?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

September 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

ПО ПОВОДУ ЧУДЕСНАГО ОБНОВЛЕНІЯ ИКОНЪ И ХРАМОВЪ – прот. М. Помазанскій 1956 г.

Всѣ подъ Богомъ ходимъ. Богъ все видитъ, и наши радости и наши скорби. Весь міръ, въ своемъ прошломъ и будущемъ, раскрытъ передъ Нимъ. Мы воспринимаемъ одно въ жизни — какъ хорошее, другое — какъ плохое, а у Бога то и другое можетъ имѣть совсѣмъ иную цѣн­ность. Пользоваться жизнью — для насъ добро, умирать – зло. А передъ Богомъ это только наши разныя одежды.

Но Божій взоръ — не холодное наблюденіе. Богъ многомилостивъ ко всѣмъ Своимъ созданіямъ. Онъ всѣхъ благословляетъ, и всему даетъ свободу въ доступной по природѣ каждаго мѣрѣ, и всѣмъ долготерпитъ и ве­детъ міръ къ непостижимой пока еще для насъ на землѣ, но благой цѣли. Когда свобода однихъ причиняетъ зло другимъ, Онъ не нарушаетъ даннаго Имъ закона свобо­ды, а направляетъ жизнь такъ, чтобы она сама, хотя это намъ можетъ казаться и медленнымъ, возстановила нарушенное равновѣсіе.

Когда намъ представится, въ чувствѣ унынія, что чужая свобода насъ задавила, что мы совсѣмъ оставлены и что у насъ нѣтъ выхода, Богъ являетъ намъ знаменія, какъ мимолетный блескъ края ризы Его. Эти знаменія - говорятъ намъ: «есть Господь, и Онъ видитъ ваши смятеніе и скорбь; ободритесь».

Знаменія могутъ глазами видѣть многіе. Но понять, воспринять ихъ въ ихъ истинномъ значеніи, какъ бли­зость Божію, не всякій способенъ. Для этого нужно быть не загрязненнымъ въ сердцѣ и, въ особенности, не имѣть въ себѣ ослѣпляющей гордыни. Иначе — «очами будутъ видѣть, и не увидятъ, слухомъ будутъ слышать, и не услышатъ».

Знаменія Божіи люди видятъ и угрожающія, и утѣ­шающія, и укрѣпляющія. Первыя — для пользующихся свободой во вредъ другимъ и себѣ, другія — для тер­пящихъ отъ подобныхъ людей, третьи — для укрѣпле­нія свободно стремящихся къ добродѣланію.

Часто ли Богъ посылаетъ Свои знаменія? Можно сказать, они всегда передъ нами и на каждомъ мѣстѣ. То, что день регулярно смѣняется ночью, и ночь днемъ,- есть для насъ свидѣтельство, что Божіе благоволеніе ко всему живущему продолжается. Ибо настанетъ время, когда «солнце померкнетъ, и луна не дастъ свѣта своего».

Но для насъ становится слишкомъ привычнымъ то, что всегда передъ глазами и, какъ ни величественно, оно перестаетъ будить нашъ духъ. Тогда Богъ посыла­етъ намъ менѣе обычныя для насъ явленія, чудесныя знаменія.

Не одно такое необычное явленіе, — въ чемъ явна близость Божія, помощь Божія, выносящая какъ на крыль­яхъ изъ опасности, въ чемъ виденъ указующій намъ путь перстъ Божій, — пройдетъ на протяженіи жизни человѣка. Но нужно быть чуткимъ, чтобы воспринять его, какъ милость Божію, нужно быть искреннимъ, что­бы всей душой благодарить Бога, и — что рѣже всего — нужно быть крѣпко памятливымъ, чтобы не забывать благодѣянія Его.

