и исцѣленію. Можно съ увѣренностью сказать, что никто такъ ясно и отчетливо не сознавалъ настоящаго тяжелаго положенія Церкви и земли русской, какъ почившій батюшка. Никто съ такою проро­ческой прозорливостью не предвидѣлъ грядущихъ на нашу землю бѣдъ и скорбей, какъ онъ, праведникъ и молитвен­никъ нашъ. Вспомнимъ же великіе завѣты праведника, вспомнимъ не ради любопытства и приличія, а ради дѣла и несомнѣнной пользы.
           Что въ лицѣ батюшки о. Іоанна отошелъ ко Господу великій праведникъ и молитвенникъ, русскій богоносецъ и хранитель вѣры Христовой, отошелъ общій нашъ благодѣ­тель, въ этомъ теперь не сомнѣваются даже прежніе враги и хулители батюшки. Нѣкоторые уже сейчасъ называютъ о. Іоанна святымъ, «гостемъ райской стороны», на время залетѣвшимъ на грѣшную землю. Несомнѣнно, батюшка о. Іоаннъ былъ близокъ къ Богу своею вѣрою, молитвою и праведною жизнью. Вѣра и молитва такъ приблизили его ко Господу, что онъ и чудеса творилъ силою Господа, и глубоко проникалъ въ душу и судьбу человѣка, и для всѣхъ насъ былъ и остался великимъ нравственнымъ авторите­томъ. Что же сдѣлало такимъ почившаго батюшку?
           Прежде всего вѣра въ Бога, въ Господа Іисуса Христа. Онъ вѣровалъ всѣмъ сердемъ, всею душою, всѣмъ разумѣ­ніемъ своимъ, всею полнотою своихъ силъ душевныхъ, онъ виталъ умомъ и сердцемъ въ таинственныхъ надземныхъ областяхъ, какъ въ родной странѣ бытія человѣка. Онъ го­ворилъ съ небожителями, какъ съ живыми людьми, какъ и онъ самъ. А мы какъ вѣримъ? Такъ ли? Слабо, непостоян­но и даже съ примѣсью сомнѣнія. Ударитъ громъ, станетъ ужъ очень плохо, начнемъ тогда вспоминать что то и мы про святыхъ, бѣжимъ къ чудотворнымъ иконамъ ставить свѣчи, служить молебны, а тамъ... опять за грѣхъ, за су­ету.
          А какъ молился батюшка? Казалось, онъ видитъ Хри­ста воочію, говоритъ съ Нимъ; вотъ, онъ упалъ предъ Нимъ, бьется въ ногахъ, ухватился за край одежды Его, проситъ, умоляетъ неотступно, пока не раздастся въ душѣ молит­венника отвѣтное слово: «Велика твоя вѣра, буди тебѣ, якоже хощеши». А мы какъ молимся? Молимся, просимъ — и не получаемъ, потому что не умѣемъ молиться, потому что злѣ просимъ (Іак. 4, 3).
          Крѣпкая вѣра и пламенная молитва батюшки выходи­ли изъ его чистаго сердца, которое онъ содержалъ въ чи­стотѣ непрестаннымъ покаяніемъ, непрестаннымъ сознані­емъ духовной нищеты человѣческой и необходимости по­мощи и милости Божіей, жаждою прощенія, помилованія. И люди шли къ батюшкѣ, чтобы предъ нимъ исповѣдать грѣхи свои. Общая исповѣдь у батюшки, говорятъ, представляла собой потрясающую картину. Люди несли къ но­гамъ батюшки тяжелые грѣхи свои, свое горе, болѣзни, свои жизненыя испытанія, нерѣдко отчаяніе, и все это сли­валось здѣсь въ одинъ потрясающій вопль покаянной ду­ши человѣка и погружалось, тонуло въ волнахъ милующей благодати Божіей, которую низводилъ на кающихся батю­шка, этотъ любимецъ народный, къ которому народъ шелъ съ такимъ довѣріемъ, какъ къ своему духовному отцу, сво­ему родному пастырю.
           Но народъ шелъ къ батюшкѣ не за однимъ только по­каяніемъ, а и затѣмъ, чтобы изъ рукъ его причаститься Святыхъ Таинъ Христовыхъ. Батюшка о. Іоаннъ имѣлъ особенную вѣру въ цѣлительную силу Чаши Христовой и постоянно звалъ народъ къ этой Чашѣ Святой. Онъ училъ, что пріобщеніе должно быть постояннымъ, а не такимъ рѣдкимъ событіемъ, въ жизни человѣка, какъ это бываетъ у христіанъ теперь: самъ батюшка пріобщался ежедневно, и въ этомъ ежедневномъ принятіи Тѣла и Крови Христо­вой онъ почерпалъ для себя силу и подкрѣпленіе для пере­несенія тѣхъ неимовѣрныхъ трудовъ, среди которыхъ про­ходила вся жизнь о. Іоанна.
          А какъ онъ совершалъ литургію? Говорятъ, послѣ освя­щенія и пресуществленія Святыхъ Даровъ онъ съ какимъ то особеннымъ восторгомъ и умиленіемъ созерцалъ дискосъ съ Святымъ Агнцемъ и Чашу съ Святою Кровію. Можетъ быть, и ему, какъ нѣкоторымъ праведникамъ, дано было видѣть въ ту пору закланнаго за насъ Христа. Можетъ быть, здѣсь, въ этомъ чудѣ, и заключается объясненіе того молит­веннаго дерзновенія, съ какимъ батюшка всегда обращал­ся ко Господу нашему Іисусу Христу. Можетъ быть, здѣсь же, въ этомъ чудѣ, находитъ свое объясненіе и та, можно сказать, исключительная вѣра о. Іоанна въ силу и спасительность Чаши Христовой, къ которой онъ съ такою настойчивостію призывалъ народъ.
            Наконецъ, о. Іоаннъ всю свою жизнь земную со всѣми ея заботами и трудами направлялъ къ одной цѣли — бла­женной вѣчности. Каждое его слово, каждый шагъ его тру­довой жизни, всѣ его мысли и надежды находятъ свое объ­ясненіе и оправданіе въ этомъ святомъ упованіи его «раз­рѣшиться и со Христомъ быти». Онъ жилъ на землѣ дѣй­ствительно какъ «гость райской стороны», куда онъ зоветъ и насъ всѣхъ.
           Помолитесь усердно, дабы его за насъ молитвами посѣ­тилъ насъ Богъ. А молясь, будемъ твердо держать въ памя­ти тѣ завѣты почившаго батюшки, которые онъ оставилъ намъ въ своей жизни. Слѣдуя имъ, мы избѣжимъ той бѣды, которую готовятъ намъ наши «освободители» и которую хорошо предвидѣлъ о. Іоаннъ. Помолимтесь. Аминь.

«Православная Русь», № 21, 1963 г.



Comments