?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

September 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Празднество 1000-летия Крещения Руси в Париже - 1988 г.

         Торжественное празднование всей Западно-Европейской Епархии Русской Православ­ной Зарубежной Церкви состоялось 7 и 8 мая в Париже. Местные празднества состоялись в Женеве, Брюсселе и в Вильмуассоне в удобные даты на местах .
         В Париже все священнослужители и диаконы епархии приняли участие в торжестве.
         К большой радости паломников, две чудотворные иконы Божией Матери присутствовали на богослужениях в Румынской Церкви, которая находилась в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви.
        Леснинская икона Божией Матери, впервые покинувшая жен­ский монастырь в Провемон (Нормандия), и Иверская Мироточи­вая икона Божией Матери были привезены в храм к началу все­нощной в субботу 7 мая и были встречены Владыкой Антонием, Архиепископом Женевским и Западно-Европейским и Владыкой Иларионом Епископом Манхетенским, прибывшим из Нью-Йорка, по­мощником Владыки Архиепископа Лавра, секретаря Архиерейско­го Синода.
        Храм был уже переполнен молящимися. Этот большой храм, посвященный памяти Святых Архангелов, украшенный величественным иконостасом, исполнен духом православного благочестия. Про­сторный алтарь с трудом смог вместить многочисленное духовен­ство.
        Владыка Антоний наградил всех священнослужителей юбилейным крестом Святого Владимира на красно-черной ленте.
       Чудно пел хор Медонского Храма Воскресения Христова под управлением К. Малинина. Молящиеся все время подходили к чудотворным иконам, которые еще долго пребывали в Храме после окончания всенощной. Многие паломники исповедовались.
        В воскресенье утром прибыл Владыка Марк Епископ Берлин­ский, Германский и Великобританский в сопровождении архидиакона.
       Чудотворные иконы уже находились в Храме в 8.30. Преосвященные Владыки Марк и Иларион пришли в то же время. После встречи и облачения Владыки Архиепископа Антония началось чтение часов и затем последовала Божественная Литургия.
       Прекрасно пел хор Женевского кафедрального собора под управлением И. Дьякова. Приехавших паломников из Бельгии, Голландии, Люксембурга, Швейцарии, Германии и Италии было более двухсот.
       Владыка Архиепископ Антоний произнес прочувственную проповедь о влиянии Крещения Руси на жизнь русского народа, о мученической смерти невинных миллионов верующих на родине, о разрушении церквей и монастырей после революции и о новомучениках и новоисповедниках российских.
       На торжественный молебен вышли все священнослужители: 3 архиерея, 25 священников и 7 диаконов. Молебен совершен народ­ным пением.
       После перерыва была предложена общая трапеза в зале Мютюалитэ, вместившая около 500 человек, вслед за которой состоялось торжественное заседание. Владыка Архиепископ Антоний вы­ступил со словом о значении Крещения Руси для верующего русского народа, об ужасных преследованиях христиан в России и о торжестве Русской Церкви.
       Князь А. Н. Гедройц прочел обширный доклад о влиянии православной веры на все творчество русского народа.
      После перерыва хор кафедрального Крестовоздвиженского Женевского Собора под управлением И. Дьякрва исполнил церковные песнопения.
      Собрание закончилось выступлением мужского хора Храма Воскресения Христова в Медоне под управлением К. Малинина.
      Во время перерывов у входа в зал продавались книги религиозные и другие издания, иконки, медали и значки, знаменующие торжество.
      Приехавшие в Париж были размещены по гостиницам побли­зости от Румынской Церкви и там были встречены распорядителя­ми.
      Праздничные действия чередовались один за другим почти без перерыва на протяжении одних суток, от встречи чудотворных икон перед Всенощной 7 мая до заключительных духовных песно­пений поздно вечером 8 мая. Все участники этого юбилейного паломничества были под сильным впечатлением от особой духовной силы, наполнявшей каждый момент этого торжества, зарождавшей в сердцах верующих духовную радость и духовный трепет в осознании величия события Крещения Руси.


