?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

October 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНІЕ Митрополита АНАСТАСІЯ – 1956 г.

         Когда весеннее солнце во всемъ своемъ блескѣ появляется на горизонтѣ, ликуетъ вся природа, торже­ствуя обновляющійся праздникъ жизни.
         Трепещетъ сладостнымъ восторгомъ и наше че­ловѣческое сердце, когда надъ міромъ восходитъ вѣчное Солнце Правды Христосъ въ сіяніи своего Воскресенія. Отъ полноты ея всѣ племена и языки восклицаютъ нынѣ предъ Нимъ гласомъ радованія. Чудо воскресе­нія Спасителя есть средоточіе и краеугольный камень нашей вѣры. На этомъ Камнѣ утверждаются наши луч­шія надежды и упованія, относящіяся не только къ грядущей вѣчной, но и къ земной преходящей жизни.
          Тамъ, гдѣ блистаетъ свѣтъ Воскресенія, тамъ нѣтъ мѣста для унынія, печали и скорби. Тамъ всегда ясенъ и свѣтелъ для насъ нашъ жизненный путь. Тамъ же, гдѣ меркнетъ этотъ спасительный свѣтильникъ, водво­ряется безпросвѣтный и безнадежный мракъ.
         Лицо нашего православнаго русскаго народа все­гда было озарено живительными лучами Воскресенія Христова. Поэтому онъ не зналъ унынія и отчаянія въ самыхъ тяжкихъ обстоятельствахъ своей жизни.
          Съ возстаніемъ Христа изъ гроба связана его непо­колебимая вѣра въ грядущее воскресеніе мертвыхъ и обновленіе всего міра.
          Изъ того же благодатнаго источника излучается для него радостная надежда на воскресеніе Россіи.
          Наша совѣсть не можетъ примириться съ мыслью о томъ, что на нашей родной землѣ, искони именующейся Святой Русью и Домомъ Богородицы, утвердилось цар­ство нечестивыхъ богохульниковъ и богоборцевъ, что­бы наши древніе величественные храмы, обвѣянные фиміамомъ вѣковыхъ народныхъ молитвъ, оставались за­крытыми или обращенными въ атеистическіе музеи, чтобы въ день Пасхи безмолвствовали Кремлевскіе ко­локола, чтобы тамъ, гдѣ высился св. крестъ, горѣли кровавымъ свѣтомъ красныя звѣзды и чтобы изъ преж­ней Православной Руси, вмѣсто торжественнаго «осан­на», неслись хулы развращающей антирелигіозной про­паганды и разливался ядъ отравляющей лжи и неправды по всѣмъ концамъ земли.
         Наше сердце не можетъ не скорбѣть и иногда какъ бы не разрываться на части при видѣ страданій нашего великаго народа, порабощеннаго жестокою коммуни­стическою рукою, какъ страдала нѣкогда душа Моисея при видѣ своего народа, угнетеннаго египетскими фа­раонами, и мы съ нетерпѣніемъ ожидаемъ дня, когда гнѣвъ Божій возгремитъ наконецъ надъ главами нече­стивыхъ властителей нашей Родины и сокрушитъ въ прахъ ихъ сатанинскую державу.
        Пасха — знаменующая для насъ вѣчную побѣду Христову надъ адомъ, смертію и всякой силой вражіей, и особенно торжественное пасхальное восклицаніе Цер­кви: «Да воскреснетъ Богъ и расточатся враги Его», — всегда оживляютъ и питаютъ въ насъ эти святыя упованія.
        Чѣмъ пламеннѣе наше желаніе скорѣе увидѣть избавленіе Россіи, тѣмъ внимательнѣе мы всматриваемся въ смѣняющіяся постоянно событія внутренней совѣт­ской жизни, въ надеждѣ узрѣть, наконецъ, въ нихъ знаменіе во благо, предвѣщающее исполненіе нашихъ чаяній.
         Таковымъ несомнѣнно является нынѣ сверженіе большевицкихъ кумировъ, о которыхъ говоритъ нынѣ весь міръ. Особенно знаменательно для насъ т. н. «развѣн­чаніе» Сталина, ставшее притчей во языцѣхъ. Это явленіе не есть только результатъ игры политическихъ страстей или борьбы за власть, которыя не прекращаются въ совѣтскомъ мірѣ.
          Антисталинское движеніе имѣетъ несомнѣнно бо­лѣе глубокіе корни и не столько чисто политическаго или соціальнаго, сколько глубокаго нравственнаго харак­тера. Оно обозначаетъ собою новую эпоху въ самосо­знаніи нашего народа.
          Это движеніе возникло столь неожиданно, что и русскіе люди и представители заграничнаго обществен­наго мнѣнія съ недоумѣніемъ останавливаются предъ нимъ, не будучи въ состояніи понять, гдѣ его подлин­ный источникъ. Но то, что сокрыто отъ современныхъ, искушенныхъ во всемъ, мудрецовъ, то открыто для простыхъ вѣрующихъ сердецъ: они не могутъ не видѣть здѣсь «измѣненія десницы Вышняго» (Пс. 76, 11), т. е. незримое дѣйствіе руки Божественнаго Промысла, ведущей міровую и особенно нашу русскую исторію по указаннымъ Имъ путямъ.
