?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

October 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Слово иером. Серафима (Дулгова) при наречении во епископа – Женева, сент. 1993 г.

Ваше Высокопреосвященство, Владыко наш Первосвятитель !
Ваше Преосвященство, Владыко Архиепископ Антоний !
Ваше Преосвященство, Владыко Архиепископ Марк !
Ваше Преосвященство, Владыко Епископ Варнава ! Благословите!

Есть такой библейский эпизод: сын Иоаса, из племени Манасина, по имени Гедеон, выколачивал пшеницу. Он хотел уйти подальше, укрыться в ущельях, в пещерах. Время неустойчивое, всюду враги, опасности. И вот, на дорогу, готовил себе пшеницу. Но является к нему Ангел и призывает Гедеона на служение. Он стал потом одним из Судей Израилевых. И прекратил он молотить и пошёл на служение.

Вот в таком несколько положении чувствую и я себя. Как Гедеон, думал и я о спокойствии. Как к Гедеону пришёл и мне, неожиданно, призыв для нового служения. И если вы, Святители Божий, вы - Ангелы Церкви, как это подразумевается в Апокалипсисе, то увы, я-то не Гедеон!

Или ещё:
Пророк Илия нашёл Елисея, который обрабатывал землю двенадцатью парами волов. Илия приблизился и накинул на Елисея свой плащ. Это было знаком посвящения его во пророки.
Так и вы, Святители Божий, подобно Илие накинули ваш плащ, то есть возложили ваши руки на меня.

Вы можете быть подобны Илие.
Но я-то не Елисей!

Наоборот…  Когда-то, всё в том же Ветхом Завете, сказали про Саула с иронией : "Неужели и Саул во пророках"! Так и про меня кто подумает: "Как, неужели и он во епископах"!
Но я-то, даже и не Саул!

И тем не менее, вот я предстою перед Вами в страшный для меня час. В этом же храме, более тридцати лет тому назад, я в трепете и со священным ужасом впервые был введен через Царские Врата для диаконского посвящения. Но что сказать про то, что меня ожидает ныне!

Я вижу мысленно всю свою жизнь. Когда начинаешь задумываться о прошлом, поднимаются новые воспоминания и желание подвести итоги. Я считаю, что Господь был исключительно, и не раз, ко мне щедр. Было больше радостей, чем горя.

Во первых, я мог бы оказаться впоследствии комсомольцем или каким советским активистом. Мне было меньше пяти лет и во второй столице России, я как-то заполучил значок пожарных. Ну, как все мальчики, начал его с гордостью носить. А на значке-то, конечно, была или красная звезда или серп и молот! Так бы я с этими символами и мог бы остаться на всю жизнь ...

Но благодаря родителям оказался я за рубежом. Как всем в эмиграции тогда, было вначале очень трудно. Очень трудно. Вскоре я оказался сиротой и матери стало ещё труднее.

Я с радостью вспоминаю годы, которые мне пришлось провести в Русской Школе, в русской национальной обстановке, в Кадетском Корпусе. Там я впервые, сознательно, приблизился к Церкви. Сперва начал прислуживать, потом стал чтецом на клиросе.

Я с благодарностью вспоминаю педагогов, директоров, которые сменялись, воспитателей, особенно корпусного священника, иеромонаха, потом архимандрита, Зосиму, учителей, да и товарищей. Вообще всех— "кто хранил юность нашу".

Кстати - когда я уже был подростком, отец Зосима мне подарил серебряный священнический наперсный крест, который я хранил всю жизнь и вот надел, когда стал иереем.

Дальнейшие этапы - школа, после аттестата зрелости, техническая учёба, война. После неё - более четырёх лет богословия в Париже.

Хотя мы были, так сказать, не на том же " корабле", но справедливость заставляет меня вспомнить ныне и туг моих там наставников, профессоров, которые тоже были "хранителями юности нашей". Это была эпоха, когда во главе было "Три Кита", то есть три именитых учёных-богословов, имена коих у всех, начинались на букву "К". Все, все относились ко мне всегда с любовью и расположением а я отвечал, так я решил с самого начала, - полнейшей корректностью, лояльностью, уважением, почтением и благодарностью. Хочу вспомнить и моих однокурсников, учившихся со мною.
Потом гражданская служба. И ещё потом - уже священство.