СЛОВО ПРЕОСВЯЩЕННОГО АНТОНИЯ, АРХИЕПИСКОПА
ЖЕНЕВСКОГО И ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО


Возлюбленные братья и сестры,
       988 ГОД — особый год Промысла Божия, исключительный год истории Церкви Христовой. Это год рождения новой великой поместной ЦЕРКВИ Российской. Ее рождение пророчески предвидел святой апостол Андрей Первозванный. Такова была воля Отца небесного, так как никто не может прийти ко Мне, сказал Его Божественный Сын, если не привлечет его Отец Мой. Он привлек русский народ к участию в жизни Церкви Христовой. Печать дара Духа Свя­таго запечатлела Новую Церковь. Как невеста, оделась она светлою одеждою благодати Божией.
       Из освященных вод Днепра выходили новые люди, рожденные водою и Духом Святым. Над Днепром, горами киевскими, над всею ширью Руси вставала заря новой жизни, несущей, неведомый до сих пор предкам, идеал святости.
      Таково было начало тысячелетней истории Русской Церкви.
      Темна была еще, для новопросвещенных христиан Руси, будущность их Церкви, ответственность их призвания. Но всевидящее Око Божие видело на 1000 лет вперед. Господь знал, что творил, к чему призывал Свою новую Церковь, и какую задачу должна бу­дет выполнить она в будущем.
       Ведь многие народы и до сего дня не просвещены еще благодатью Божией, многие не познали еще Христа, пребывая во тьме язычества, ложных религий и губительных заблуждений. А наш народ Господь просветил, тысячу лет тому назад, словом Еванге­лия и призвал к служению Себе.
      И если Господь призвал, то призвал очевидно с определенной целью. Какой же? На этот вопрос отвечает нам нынешний год.
      1988 ГОД есть тоже особый год. Год юбилейный для Русской Церкви, год торжества и непобедимости ее. Не закопала она та­лант, данный ей Творцом, в землю, дала его в рост всем святым зем­ли своей, и принесли они великий плод святости, красоты духов­ного подвига, покорности воле Божией, терпения и готовности стра­дать и умереть за Христа. Тысяча лет не прошла для нашей Церкви без пользы. Она восходила от силы в силу, побеждая рас­колы, ереси, внутренних и внешних врагов, сияя небесным светом великих подвижников. Идеал святости был тою незаходимою звез­дою, которая вела за Христом любящих Его. К 1988 году Русская Церковь оправдала свое призвание.
       Как и каким образом? — спросят нас. В чем видите вы торже­ство Русской Церкви, непоколебимость ее служения Христу? Не остались ли от нее в наши дни только руины, образом которых яв­ляются миллионы оскверненных храмов на русской земле, с со­рванными крестами, разрушенными куполами, заросшими травою и бурьяном входами? Не являет ли наша Церковь картину пора­жения и разрушения? Не надо ли нам нынешний юбилейный год встречать с горькими слезами, покаянно бия себя в грудь, облек­шись в траур, по Матери Церкви?
       Но так могут думать и говорить только те, которые не приобщились к небесной радости и духовному торжеству прославления со святыми миллионов мучеников и исповедников Русской Церкви, конца 1000-летней истории ее. Они — эти современные мученики — являются Победой и Несокрушимостью Церкви Русской, что делает наш юбилей торжеством и радостью.
      Промысел Божий избрал, очевидно, нашу Церковь еще в 988 го­ду, для того, чтобы, укрепившись, она к концу тысячелетия отра­зила всю силу мирового зла за себя и за все христианство. Страш­ные силы разрушения, ненависти, злобы, богохульства накопил князь мира сего, для последнего, как думал он, и решительного уда­ра по Церкви. И главный бешеный удар направил он на Русскую Церковь, как более сильную.
        Силы были неравные. С одной стороны — вся сила произвола нового безбожного государства, готового на любое преступление, сила гордой в своем безумии лже науки, отвергнувшей Творца, ложь безблагодатной философии, провозгласившей богом челове­ческий разум.
       С другой стороны — лишенные всех прав в богохульном государстве, беззащитные дети, верующие, монашествующие, священнослужители, иерархи, патриарх, царь — сильные любовью ко Христу и верою в Него, отказавшиеся от самозащиты человечески­ми средствами, не взявшие меча и шедшие, как незлобивые агн­цы, на заклание.