           Въ самомъ дѣлѣ, прошло только три года со дня смерти этого грознаго всемогущаго диктатора, предъ которымъ трепеталъ весь Русскій народъ, воздавая ему величайшія почести, какія возможны для человѣка на Землѣ. Его страшный призракъ, кажется, еще тяготѣетъ надъ нашей Родиной, вызывая суевѣрный страхъ при одномъ воспоминаніи объ его имени, и вотъ, на нашихъ глазахъ внезапно съ него спадаетъ лавровый вѣнецъ и повергается въ прахъ. Его не только дерзновенно ра­зоблачаютъ отъ незаслуженныхъ имъ титуловъ и при­зрачныхъ талантовъ, но открыто порицаютъ и обличаютъ предъ всѣми за совершенныя имъ преступленія, именуя его убійцей, тираномъ, лжецомъ, обманщикомъ, завистливымъ похитителемъ чужихъ заслугъ и лавровъ.
         Какъ позлащенный идолъ, онъ только издали ка­зался чѣмъ то блестящимъ грознымъ и устрашающимъ. Когда же съ него спала мишура, предъ всѣми обнажился его холодный желѣзный остовъ, не внушающій ничего людямъ, кромѣ отвращенія и ужаса.
         Замѣчательно то, что первые сокрушительные удары нанесли Сталину не его прежніе враги, а его друзья, сотрудники и единомышленники, его же рукою подня­тые на большую высоту общественнаго вліянія и окружен­ные матеріальнымъ благополучіемъ только за то, что оказались послушнымъ его оружіемъ въ истребленіи его дѣйствительныхъ или чаще мнимыхъ, только по­дозрѣваемыхъ имъ противниковъ. Эти люди не могутъ не сознавать, что, развѣнчивая своего вождя, они вмѣ­стѣ съ нимъ осуждаютъ и самихъ себя и всю систему марксизма, когда онъ изъ теоріи обращается въ норму для практическаго построенія общественной жизни. Культъ личности, который якобы создалъ апоѳеозъ Сталина, неотдѣлимъ отъ самого существа организаціи коммунистическаго общества такъ же, какъ пятна отъ кожи леопарда.
          Такъ же неотдѣлимъ органически отъ него и терроръ, какъ орудіе для поддержанія такого культа. Чѣмъ даль­ше человѣкъ отходитъ отъ Бога, тѣмъ болѣе онъ чув­ствуетъ нужду въ Немъ и потому стремится создать, вмѣсто Него ложные кумиры и подобія, которымъ пы­тается придать абсолютный, т. е. какъ бы непогрѣшимый, божественный авторитетъ.
          Когда древніе Римляне утратили вѣру въ своихъ боговъ, они обоготворили Кесаря. Когда современные большевицкіе вожди низвергли своего недавняго ку­мира, еще живого для нихъ — Сталина, они тѣмъ болѣе стараются возвеличить его предшественниковъ Маркса и Ленина.
          Однажды ставши на путь уничтоженія культа своихъ вождей, большевики уже не могутъ остановиться на немъ, но по инерціи должны идти дальше, хотя бы вну­тренне и не хотѣли бы углублять этого движенія.
          Зло въ самомъ себѣ носитъ источникъ своего разло­женія и гибели.
Нельзя остановить колесо исторіи, или повернуть его въ другую сторону, когда его незримо вращаетъ рука небеснаго Промыслителя міра.
          Тамъ, гдѣ совершается судъ Божій, тамъ стано­вится жалкой и безсильной человѣческая воля въ своихъ попыткахъ противостоять карающей правдѣ Божіей.
           Когда Каинъ въ своей завистливой злобѣ возна­мѣрился умертвить своего невиннаго брата Авеля, Гос­подь предостерегалъ его отъ этого страшнаго грѣха, но не остановилъ его убійственной руки, не желая ли­шать его свободы воли, дарованной человѣку при са­момъ его созданіи. Но послѣ того, какъ первая невинная кровь пролилась уже на землѣ, Онъ въ гнѣвѣ Своемъ спросилъ Каина: «Каинъ, гдѣ Авель, братъ твой? Что ты сдѣлалъ? Голосъ крови брата твоего вопіетъ ко Мнѣ отъ земли». И Онъ изрекъ Свой грозный неотвратимый приговоръ надъ первымъ человѣкоубійцей сре­ди людей.                   
          Долго безмолвствовалъ Господь, пока Сталинъ и его сообщники продолжали дѣло Каина на землѣ, про­ливая невинную кровь своихъ братьевъ. И вотъ, насталъ часъ, когда Небесный Судія грозно вопрошаетъ ихъ всѣхъ съ Небесъ: «гдѣ ваши братья? Голосъ крови ихъ, какъ кровь Авеля, вопіетъ ко мнѣ отъ земли».