Подойдём теперь к действительности нашего времени.

Мне недавно удалось просмотреть видеозапись, которая была показана по всей территории бывшего СССР, под названием «Россия, которую мы потеряли». Название говорит за себя. Фильм был создан при близком участии А.И. Солженицына, итак нужно считать, что каждое слово было продумано. И вот, в конце этого фильма имеется такая фраза: "Ленину удалось на долго очистить Россию от умных, образованных и мыслящих людей. Он не только совершил государственный переворот, он совершил переворот и в душе народа. В России был заложен новый антропологический тип, новое выражение лиц появилось у советских людей. Так началось вырождение нации..."

Почему я упоминаю об этом?     :

Большим событием в моей жизни (конечно, и не только в моей) была встреча, во время последней, войны, с русским народом, который тогда не успел ещё подвергнуться полностью всему тому, о чём говориться в этом фильме. Эта встреча была пятьдесят лет тому назад. Я полностью тогда видел любого русского, как своего: он как я, я как он.

И это тоже мне не забыть. Может быть это была эпоха счастливейшая в моей жизни, ибо тогда была эпоха каких-то надежд и упований ...

За более, чем тридцать лет священства вспоминаю своих собратьев священнослужителей, многие скончались - Царство им Небесное! -, прихожан, к которым, порою, относился с недостаточным вниманием. Главное, конечно, вспоминаю Святителей. В первую очередь - Владыку Архиепископа Антония, под чьим омофором прошли все мои годы священства. Всегда - уверенно, спокойно, мудро, солидно и уютно было и остаётся так до сего дня под его омофором.

Но ещё до моего рукоположения, вспоминаю Архиереев, которым я иподиаконствовал: Митрополит Серафим в Париже, Епископ Нафанаил, Епископ Леонтий, потом и Архиепископ Иоанн. Других Архиереев видел лишь мимолётно, или же знаком или близок был по переписке.

Вот вы меня сейчас допрашивали о моей вере, хотели удостовериться - полностью ли она православна, как верую я во Святую Троицу. Это настолько важно, что ко мне обращались с требованием, чтобы я выявил свою веру и ещё и ещё к "более пространно".

Без сомнения моя вера, как и всех стоящих вокруг Престола, и одинакова и полностью православна.

Но вот, что может нужно в наше лукавое время и ясно и открыто выявить. Особенно будущему Епископу: каково отношение наше к священноначалию в России, к официальной там Церкви и по ряду иных вопросов.

Чтобы ответ был ясным, позвольте прибегнуть вот к такому сперва сравнению.

Как только Христова Церковь начала существовать, Апостолы, а потом и мужи апостольские да и иные духовные писатели, например апологеты - всем им приходилось много трудиться, много писать, чтобы объяснить иудеям, что ожидаемый ими Мессия, Спаситель, и есть Христос. Что эпоха Завета Ветхого закончилась и что теперь начинается Новый!

Евангелист Матфей писал для сего своё Благовествование. Апостол Павел - писал своё Послание ко евреям. И апологеты писали. Иустин Мученик написал "Разговор с Трифоном Иудеем". Тертуллиан тоже. И так далее.

Итак, с седой древности, сохранилось на эту тему множество фолиантов, трудов, томов. Всё это очень важно, а например матфеино Евангелие или Послание Апостола Павла - необходимы и для иного. Но будет ли кто из нас, если придётся заговорить с иудеем о вере, о Ветхом и Новом Заветах, выискивать эти тома, всё это богатство письменное?

Нет. Ибо теперь, теперь двадцать веков спустя, у нас есть очень простой аргумент, легко понимаемый и доступный каждому иудею. За всю историю его народа, в Ветхом Завете, Господь постоянно посылал пророков, будь они великие или малые, но перерыва в этом не было. История еврейского народа тогда, до пришествия Христа - это история этих мужей Божиих. Как бы непрерывная цепь. Но так продолжалось до пришествия Христа и с этого момента пророческое служение окончилось. Ветхий Завет окончился, наступил Новый... И вот уже двадцать веков, что у еврейского народа нет больше ни великих, ни даже малых пророков. Ибо чаемое стало явным.

