?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

«ВСИ СВЯТІИ ЗЕМЛИ РУССКІЯ, МОЛИТЕ БОГА О НАСЪ»

«Якоже плодъ красный Твоего спаситель­наго сѣянія, земля Россійская приноситъ Ти, Гос­поди, вся святыя, въ той просіявшыя. Тѣхъ молитвами въ мирѣ глубоцѣ Церковь и землю нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве!» (Тропарь).

Вотъ молитва, достойная русскаго человѣка: обра­щеніе къ памяти всѣхъ святыхъ, въ землѣ Русской про­сіявшихъ. Но всѣ ли русскіе люди знаютъ, что во вто­рую недѣлю по Пятидесятницѣ, совершается праздникъ въ честь всѣхъ святыхъ, прославившихся святостью своей жизни на Русской землѣ? всѣ ли русскіе люди надлежащимъ образомъ чтутъ и чествуютъ этотъ знаменательный день — нашъ русскій праздникъ?

Каждому народу свойственно чтить память своихъ національныхъ героевъ: государственныхъ вождей, вое­начальниковъ, писателей, художниковъ, ученыхъ, изслѣ­дователей и изобрѣтателей и т. д. Въ эмиграціи, въ свое время, былъ установленъ праздникъ Русской культуры, пріуроченный ко дню рожденія А. С. Пушкина. Все это хорошо и весьма похвально. Но совсѣмъ не хорошо и очень не похвально, чрезмѣрно увлекаясь только зем­нымъ, забывать о гораздо болѣе важномъ и высокомъ — о небесномъ. Все земное преходяще и имѣетъ лишь временное значеніе, а небесное — вѣчно, и слава его неувядаема.

Неразумно поэтому, чествуя нашихъ земныхъ во­ждей и національныхъ героевъ, забывать о тѣхъ ду­ховныхъ свѣтилахъ, духовныхъ вождяхъ нашего наро­да, которые, будучи прославлены самимъ Богомъ за святость своей жизни, сдѣлались теперь нашими небес­ными молитвенниками и заступниками передъ престоломъ Божіимъ.

Къ нимъ должны быть обращены на­ши сердца и умы, въ первую очередь, и ихъ святой жизненный путь долженъ служить намъ примѣромъ под­ражанія. Предъ ихъ дивнымъ духовнымъ обликомъ долж­ны мы склоняться съ благоговѣйнымъ трепетомъ, и ихъ святыя молитвы должны мы, елико возможно чаще, при­зывать себѣ на помощь, — а особенно, конечно, въ дѣ­лахъ всенародныхъ, имѣющихъ общее значеніе и пре­слѣдующихъ благо народа.


Каждый народъ имѣетъ нѣчто особое, что служитъ предметомъ его «національной гордости», чѣмъ онъ мо­жетъ похвалиться передъ другими. «Гордость — нехри­стіанское качество», какъ выразился въ свое время при­снопамятный московскій митрополитъ Филаретъ. Но мы можемъ сказать, что наша національная честь, наша на­ціональная похвала, радость и утѣшеніе — это всѣ свя­тые, къ землѣ Русской просіявшіе. Ни одинъ народъ въ мірѣ не имѣетъ такого безчисленнаго сонма свя­тыхъ угодниковъ Божіихъ, ангелоподобныхъ по свято­сти жизни, ни одна Церковь не явила такого дивнаго лика духовной красоты и Божественнаго величія, какъ наша Русская Православная Церковь. Едва былъ про­свѣщенъ русскій народъ святымъ крещеніемъ, то-есть: едва услышалъ призывъ Христовъ: «идите за мной!» (Матѳ. 4, 19), какъ тотчасъ же откликнулся на него тысячами сердецъ. Если мы откроемъ мѣсяцесловъ, то увидимъ, что почти нѣтъ дня въ году, когда бы не праздновалась память одного-двухъ-трехъ, а то и большаго числа святыхъ, вышедшихъ изъ среды русскаго народа.

Какой отсюда слѣдуетъ выводъ?
А вотъ какой! Всѣ мы, русскіе люди, должны быть достойны нашихъ святыхъ предковъ — этихъ великихъ угодниковъ Божіихъ, облагоухавшихъ святостью всю Русскую землю такъ, что она получила не лишенное са­мого глубокаго смысла трогательное наименованіе — «Святая Русь».