          И земля не закрыла этой невинной крови. Она дѣй­ствительно вмѣстѣ съ кровію Авеля вопіетъ нынѣ на Небо. Господь видимо зоветъ ихъ всѣхъ къ отвѣту, ибо они неразрывно соединены со своимъ вождемъ общно­стью грѣха и преступленій и общностью нравственной отвѣтственности за нихъ. И никакія ухищренія ихъ самозащиты не могутъ заглушить обличающаго ихъ го­лоса Небеснаго Судіи, какъ никакія рѣки, текущія по Русской землѣ, не могутъ смыть съ ихъ преступныхъ рукъ пролитой ими невинной братской крови.
          Русскій народъ въ своемъ преобладающемъ боль­шинствѣ неповиненъ въ этой крови. Однако, онъ весь призывается нынѣ къ отвѣту за то, что не предотвра­тилъ ея пролитія и прежде всего за то, что въ своей слѣпотѣ и духовномъ безчувствіи отрекся отъ своего кротчайшаго, благороднѣйшаго Государя, чтобы под­пасть подъ жестокое иго узурпаторовъ его власти, почти 40 лѣтъ терзающихъ его душу и тѣло.
          Онъ долго будетъ помнить особенно кровавую эпо­ху владычества Сталина, принесшаго въ жертву своему ненасытному честолюбію, тщеславію и подозрительности милліоны русскихъ людей и на ихъ крови создавшаго свое тираническое царство.
          Но, не одинъ только русскій народъ отвѣтственъ за приходъ къ власти этого величайшаго преступника и тирана, какого когда-нибудь видѣла исторія. Весь міръ повиненъ въ томъ, что онъ далъ себя обмануть Сталину, приписывая ему несоотвѣтствующія достоин­ства и заслуги, и тѣмъ надолго укрѣпилъ его диктаторскую власть надъ нашимъ народомъ.
          Извѣстно, что его союзники превознесли его послѣ Второй войны какъ одного изъ ея героевъ и блестя­щихъ полководцевъ, освободителя Европы отъ Гитлера, что обезпечило за нимъ право стать вмѣстѣ съ други­ми т. н. Великими вершителями судебъ почти всего человѣчества.                   
          Чѣмъ мрачнѣе для насъ время большевицкаго го­сподства на нашей Родинѣ, тѣмъ болѣе является оправ­данной и возвеличенной предъ всѣмъ міромъ наша Великая національная Россія съ ея славной тысячелѣт­ней исторіей.
          Одушевленная высокими христіанскими началами лю­бви и Божіей правды, Русская Верховная Власть только на нихъ прежде всего старалась строить свое управле­ніе и созидать весь укладъ внутренней русской жизни такъ же, какъ и порядокъ своихъ отношеній къ инозем­ному міру. Она заботливо блюла и охраняла свободу и благополучіе своего народа, который со своей сторо­ны платилъ ей за это, полнымъ довѣріемъ и преданной любовью. Поэтому и не нужно было прибѣгать для поддержки и укрѣпленія своего авторитета къ мѣрамъ насилія и террора, которые появились въ Россіи только послѣ утвержденія здесь коммунистической диктатуры.
           Наши великодушные Государи не только неустанно радѣли о благѣ своего народа, но и бдительно стояли на стражѣ мира Европы, въ то же время покровитель­ствуя всѣмъ слабымъ и угнетеннымъ націямъ міра и стремясь слить всѣ народы земли въ одну великую братскую семью.
          Таково было наше историческое прошлое, пока его не разрушила власть тьмы водворившаяся въ нашемъ Отечествѣ.
          Мы не знаемъ, какой жребій ожидаетъ его въ даль­нѣйшемъ будущемъ, ибо Богъ одинъ творитъ и вѣдаетъ судьбы народовъ, но мы вѣримъ, что Господь пробавитъ и впредь ему свою милость, какъ являлъ ее намъ въ минувшіе вѣка, и что въ нашемъ прошломъ лежитъ залогъ нашего свѣтлаго будущаго.
          Пусть шатаются и мятутся народы и смущается земля, волнуемая человѣческими страстями и тревож­ными опасеніями за завтрашній день. Мы будемъ укрѣп­ляться вѣрою въ непобѣдимую силу Воскресенія Хри­стова и восхвалять Его, Начальника нашего спасенія, во псалмѣхъ и пѣніихъ и пѣснехъ духовныхъ. Праздникъ Праздниковъ снова соединитъ насъ всѣхъ въ одну тѣсную братскую семью, чтобы мы, не взирая на наше разсѣяніе, почувствовали себя членами одного и того же тѣла и глубже ощутили общую радость Воскресенія Христова.
           Привѣтствую васъ всѣхъ, достолюбимые братья и сестры, святымъ Пасхальнымъ лобзаніемъ, молимъ Во­скресшаго Спасителя, чтобы Онъ далъ вамъ всѣмъ сер­дцемъ уразумѣть силу Своего спасительнаго Воскре­сенія, дабы вы могли съ дерзновеніемъ сказать предъ лицомъ всего міра: «Воистину Христосъ Воскресе!».
           Его преизобильное благословеніе и благодать - да будетъ надъ всѣми вами!
Апрѣль 1956 г. +Митрополитъ АНАСТАСІЙ.
«Православная Русь», № 9, 1956 г.

Comments