?

Log in

Tsar-1998

June 2017

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

ГОНЕНІЕ НА ЦЕРКОВЬ ВЪ БОЛГАРІИ – 1965 Г.

Даемъ настоящее письмо полностью, въ переводѣ, вос­производя его изъ «Македонской Трибуны» 14 января.

До насъ дошло одно письмо изъ Болгаріи, дающее интересную картину Церкви и отношенія къ ней коммунистической власти. Ниже даемъ мы отрывки изъ этого письма:

«Въ связи съ пріѣздомъ американскаго Владыки Андрея, отъ меня просятъ новостей, объясняющихъ отношеніе власти къ Цер­кви въ послѣдніе годы.

Пользуясь представившейся мнѣ возможностью, пишу это письмо, чтобы бросить нѣкоторый свѣтъ на этотъ вопросъ.

Когда пришла коммунистическая власть, она думала, что смо­жетъ уничтожить церковь, если только уничтожитъ духовенство. Тактика ея въ двухъ словахъ можетъ быть сведена къ слѣдую­щему: уничтожь или заточи пастыря, и разсѣется стадо. Въ резуль­татѣ такой коммунистической тактики были избиты сотни священ­никовъ и нѣсколько лицъ изъ высшаго духовенства въ странѣ, и чуть не тысяча священниковъ, то есть много больше, чѣмъ по­ловина всего числа ихъ въ странѣ, была заточена на большій или меньшій срокъ въ лагеряхъ и мѣстахъ заключенія; ограблено и поругано было множество церквей; и лишены были церкви ма­теріальныхъ средствъ до степени удушенія.

Главнымъ результатомъ подобной тактики было слѣдующее: уничтожены или заточены были самые выдающіеся и твердые священнослужители, то есть Церковь была обезглавлена, или духовно порабощено было ея руководство.

Но такая коммунистическая тактика послужила тому, что Церковь стала ядромъ, вокругъ котораго объединился порабощенный народъ, или реакція, какъ именуютъ коммунисты своихъ противниковъ, то есть большинство...

Вспомните теперешняго патріарха Кирилла, какъ онъ былъ арестованъ, еще будучи митрополитомъ въ Пловдивѣ и до чего немилостиво былъ онъ унижаемъ въ заключеніи; вспомните, какъ грубо совершено было убійство митрополита Бориса Неврокопской епар­хіи, среди бѣла дня, при одной церковной процессіи; вспомните убійство архимандрита Иринея, протосѵнгела Софійской митрополіи, архимандрита Палладія, протосѵнгела Видинской митрополіи, архимандрита Наума, преподавателя Софійской семинаріи, вспомните го­ненія католическаго и протестантскаго духовенства въ странѣ, осужденіе на смерть католическаго владыки въ Никополѣ Евгенія Босилкова и заточеніе его въ тюрьму-сумашедшій домъ, откуда онъ исчезъ безслѣдно...

Въ глазахъ народа гоненіе на духовенство и на самую Цер­ковь было чѣмъ-то естественнымъ. Если самъ народъ былъ пора­бощенъ, то какъ могло бы случиться, что духовный оплотъ на­рода, то есть Церковь, имѣла бы другую судьбу? Это привело только къ возвышенія авторитета Церкви въ глазахъ порабощен­ныхъ гражданъ.

Страннымъ можетъ показаться, но многіе имѣли мужество откры­то записываться въ христіанскія братства при церквахъ, посѣщать въ массовомъ порядкѣ храмы, дѣлать взносы на церковныя нужды въ размѣрѣ, не бываломъ въ прежнее время, предпринимать мас­совыя паломничества къ святынямъ, какъ Рыльскій монастырь. Ду­ховникъ, благодаря коммунистическому террору, становился мучени­комъ и признаннымъ вождемъ, а церковь — единственнымъ упо­ваніемъ ...

Достигнувъ этого результата, коммунисты обратились къ переоцѣнкѣ своей тактики. Гибкіе, какъ всегда, они рѣшили, что лучше всего измѣнить примѣнявшуюся тактику; духовенство достаточно напугано терроромъ, нѣкоторые уже открыто поддались власти...
Такъ началась обратная политика: поддержаніе церкви, возвышеніе болгарской церкви въ рангъ патріархіи, избраніе патріарха, выдача финансовой помощи на содержаніе церкви отъ государ­ства, предоставленіе особыхъ привилегій ряду владыкъ, оказаніе особаго вниманія, въ томъ или другомъ случаѣ, духовенству, пре­доставленіе возможности высшимъ представителямъ духовенства ѣздить заграницу, помѣщеніе духовенства на почетныхъ трибунахъ при коммунистическихъ торжествахъ вродѣ 9 сентября... и пр. и пр.

