?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

September 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

РУССКАЯ СИМФОНИЯ

Слово на 14-е ноября - Митрополита Антонія (Храповицкаго) [1]

Въ высокоторжественные царскіе дни, слушатели, сердце русскаго человѣка воспламеняется особеннымъ патріотизмомъ и всякій жаждаетъ съ своей стороны сдѣлать что-либо для блага своего отечества. Тѣмъ болѣе такое настроеніе свойственно бываетъ людямъ молодымъ, готовящимся вступить въ жизнь. Но какой лучшій путь служенія Россіи, служенія Престолу? Отвѣтъ на это намъ даетъ исторія династіи нашего царствую­щаго Дома. — Едва-ли, братіе, не только русская, но и все­мірная исторія могла бы указать царственный родъ, столь дорогой, столь любимый народомъ, какъ домъ Романовыхъ. Слава «Бѣлаго Царя» гремитъ и на Камчаткѣ, и въ невѣдомой Европѣ серцевинѣ дикой Азіи, и въ Царьградѣ, и на Бѣломъ морѣ. — Вотъ это то названіе Бѣлаго Царя указываетъ на то свойство доброты и благодатнаго освященія, которое соединяетъ народъ съ мыслью о царѣ. И дѣйствительно, братіе, исторія царственнаго дома имѣетъ освященный церковью ходъ событій. Въ тяжкое, смутное время междуцарствія, кто первый указалъ на Романовскій родъ, какъ достойный, чтобы спасти гибнущую Россію? Великій Гермогенъ, въ польскихъ оковахъ ожидавшій смерти. Откуда взятъ былъ затѣмъ избранникъ Россіи? Изъ монастыря, отъ рукъ монахини матери вышелъ онъ на царство въ преднесеніи чудотворныхъ иконъ, взятыхъ изъ Москвы и из Костромы.