        Но к этому страшному моменту и готовил Господь Свою Церковь. Готовил и приготовил ее к распятию вместе с Собой на страш­ной Голгофе XX века. И Церковь взяла свой крест и была распя­та, но, силою любви Божией, не умерла на кресте до сего дня. Кровь миллионов мучеников напоила и укрепила Церковь, так что не могли одолеть ее врата ада. Вот почему наш юбилей, объединивший нас сегодня, есть торжество и победа. Капитулировала не Цер­ковь, а безбожие на русской земле, являя в наши дни свое бесси­лие, ложь и поражение.
        Но спросят нас о том, что представляет собою ныне Русская Церковь? Где вы видите ее? Не в лице ли бесславной и порабощенной врагами Христа Московской Патриархии, не в образе ли нашей свободной, но столь малой — Зарубежной, или неуловимой катакомбной на родине? Где она — эта победившая Церковь? Где независи­мый и свободный центр церковного управления ее? Где обладаю­щий всеми правами, предоставленными ему канонами. Глава ее?
        На этот вопрос отвечаем так: во время жестоких и беспощадных гонений на верующих, когда ненавистно само имя христиани­на, не может быть ни свободно действующего центра Церкви, ни независимого Главы его. Вот почему загнанные в Соловецкий ла­герь смерти в 1926 году архиереи Русской Церкви, готовясь принять мученическую кончину, оставили верующим завет о том, как жить, не потерявши Церковь, и где искать ее, во время гонений.
        «Не в целости внешней организации заключается сила Церк­ви», — писали они из лагеря, — а в единении веры и любви пре­данных ей чад ее, наипаче же возлагая свое упование на непре­оборимую мощь ее Божественного Основателя и на Его обетова­ние о неодолимости Его Создания».
        Так, единением веры и любви, жила Церковь и во времена апо­столов. Тогда тоже можно было спросить: где же внешняя церков­ная организация, где центр ее управления? Его не было. Апосто­лы разошлись в разные стороны, и каждый делал свое дело, в пол­ном согласии между собой, но независимо один от другого. Каждый апостол представлял собою Церковь.
        И несмотря на такое положение, уровень духовной жизни христиан был так высок, что, по словам апостола Луки, они имели одно сердце и одну душу, сохраняя единство веры и любви, спеша принять венец мученический, ради возлюбленного ими Христа.
        Так было и в дни гонений на Церковь со стороны римских императоров и языческого общества, и, несмотря на это, Церковь победила могущество древнего языческого Рима.
         Внешняя организация церковного управления начала создаваться только тогда, когда прекращались гонения и наступали мирные времена для христиан.
        Так и теперь, во время новых гонений, Русская Церковь, духов­но победившая, не имеет внешних форм своего бытия. Она существует единством исповедания веры православной и взаимной лю­бовью верных чад своих. Паства ее многочисленна - миллионы ве­рующих на родине и тысячи — за границей. Это верные и послуш­ные дети ее, современные исповедники и, возможно, будущие му­ченики на родине.
       Никто не может лишить их любви Христовой, так как гонимый, вот уже шестьдесят лет с лишним, Он живет в сердцах их, скрывшись туда от гонителей. Они знают Его и не предадут.
      И несмотря на поголовное истребление священнослужителей, Церковь наша сохранила своих канонических епископов, приняв­ших законное рукоположение от святителей русских, сохранив­ших свободу совести, не знающих компромиссов с врагами, верных Матери Церкви.
      Мы видели и видим их не в палатах, официально признанной властями, но лишенной ими свободы, вынужденной говорить неправду, Московской Патриархии. Мы видели и видим их в тюрьмах, лагерях, психиатрических больницах, скрывающимися в катаком­бах необозримой России и за границей ее, где неуловимые гонителями они могли создать свободный центр церковного управления и избрать Главу его. На них возлагает паства свое упование.
       Все мы — рассеянные овцы единого стада Христова. Мы — тело Церкви Русской, не сдавшейся врагам. Мы торжествуем нашу по­беду вместе с славными и непобедимыми мучениками. Все мы, хо­рошие и нехорошие христиане русские, радуемся ныне, так как без­божникам не удалось уничтожить нашу Церковь, убить всех па­стырей ее, сделать нашу родину гнездом безбожия и мракобесия.
        Будем и дальше возлагать наше упование на непреоборимую мощь Божественного Основателя Церкви и на Его обетование о неодолимости ее.
        И если будет на то воля Божия и прекратятся преследования христиан на русской земле, то Церковь восстанет во всей своей си­ле, духовной красоте и канонических формах земного бытия.
      Да воскреснет Бог и расточатся враги Его!



*
 

Comments