Пусть не иронизируютъ надъ этимъ именемъ со­временные невѣры и безбожники, любящіе указывать на отрицательныя явленія въ жизни русскаго народа! Вѣдь это наименованіе отнюдь не значитъ, что на Ру­си всѣ были святые, что не было людей грѣшныхъ.

Это значитъ только то, что высшимъ идеаломъ для русскаго человѣка былъ всегда идеалъ святости и, какъ бы иной разъ ни падалъ низко русскій человѣкъ, онъ все же сознавалъ глубину своего грѣховнаго паденія, понималъ, что онъ грѣшитъ, и нерѣдко пора­жалъ потомъ всѣхъ необычайной силой своего искрен­няго покаянія.

Въ наше время многіе стали говорить и писать о высокихъ достоинствахъ русской культуры. Русскую культуру теперь цѣнятъ и высоко уважаютъ во всемъ такъ называемомъ «культурномъ мірѣ», многіе лучшіе люди Запада преклоняются предъ геніями русской куль­туры.

Но чѣмъ такъ велика и славна русская культура?
Тѣмъ, что она носитъ на себѣ тотъ отблескъ духов­ной красоты и Божественнаго величія, который сооб­щили ей творцы и основоположники русской культур­ной жизни — всѣ святые, въ землѣ Русской просіявшіе. Тѣмъ, что она вскормлена и вспоена живительными со­ками святой православной вѣры, основана на твердомъ камени, который есть Христосъ-Господь (1 Петр. 2,4; 1 Кор. 10, 4), и насквозь проникнута духомъ христіан­скаго самоотреченія, милосердія и смиренія, духомъ слу­женія Богу и ближнимъ, ради Бога.

Истинный отецъ и родоначальникъ всей русской культуры, это — св. равноапостольный князь Владиміръ; духовные вожди культурнаго просвѣщенія Кіевской Ру­си, это — основатели Кіево-Печерской лавры преп. Анто­ній и Ѳеодосій; строители русскаго государства, это — св. благов. князья, исповѣдники и борцы за вѣру Пра­вославную; основоположники духовной мощи, культур­наго и государственно-правового расцвѣта Московской Руси, это — «игуменъ земли Русской» преп. Сергій Радонежскій и «митрополиты всея Россіи» и чудотвор­цы Московскіе святители Петръ, Алексій, Іона и Фи­липпъ, священномученикъ Святѣйшій Патріархъ Гермо­генъ. Распространители духовнаго просвѣщенія и под­линно-культурной жизни на окрайнахъ Руси среди без­численныхъ инородцевъ, разсѣянныхъ по всѣмъ предѣ­ламъ Русской земли и погрязавшихъ во тьмѣ идолослуженія, это — свят. Стефанъ Пермскій, Иннокентій Иркутскій и иноки преподобные—Зосима и Савватій Соло­вецкіе, Сергій и Германъ Валаамскіе, и многіе другіе, имже нѣсть числа, «именитіи и безъименніи, явленніи и неявленніи».

Невозможно исчислить всѣхъ этихъ героевъ духа. Но одно надо знать и помнить: святой долгъ каждаго русскаго человѣка, желающаго не на словахъ, а на дѣ­лѣ быть подлинно-русскимъ — познакомиться съ жиз­нью и подвигами своихъ святыхъ соплеменниковъ и брать ихъ примѣромъ для себя, какъ въ своей личной, такъ и общественной и государственной жизни. Безъ этого — нечего думать и говорить о возстановленіи на­стоящей національной Россіи, о возрожденіи русскаго народа.

Когда-то вся Русь благоухала святостью, и пока вѣ­ренъ былъ русскій человѣкъ завѣтамъ святыхъ своихъ предковъ, росла и процвѣтала, ширилась, укрѣплялась и благоденствовала Русская земля на зависть и удивле­ніе сосѣдямъ. Отрекся русскій человѣкъ отъ своего свя­таго имени, отъ своего святаго призванія — и постигло Русскую землю величайшее кровавое бѣдствіе — голодъ, холодъ, нищета и пролитіе крови многихъ милліоновъ русскихъ людей, слезы и сверхчеловѣческія страданія ихъ.

Не будемъ удивляться и соблазняться, почему имен­но Русскую землю постигло такое страшное, мучитель­ное испытаніе. Святая Русь, какъ мощный оплотъ еди­ной истинной, единой спасающей святой православной вѣры, была особенно ненавистна діаволу. Онъ и устремил­ся на нее со всею своею лютою ненавистью, напрягъ всѣ свои силы, чтобы ее уничтожить, стереть съ лица земли. Вспомнимъ, что вѣдь завистью діаволею самый грѣхъ вошелъ въ міръ, что завистью діаволею Сынъ Божій Единородный былъ пригвожденъ ко кресту. Эта же зависть діаволя разрушила и Святую Русь!