Вот такой же метод, простой, ясный и доступный можем мы предложить любому стороннику Патриархии.

За всю историю России, Церковь наша всегда была основой всей жизни, упованием и учителем народа. Кормилом, пестуном, мерилом совести. Будь это в междоусобных делах князей в эпоху домосковскую, в период татарского ига, особенно в Смутное Время, в период воцарения большевиков, во времена гонений, мученичества.

Тоже самое было и с Зарубежной частью этой Церкви - нашей. Всем  известно какую роль она играла в эмиграции, как в больших центрах, так и в глубине провинции или где-то в трущобах. Особенно проявила себя наша Церковь в период последней войны. Потеряв всё при наступлении Красной Армии, территории Восточной и Центральной Европы, потеряв положение, солидное  существование, твёрдые возможности, - несмотря на всё это, будучи Сама беженкой, наша Зарубежная Церковь и в условии лагерей оставалась, как и прежде, упованием, учителем и центром жизни и деятельности русских людей. Ибо Церковь наша была истинной Церковью Христовой.

Выполняет ли официальная Церковь в России ту же роль, как должна была бы выполнить она, будь она истинной? Конечно нет. Можно твёрдо установить, что Московская Патриархия не способна на это. Вести свою паству она не может. Она лишь жалко плетётся вслед за ней и вынуждена проявлять какое её требование, либо проявлять желаемую деятельность, либо делать непривычные для неё уступки народному чаянию.

Лавирует, подгоняет себя под необходимость момента. И никак не может стать тем, чем была Русская Церковь, например в период Смутного Времени: центром совести при общей разрухи. А ведь сейчас хуже Смутного Времени прошлого...

Итак, по плодам определяем, что истинно, что ложно ...

А если кто нам укажет на тот или иной расцвет в России, там открыли храм, или отремонтировали монастырь, или начались уроки Закона Божия, - так это не заслуга Церкви (Патриархии), но отдельных энтузиастов или жертвенных, идейных, ревностных пастырей и церковных деятелей, которые, конечно, заслуживают и восхищение и радость нашу.

" Так помогите же Патриархии", могут нам ещё сказать.

И на это имеется готовый ответ, основанный на опыте: наша лучшая помощь официальной Церкви заключается уже в том, что мы существуем!

Ибо она всё время вынуждена считаться с нами, оглядываться на нас и то ли копировать нас или сдерживать себя, сокращать степень своих беззаконий из опасения реакции с нашей стороны. Примеров этому мы видим множество. Мы как бы спасительный тормоз в её слепом и безрассудном скольжении вниз...

Но это - пока мы существуем.
Исчезни мы, вольись мы в бесформенную массу официальной Церкви, мы потеряем всю нашу соль, всю нашу силу и возможность быть таким тормозом. И руки у официальной Церкви полностью развяжутся. И не только в области экуменизма, но и во многих других беззакониях. Кто может знать по какой покатой плоскости она покатится и тогда уже без тормозов ... Куда она заведёт и себя и Православие в России?

Так что и в этой области всё мне представляется и ясным и твердым.

За всё время моего пастырства я всегда себя чувствовал русским и радовался этому. Но я знаю, что Господь приводит каждого из нас к пастырской деятельности на той или иной ниве, среди того или иного народа. Поэтому, поскольку я нахожусь среди того или иного народа или среди тех, кто понимает лучше, например, по-французски (не говорю о тех, кто понимает только на этом языке) - я с охотой и служил и служу и проповедую и учу на этом языке, и это для меня вовсе не в тягость. Делаю я это с радостью.

В таком виде, вероятно, будет проходить и моя епископская деятельность.

Вот, предстою ныне перед вами, Святители Божий, со страхом и трепетом, сознавая свою духовную и физическую немощь и недостоинство. Знаю я также, что "божественная Благодать всегда немощная врачующая, и оскудевающая восполняющая", как говорится в молитве при рукоположении, тем не менее не является чем-то автоматическим. Эту Благодать нужно заслужить, возогреть и восполнить в себе. Приумножить. Помогите мне.


*

Comments