Въ народѣ возникло шатаніе. Духовенство, бывшее мучениками, становилось, по крайней мѣрѣ въ части, привилегированнымъ классомъ. Многіе спрашивали: — почему такое вниманіе оказывается духовенству, почему оно теперь стало открыто говорить въ подкрѣпленіе власти, почему въ церквахъ прекратились проповѣди про­тивъ безбожія, а о мученичествѣ не слышно больше ни слова — запрещено было и то священникамъ.
Вѣра народа въ духовенство заколебалась. Послѣдняя надежда порабощенныхъ становилась иллюзіей...

Коммунистическая политика достигла этой своей тактикой много больше, чѣмъ первоначальнымъ терроромъ, хотя таковой и необходимъ былъ для того, чтобы можно было проводить эту новую тактику.

Имѣлись, конечно, и еще имѣются священнослужители, кото­рые оказываютъ сопротивленіе, но ихъ жестоко преслѣдуютъ и принуждаютъ опустить головы. Какъ ни трудно мнѣ это писать, такъ какъ я самъ другой генераціи и всегда съ уваженіемъ смо­трѣлъ на духовенство, но я долженъ признать, что значительная часть духовенства стала оппортунистами... Оффиціальнымъ оправ­даніемъ для себя беря то, что они стремились спасти то, что еще можно было спасти, на самомъ дѣлѣ они только думали о томъ, какъ бы себя застраховать... Мученичество, на которомъ строилась Христова Церковь, начиная съ Голгоѳы, самымъ цинич­нымъ образомъ выставляется, какъ глупость... Оппортунизмъ и угодничество передъ безбожной властью стали почитаться мудро­стью ...

На нѣкоторыхъ производитъ впечатлѣніе, что церковь хорошо посѣщается... Но и тутъ многіе сами себя обманываютъ. Исключительно-массовое посѣщеніе церквей наблюдалось именно во время жестокихъ физическихъ гоненій, послѣ 9 сентября, и до 1952 г. Съ того времени посѣщаемость падаетъ. Надо имѣть въ виду, что народонаселеніе увеличивается, особенно въ городахъ, удваивается и утраивается, а число храмовъ уменьшается, а не увеличивается — вотъ каждый и можетъ себѣ представить, сколько посѣщаютъ церкви.
Не нужно забывать притомъ, что принимаются всяческія мѣры, дабы полностью оторвать молодежь отъ церкви, чтобы она вообще не имѣла доступа къ ней. Въ то же самое время духовенству за­прещено проповѣдывать или говорить по религіознымъ вопросамъ внѣ храма.

На нѣкоторыхъ производитъ впечатлѣніе, напримѣръ, — особенно на нашихъ соотечественниковъ въ Америкѣ и на чужестранцевъ — великолѣпный хоръ въ Александро-Невскомъ соборѣ. Но они не знаютъ, что этотъ хоръ имѣетъ спеціальную поддержку отъ власти, дабы использовать и это для пропаганды...

Коммунистическая власть примѣнила свой первый методъ террора для того, чтобы ликвидировать наиболѣе идейныхъ и твердыхъ священнослужителей и навести страхъ на остальныхъ. Послѣдствіемъ новой тактики не можетъ не быть гибель всякой вообще церковной жизни — это вопросъ только времени. Но не надо впадать въ заблужденіе: церковь въ Болгаріи и Македоніи нахо­дится, какъ и въ каждой коммунистической странѣ, предъ полной ликвидаціей. И способствуютъ этому уничтоженію своими неосмысленными услугами сами же священнослужители...

Напишу еще нѣсколько словъ объ американскомъ владыкѣ Андреѣ. Многіе ожидали услышать отъ него нѣчто новое — и ободряющее. Вотъ почему, когда было объявлено, что онъ будетъ служить въ Софіи, народа достаточно много собралось въ церкви. Но когда онъ началъ проповѣдывать, многіе начали расходиться, и къ концу его проповѣди храмъ былъ почти пустъ. Каждый себя спрашивалъ: неужели это американскій владыка? И въ этотъ вопросъ вкладывалось и любопытство, и удивленіе, и горечь и, если хоти­те, омерзеніе... Нѣкоторые прямо говорили такъ: если Владыка изъ Америки прибылъ только, чтобы оффиціально служить въ церкви, съ оффиціальнымъ визитомъ, то что же можемъ мы ждать отъ Америки и отъ ея политики? Народу это кажется страннымъ, онъ привыкъ связывать дѣйствія человѣка съ цѣлями политики, и если легко онъ можетъ быть воодушевленъ, такъ можетъ быть и убитъ духъ въ немъ...