«Западомъ и наказывалъ и накажетъ насъ Господь,» предрекалъ еще, во второй половинѣ прошлаго столѣтія нашъ отечественный богословъ, подвижникъ и про­зорливецъ святитель Ѳеофанъ, Вышенскій Затворникъ.

Съ Запада и пришла къ намъ, какъ нѣкое моровое повѣтріе, эта страшная духовная зараза, которая весьма упорной систематически-проводимой работой постепен­но, шагъ за шагомъ разложила все истинно-доброе и святое, что было въ русскомъ народѣ, вызвавъ эту ужас­ную кровавую катастрофу и уничтоживъ даже самое имя Руси. Вѣра въ Бога, послушаніе Закону Божію, и установленіямъ Церкви, христіанское самоотреченіе, милосердіе и смиреніе, духовная воспитанность и цѣло­мудріе — все это было высмѣяно, оплевано и изгнано изъ жизни. На ихъ мѣсто водворилось безбожіе, до­ходившее порою до лютаго, неистоваго богоборчества, невоспитанность, хамство, наглый цинизмъ, безжалост­ность къ людямъ вплоть до звѣриной жестокости, без­принципность, подхалимство, пресмыкательство предъ выше-стоящими и власть имущими, безпросвѣтный черствый эгоизмъ и матеріализмъ — жизнь человѣческая и уваженіе къ личности потеряли всякую цѣну.

Этими подлинно-сатанинскими качествами были, въ большей или меньшей степени, отравлены души едва ли не большинства русскихъ людей, а рѣшительно не принимавшіе ихъ были просто физически уничтожаемы, обрекаемы на лютую смерть.

Только этимъ и можно объяснить все, что стряслось надъ нашей несчастной Родиной!

Къ великой скорби и стыду нашему, многіе русскіе люди не исцѣлились отъ этой духовной заразы и до сихъ поръ, несмотря на все ими пережитое въ эти страш­ные годы, а многіе унесли ее съ собой заграницу, въ эми­грацію, чѣмъ и объясняется большая часть всякихъ ссоръ, раздѣленій и нестроеній въ русской эмигрант­ской средѣ, злоба, зависть и взаимная ненависть, царя­щія въ нашемъ обществѣ, безразличіе къ судьбѣ ближняго, отверженіе всякаго авторитета, кромѣ самого се­бя, а порою — даже глумленіе надъ святынею.

Жаль бываетъ видѣть и слышать этихъ несчастныхъ русскихъ людей, которые, часто весьма крикливо, объ­являютъ себя «антибольшевиками», будто бы борющи­мися за спасеніе Россіи, а практически, въ жизни своей, ничѣмъ отъ разрушителей и осквернителей нашей Ро­дины не отличающихся, даже если они иногда для при­личія ходятъ въ церковь!

Да! если мы дѣйствительно, а не на словахъ только, хотимъ спасенія Россіи и возстановленія Святой Руси, гдѣ всѣ могли бы жить по-человѣчески и по-христіански, мы должны стать дру­гими, лучшими, отрясши отъ себя всю эту нечисть, столь неприличествующую и несвойственную сынамъ и дщерямъ Святой Руси, а особенно — всякій видъ безбожнаго вольнодумства, хамство, цинизмъ, без­принципность, нравственную распущенность и нечистоплотность. Мы должны вернуться къ нашимъ историче­скимъ возвышеннымъ идеаламъ — идеаламъ Святой Руси, которыми жили наши благочестивые предки и которые воспитали намъ цѣлый величественный сонмъ «святыхъ, въ землѣ Россійстѣй просіявшихъ.»

Въ этомъ несомнѣнно помогутъ намъ, видя искрен­ность нашихъ добрыхъ стремленій, наши небесные по­кровители, молитвенники и заступники — всѣ святые, въ землѣ Русской просіявшіе, если мы чаще будемъ об­ращаться къ нимъ мысленнымъ взоромъ своимъ и молитвенно взывать къ нимъ:
«Вси святіи земли Русскія, мо­лите Бога о насъ!»

Архіепископъ Аверкій.
«Православная Русь», №12, 1973 г.

*

Comments