?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

October 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

СОКРОВИЩЕ СВЯЩЕННАГО ПИСАНІЯ

Христосъ - полнота истины. Великій подвижникъ св. Исаакъ Сиринъ призывалъ молиться такъ: "Христе, полнота Истины, да возсіяетъ въ сердцахъ нашихъ Истина Твоя и да познаемъ, какъ по волѣ Твоей ходить путемъ Твоимъ" (Слово 40). Тотъ же подвижникъ даетъ такой духовный совѣтъ: "Читай Евангелiе, завещанное Богомъ къ познанiю цѣлой вселенной" (Слово 56). Преп. Пахомiй Великiй зналъ Евангелiе наизусть. Зналъ святое Евангелiе наизусть и болѣе близкiй къ намъ по времени - святитель Тихонъ Задонскiй; но не только зналъ, но и претворялъ слова святого Евангелiя въ жизнь, какъ показываетъ его житiе. Святые Отцы и Учители Церкви Iоаннъ Златоустъ и Григорiй Богословъ поучаютъ, что неосвященный лучемъ Божественныхъ Писанiй принужденъ погрешать во многомъ, потому что бродитъ въ глубокой тьмѣ. "Незнанiе (священнаго) Писанiя - великая стремнина, незнанiе Божественныъ Законовъ - предательство своего спасенiя", учитъ св. Епифанiй (Отечникъ, стр. 107).

Это сознаютъ и мудрые свѣтскіе люди. Знаменитый мыслитель, математикъ и физикъ, Паскаль (XVII в.) пи­шетъ, что «Евангеліе даетъ утѣшеніе человѣку въ ка­кихъ бы условіяхъ онъ не находился. Безъ ученія Христа мы ничего не знаемъ и ничего не видимъ. Безъ Него для насъ все путаница и тьма. Безъ ученія Христа у человѣка будутъ пороки, бѣдствія и заблужденія, мракъ и отчаяніе... Во Христѣ вся наша добродѣтель и блажен­ство. Безъ ученія Христа люди заѣли бы другъ друга и міръ сдѣлался бы адомъ»...

Въ первые вѣка христіанской эры горѣніе вѣры было особенно яркимъ, особенно пламеннымъ. Свято­отеческая литература даетъ такіе духовные перлы, что хочется извлечь хотя бы маленькую крупинку изъ того богатства, которое она содержитъ. Святые Отцы достигли великой праведности и чистоты; по отношенію къ нимъ исполнилась заповѣдь Господня: «блажени чистіи сердцемъ, яко тіи Бога узрятъ».

Иные думаютъ, что святоотеческія писанія только для монаховъ, а не для всѣхъ православныхъ христіанъ. То изреченіе, которое имѣю въ виду привести и немного на немъ остановиться, опровергаетъ это, хотя и сказано основателемъ пустынножительнаго монашества св. Антоніемъ Великимъ, который училъ, что «нѣтъ нечестія, которое было бы выше того нечестія, когда человѣкъ наноситъ скорбь другому, или возносится надъ ближ­нимъ» (Отечникъ, стр. 26).

Нанесеніе скорби ближнему нарушаетъ заповѣдь о чистой и совершенной любви къ ближнему, Господа Іисуса Христа: «любите другъ друга, какъ Я возлюбилъ васъ» (Іоан. XV, 12). Объ этомъ можно было бы чрез­вычайно много сказать. Ограничусь словами Апостола Іоанна Богослова. Ап. Іоаннъ, единственный изъ учени­ковъ, который не оставилъ Христа и послѣдовалъ за Нимъ на Голгоѳу; видѣлъ крестныя муки и смерть Спаси­теля и сподобился глубочайшаго пониманія тайны су­щества Божія. «Богъ есть Любовь, и пребывающій въ любви, пребываетъ въ Богѣ, и Богъ въ немъ» (1 Іоан. IV, 16). «Любовь къ ближнему есть стезя, ведущая къ Богу, потому что Христосъ благоволилъ таинственно облечься въ каждаго ближняго нашего, а во Христѣ — Богъ» (Еп. Игнатій Брянчаниновъ, т. 1. Аскетическіе опыты, стр. 123). Возноситься надъ ближнимъ, это — нарушеніе первой заповѣди Блаженства. Вспомнимъ, равнымъ образомъ, что Христосъ заповѣдалъ: «Научи­тесь отъ Меня, ибо Я кротокъ и смиренъ сердцемъ» (Матѳ. XI, 29), и показалъ примѣръ величайшаго сми­ренія. Господь и Учитель умылъ ноги Своимъ ученикамъ (Іоан. XIII, 4-15). Необходимость смиренія для нашего спасенія одна изъ основныхъ мыслей Святыхъ Отцовъ. Св. Антоній Великій учитъ: «если въ человѣкѣ не будетъ крайняго и искренняго смиренія, то онъ Цар­ствія Божія не наслѣдуетъ». Св. Антоній опредѣляетъ смиреніе, какъ способность «считать всѣхъ людей лучшими себя» (Отечникъ, стр. 24, 32). «Велико то, когда кто увидитъ себя худшимъ всѣхъ, а каждаго лучшимъ себя» (авва Сисой). «Врата небесныя — смиреніе» (Іоаннъ Коловъ). Авва Исаія училъ, что основаніе всѣхъ добродѣтелей — смиренномудріе. Особенно подробно развиваетъ эту мысль св. Исаакъ Сиринъ. «Гдѣ бы ты не находился, почитай себя меньшимъ всѣхъ. Пока не сми­рится человѣкъ, не получитъ награды за свое дѣланіе. Награда дается за смиреніе, а не за дѣланіе. Смиреніе и безъ дѣлъ многія прегрѣшенія дѣлаетъ проститель­ными. Напротивъ того, безъ смиренія и дѣла безпо­лезны, даже уготоваютъ намъ много худшаго. Смиреніе есть таинственная сила, которую на совершеніе всего Божественнаго воспріемлютъ совершенные святые, по­тому что добродѣтель эта заключаетъ все. Начало Бо­жественной премудрости — скромность и кротость».

Если отъ святыхъ Отцовъ, жившихъ въ давнія вре­мена, перейдемъ къ святому, подвизавшемуся въ XIX в. въ нашемъ отечествѣ — преп. Серафиму Саровскому, то отъ него получимъ слѣдующее наставленіе: «возлюбимъ смиреніе и узримъ славу Божію, идѣже истекаетъ смиреніе, тамъ слава Божія расточается. Сіяніе Божества добывается добродѣтелью смиренія, которая есть вы­сшая добродѣтель, между прочимъ уже потому, что неразрывно связана съ любовью».

Если высшая добродѣтель — смиреніе, то свой­ство, діаметрально противоположное смиренію, гордость — начало грѣховъ. Авва Оръ учитъ: «помыслъ гордо­сти все разрушаетъ». Св. Антоній Великій пишетъ, что «всѣ грѣхи мерзостны предъ Богомъ, но мерзостнѣе всѣхъ — гордость сердца» (Отечникъ, стр. 19).

Притча о мытарѣ и фарисеѣ показываетъ значеніе смиренія въ дѣлѣ нашего спасенія и пагубное вліяніе гордости (Лк. XVIII, 10-14).

М. Я.

«Православная Русь», №12, 1974 г.

*

Comments