?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР: СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ МЫСЛИ.

Архиепископ Иов (Констант. патриархия):
«Собор на Крите будет началом новой эпохи в православии»… (http://m.ria.ru/religion/20160619/1449148131.html)


2016-06-27 11:26 1799

Ныне работающий в Йельском университете бывший ректор Аспирантуры РПЦ Кирилл Говорун внимательно следил за событиями Вселенского собора, завершившегося на Крите. Мы публикуем  его заметки, сделанные во время Собора и отражающие суть этого события изнутри.

Текст Соборного послания

Общее впечатление положительное: текст богословски насыщенный, с достаточной концентрацией нюансов, но при этом доступный. Греческий язык оригинала - еще не димотика, но уже и не кафаревуса, довольно удобочитаемый. Кстати, русский текст прячет многие детали, которые бросаются в глаза в греческом.

Теперь несколько пунктов, которые бросились в глаза:

- Начинается текст с Бартианского утверждения о том, что Церковь не живет для себя. Смело и правильно.

- Признается, что ценность собора не в принятых текстах, а в нем самом. Что является византийской формой сказать, что тексты откровенно слабы.

- Очень неожиданный ход мысли в утверждении, что Православная Церковь является продолжением Единой, Святой, Соборной, и Апостольской Церкви. То есть между ними есть какой-то зазор - пусть даже умозрительный?

- Включен любимый тезис Патриарха Варфоломея, что Православная Церковь - это не конфедерация Поместных Церквей. Вообще текст и в других местах анти-конфедератский.

- Соборно утверждено ноу-хау, придуманное еще в начале 1990-х Патриархом Варфоломеем - институт Синаксисов. Это собрание Предстоятелей всех Поместных Церквей. Албанский Архиепископ неоднократно подчеркивал во время Собора, что Синаксис - это новый институт, не имеющий аналогов в истории. Впрочем, на мой взгляд, аналоги у него есть - это система Пентархии, существовавшая во второй половине первого тысячелетия. Да и сам Собор по сути стал расширенным Синаксисом, поскольку решения на нем все равно принимали Предстоятели, а епископат больше формально подписывал документы. Так что можно считать, что Синаксис отныне - это главный православный институт соборности.

- Всеправославный собор (читай: расширенный Синаксис - это если епископам не вернут индивидуальное право голоса) должен стать постоянно действующим институтом. В постановлении не сказано, как часто он должен собираться, но соборяне указывали диапазон раз в 5-7-10 лет.

- Собор подтвердил курс на экуменический диалог. Правда, слово "экуменизм" не употреблено, а говорится просто о диалоге с инославными христианами. Также подчеркивается, что диалог должен быть бескомпромиссным в вопросах веры.

- Внимание! - осужден фундаментализм. Кажется, это первое соборное осуждение такого рода, а потому историческое. Соборный акт характеризует фундаментализм как проявление болезненной религиозности.

- Много говорится о правах: в большей мере об индивидуальных, и в меньшей о коллективных.

- Говорится о защите гражданина от произвола государства (привет сумасшедшему принтеру).

- Защищается свобода совести и осуждается насильственное навязывание веры. Причем не указывается, что такого навязывания не должно быть только в одну сторону: из Православия. Не исключается, что его не должно быть и в другую сторону.

- Церковь не должна вмешиваться в политику. При этом политики, что интересно, призваны к самокритике (привет "солнцеликому").

- Христианский марксизм, который мягко, но твердо продвигали представители некоторых Церквей, особенно Александрийской, в тексте присутствует минимально.

Полный текст:
http://izvestia.kiev.ua/blog/show/84075

*

Comments