Ему предстояла, въ его отроческіе годы, мудренная задача опять собрать вновь распавшуюся Русь, въ которой многія области, насмотрѣвшись постояннаго низве­денія царей, не очень то были склонны къ подчиненію новой власти. Но была власть, которой никто тогда не смѣлъ про­тивиться изъ считавшихъ себя русскими, это власть Патріарха. Вотъ такое-то лицо и было родоначальникомъ новой династіи и оно-то укрѣпило ей вѣрность въ сердцахъ рус­скихъ. Извѣстно, сколько незамѣнимыхъ услугъ оказалъ пре­столу Никонъ патріархъ, какъ велико было значеніе его въ дѣлѣ присоединенія Малороссіи, и въ дѣлѣ начала народнаго образованія, которое въ то невѣжественное суевѣрное время могло быть принято народомъ не иначе, какъ подъ крѣпкимъ даннымъ авторитетомъ іерархіи, ибо въ иномъ случаѣ отъ него отвернулись-бы, какъ отъ ереси. Хорошо понималъ это Петръ I, хорошо понимали и исполняли эту просвѣтительную задачу современные ему святители Димитрій Ростовскій, Іовъ Новгородскій, Стефанъ Рязанскій, которые, несмотря на край­нее стѣсненіе въ денежныхъ средствахъ, устраивали училища, и сами воспитывали учителей народу. Понимали они и-то, что даже добрая и полезная сторона Петровской реформы не бу­детъ принята народомъ, если они не покажутъ ей своего со­чувствія. И вотъ, великій угодникъ Божій св. Митрофанъ первый влагаетъ лепту на устройство Черноморскаго флота. Важныя при новомъ строѣ войскъ побѣдоносныя битвы вос­хваляются іерархами въ рѣчахъ церковныхъ, а дѣло народ­наго объединенія совершается даже въ далекой Сибири под­вигами двухъ великихъ праведниковъ, Митрополитовъ, — Филоѳея Тобольскаго и св. Иннокентія Иркутскаго. — Такъ введена была реформа при содѣйствіи русскихъ Святителей, такъ и новые порядки не искоренили духа народнаго благодаря тому, что іерархія и на нихъ положила церковное освященіе. Въ послѣдующіе годы прошлаго вѣка то иностранное вліяніе и сила иностранныхъ министровъ подавляла интересы народа, то вновь прорывалось въ высшихъ сферахъ патріотическое сознаніе, и опять польза отечества ставилась на первое мѣсто. И здѣсь мы видимъ, что сообразно этимъ колебаніямъ, то возвышалось, то умалялось значеніе духовенства: оно первое подвергалось общенародной бѣдѣ, напримѣръ, при Биронѣ, но и первое дѣлило съ нимъ царскія милости, напримѣръ, при Елизаветѣ Петровнѣ. Настало время Отечественной Войны 12-го года, когда, дотолѣ презираемый, простой, сѣрый народъ проявилъ великую силу своего духа и своею партизанскою дѣятельностью побѣдилъ гордаго покорителя Европы. И это движеніе героизма народнаго получило первый толчекъ въ лицѣ уже умиравшаго старца Митрополита Платона, и затѣмъ было питаемо явленіемъ ему святыни церковной, такъ-что и для главной Бородинской битвы одушевляющимъ желаніемъ было принесеніе Чудотворной иконы Богородицы Смоленской. — Здѣсь-то и образованное общество начало уразумѣвать, что въ простомъ народѣ русскомъ главная опора отечества и престола, что народъ сознательно жертвуетъ собою за царя своего, что царь ему дорогъ именно по тому изобилію благо­дати Божіей, которое изливалъ Господь на его родъ, начиная съ самаго его воцаренія. Эти-то взгляды о церковномъ харак­терѣ народнаго духа, народной преданности престолу, взгляды, опредѣлявшіе уже сами по себѣ и то направленіе внутрен­ней политики, которое наиболѣе полезно для отечества, и начали проповѣдывать наши великіе патріоты пятидесятыхъ годовъ: Хомяковъ, Кирѣевскіе, Аксаковъ, Самаринъ. Они про­водили ихъ въ богословскихъ и въ филосовскихъ, и въ исто­рическихъ, и въ политическихъ, и литературныхъ произведеніяхъ, проводили ихъ въ дѣятельности административной, ученой и воспитательной, внѣдрили подобное направленіе во всѣ отрасли отечественной жизни. — Ихъ труды не остались безслѣдны, и въ прошлое царствованіе Государевы милости начали сыпаться на народъ въ изобиліи: онъ былъ освобож­денъ отъ двухсотлѣтняго рабства, ему дарованъ равный со всѣми судъ и школы, и облегченіе солдатчины. Въ нынѣшнее царствованіе ему даются милости, еще болѣе ему дорогія, различныя преимущества въ жизни церковной т. е. церковно­приходскія школы, внѣбогослужебныя собесѣдованія, облегченіе хожденія къ св. мѣстамъ и пр. Такъ-то наши государи истинно по-царски воздаютъ сторицею народу за его предан­ность къ ихъ роду, такъ что и общество начинаетъ созна­вать уже повсемѣстно, что народъ нашъ любитъ то и тѣхъ, кто идетъ къ нему отъ Бога. Въ этомъ съ особенною силою убѣдительности онъ удостовѣрилъ всѣхъ, съ негодованіемъ изгнавъ своихъ противоцерковныхъ учителей шестидесятыхъ годовъ, не смотря на обѣщанія золотыхъ горъ. — Вотъ, братіе, какой великій урокъ даетъ намъ исторія и дѣятельность нынѣ царствующаго дома! Изъ нея должны уразумѣть и мы свою задачу, свой долгъ по отношенію къ народу, къ отечеству, къ престолу.


Вотъ сегодня, когда Церковь собираетъ насъ въ священ­ныя свои стѣны для молитвы за царицу русскую, когда сердца нашихъ соотечественниковъ пылаютъ патріотическимъ жаромъ, теперь-то, братіе, подумайте о своемъ призваніи, о томъ служеніи, котораго ждетъ отъ насъ народъ и отчизна, котораго ждетъ отъ насъ и другой Царь — Небесный, по выраженію современныхъ грековъ, родившійся въ Виѳлеемѣ, но живущій въ Россіи. Да, братіе, Христосъ Спаситель обитаетъ въ на­родѣ русскомъ, обитаетъ потому, что послѣдній, какъ мы видѣли, есть не столько политическая, сколько религіозная, церковная единица, потому что нѣтъ знамени, подъ которымъ собрался-бы народъ русскій, кромѣ знамени Христова. Хри­стосъ обитаетъ въ народѣ русскомъ, т. е. нѣтъ народа, столь преданнаго Его подвигу самоуниженія, самоотверженія и ми­лосердія. Христосъ будетъ обитать наипаче въ тѣхъ, кто про­должитъ подвигъ Его въ качествѣ русскаго пастыря и учи­теля, и будетъ свѣтить міру свѣтомъ Его совершенствъ, дабы имя Его славилось на землѣ. «Тако да просвѣтится и свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла и прославятъ Отца Вашего, иже есть на небесѣхъ». — Итакъ, братіе, нашъ родъ служенія народу и отечеству еще тѣмъ выше всякаго иного служенія, что переходитъ предѣлы мѣстъ и времени и возносится къ Вездѣсущему, Вѣчному Богу. Аминь.



[1] Произнесено въ церкви Холмской духовной семинаріи 14 ноября 1886 г.

Comments