Какъ много бываетъ случаевъ, когда человѣкъ ра­достно ужаснется отъ ощущенія десницы Божіей! Сколь­ко разсказано устно и письменно чудесъ избавленія отъ смерти, и сколько осталось ихъ безвѣстными для дру­гихъ! Но пойдетъ суета жизни, и быстро затрется въ памяти бывшее, уже не волнуетъ, уже не будитъ, и воспоминаніе меркнетъ какъ въ холодной мглѣ. И если снова блеснетъ риза Божія, оживетъ снова горячее чувство, и такъ же вновь охладѣетъ.

Такъ бываетъ съ отдѣльными людьми. То же про­исходитъ и въ жизни народа. Какое количество знаме­ній явлено открыто передъ массой православныхъ рус­скихъ людей въ послѣдніе суровые сорокъ лѣтъ русской исторіи!

Двѣ отличительныхъ стороны присущи этимъ от­крытымъ чудеснымъ явленіямъ. Одна — та, что они обычно совершаются надъ святынями, въ видѣ обнов­ляющихся золотыхъ куполовъ, въ видѣ внезапно про­свѣтлѣвшихъ, источающихъ слезы, кровь, благовонное масло иконъ, крестовъ, изображеній Распятія. Другая — что они происходятъ въ періоды особыхъ смятеній души народной, страха и страданій.

Никто не имѣетъ права сказать, что эти знаки явля­ются плодомъ воображенія или иллюзіи. Они открыты всякому взору, наблюдаются, обсуждаются. «Вижу, отче, и ужасаюсь»: сколько разъ эти слова, произнесенныя тысячу лѣтъ назадъ во Влахернскомъ храмѣ въ часъ явленія Покрова Богородицы, повторены въ послѣднія четыре десятилѣтія среди православнаго русскаго народа!

Однако не всѣ признаютъ и не всѣ вѣрятъ происхо­дящему. Исполняется слово Господа: «Если они Моисея и пророковъ не слушаютъ, то если кто изъ мертвыхъ воскреснетъ, не повѣрятъ». Развѣ подтвержденіе евангельскаго изреченія не налицо передъ нами? Не читаемъ ли даже въ зарубежной русской прессѣ равнодушныя строки, вопреки всѣмъ живымъ и горячимъ разсказамъ пережившихъ эти событія: «никакого обновленія храмовъ нигдѣ и никогда не подтвердилось, выдумка; чудесъ не бываетъ» ...

Богъ предоставляетъ каждому говорить и дѣйствовать по свободѣ его. Но судьбы міра Богомъ начертаны уже. И горе намъ, если мы глухи и равнодушны къ знаменіямъ Его.                         

О чемъ напоминается намъ въ нихъ? Какъ истолковать ихъ? Извѣщаютъ ли они о скоромъ избавленіи отъ бѣдъ? Предупреждаютъ ли, наоборотъ, о грядущей опасности?

Не слѣдуетъ видѣть въ нихъ холодное предсказаніе того, что будетъ. Это теплыя сіянія Божія свѣта, обращенныя къ душамъ людей, въ отвѣтъ на ихъ скорби. Въ нихъ слѣдуетъ читать двѣ мысли. Одну: «Господь близъ». И другую: «Бодрствуйте, стойте въ вѣрѣ», въ терпѣніи, въ благочестіи.

Знаемъ одну волю Господа: чтобы люди вынесли изъ испытаній души очищенныя и обновленныя.

Нужно крѣпко хранить въ памяти посѣщающія право­славный народъ знаменія. Нѣкогда повернута была исторія Римской имперіи явленіемъ креста на небѣ императору Константину. Священными знаменіями писалась исто­рія Русскаго народа въ долгое лихолѣтье татарскаго ига. Ими пишется священная исторія нашего народа и нынѣ.

Чудесными знаменіями мы извѣщаемся, что Богъ съ нами. Если съ нами Богъ, кто силенъ противъ насъ?

Прот. М. Помазанскій.
«Православная Русь», № 20, 1956 г.

Comments