Въ двухъ словахъ: этотъ визитъ американскаго владыки Андрея отлично послужилъ коммунистической пропагандѣ. Послѣдняя точно такими проявленіями можетъ убить вѣру народа. Разъ духовное лицо изъ сильной Америки пріѣзжаетъ сюда на оффиціальное по­клоненіе, то что остается намъ, надъ которыми виситъ всякій мо­ментъ полицейскій терроръ!

Нѣкоторые иронически замѣчали — такіе владыки нужны коммунистамъ — почему бы ему не остаться тутъ?

Какое же мы выведемъ заключеніе теперь?..

Въ бывшей коммунистической политикѣ, которая ставила себѣ задачей уничтоженіе церкви, первая тактика, можетъ быть выражена такъ: погуби духовника-пастыря, и стадо разсѣется. Вторая тактика той же самой политики можетъ быть охарактеризована такъ: любовно обними духовника-пастыря, и стадо разбѣжится, потому что ка­ждый, кто возвышается коммунистической властью, вызываетъ пре­зрѣніе къ себѣ со стороны народа...»

Полученное изъ Болгаріи письмо являетъ намъ достаточно горькую истину, которую мы предпочитаемъ представить нашему чита­телю на открытое разсмотрѣніе, хотя дѣлаемъ это и съ болью въ сердцѣ. Мы желали бы видѣть въ духовенствѣ прежде всего непоколебимыхъ борцовъ-апостоловъ вѣры. Но и человѣческая устой­чивость имѣетъ иногда предѣлы. Печально, если находящееся на свободѣ духовенство являетъ конкубинатъ съ безбожниками и этимъ еще болѣе ухудшаетъ положеніе находящихся въ плѣну своихъ братьевъ.

НА СЛУЖБЪ У КОММУНИЗМА.
Подъ такимъ заголовкомъ воспроизводитъ «Македонская Трибуна» 21 января статью органа Болгарской Православной Церкви «Цер­ковный Вѣстникъ», посвященную юбилейной датѣ 9 сентября, когда истекло 20 лѣтъ существованія коммунистической власти въ Бол­гаріи. Въ этотъ моментъ, оказывается, «открылась новая свѣтлая страница въ лѣтописяхъ исторіи міра». Не такъ много — 20 лѣтъ. Но за это время сдѣлано больше, чѣмъ въ столѣтіе! Рисуется жал­кая картина того, чѣмъ была Болгарія до этой свѣтлой страницы — это, къ счастью, все въ далекомъ печальномъ прошломъ! Наро­чито отмѣчено, что и для Церкви эти 20 лѣтъ были временемъ рас­цвѣта и свѣта... И все это создано братской взаимопомощью, при братскомъ содѣйствіи великаго Совѣтскаго Союза...
Далѣе дается восторженное описаніе торжества въ столицѣ. Наканунѣ, великолѣпный концертъ въ народной оперѣ. Среди иностран­ныхъ гостей отмѣчена делегація Сербской Церкви — во главѣ съ Патр. Германомъ. Въ самый день — величественный парадъ предъ мавзолеемъ Георгія Димитрова, въ присутствіи властей и почетныхъ гостей, среди которыхъ опять особо отмѣченъ патріархъ Сербскій. Затѣмъ манифестація трудящихся...
«Великое дѣло 9 сентября пребудетъ на вѣки — пока существуетъ свѣтъ!» Такъ заканчиваетъ свою «похвалу» Церковный Вѣ­стникъ ...

Предъ нами картина знакомая — присущая коммунистическому режиму въ его стадіи уже абсолютнаго господства, достигшаго подчиненія полнаго себѣ даже и церковной іерархіи. Сколько постыдныхъ примѣровъ такихъ и подобныхъ писаній и соотвѣтствующихъ дѣйствій дала наша Совѣтская церковь! Но самый главный ужасъ еще не здѣсь, не въ этомъ явномъ проявленіи власти безбожниковъ-тирановъ надъ подневольными имъ людьми, а въ томъ, что люди свободные за голосъ Церкви принимаютъ всю эту кощун­ственную ложь — и это чрезъ посредство свободныхъ же людей, свободно себя отдавшихъ на службу Сатанѣ. Ихъ въ данномъ слу­чаѣ представлялъ, какъ правильно оттѣняетъ это свободная болгарская газета, митр. Андрей, съ его американскимъ паспортомъ въ карманѣ...
«Православная Русь», №2, 1965 г.

Нововведеніе въ Болгаріи:
Премію будутъ получать за отказъ отъ христіанскихъ таинствъ и обрядовъ – родители 20 левъ за отказъ отъ крещенія дѣтей, 60 левъ брачущіеся за отказъ отъ бракосочетанія въ церкви, и 30 левъ родственники покойниковъ, погребаемыхъ безъ священника.
«Православная Русь», №4, 1965 г.

*

Comments