?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

November 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

О значеніи епископскаго званія и собора епископовъ вообще – Еп. Аверкій – 1956 г.


<…>
Великое значеніе для Церкви Архіерейскихъ Собо­ровъ само собой явствуетъ изъ того, что Епископамъ, какъ преемникамъ Святыхъ Апостоловъ и продолжате­лямъ ихъ служенія, на которое они поставлены Самимъ Христомъ Спасителемъ, принадлежитъ высшая власть въ Церкви троякаго рода — учить, священно-дѣйствовать и управлять. По­этому, по словамъ великаго Отца Церкви священномученика Кипріана Карѳагенскаго, безъ епископа нѣтъ Цер­кви, и кто не съ епископомъ, тотъ не въ Церкви.


Изъ глубочайшей христіанской древности — отъ временъ такъ называемыхъ «Мужей Апостольскихъ» — идетъ это церковное ученіе о непререкаемой важности, высокомъ достоинствѣ и величіи епископскаго званія и служенія.                                                                       

Вотъ, какъ писалъ о немъ, напримѣръ, еще въ самомъ началѣ второго столѣтія христіанской эры непосредственный ученикъ величайшихъ Апостоловъ Христовыхъ священномученикъ Игнатій Богоносецъ, Епископъ Антіохійскій:
«Смотрите на епископа, какъ на самого Христа» (Посл. къ Ефес. гл. VI);

«Нехорошо нѣкоторые дѣйствуютъ безъ епископа: надобно не только называться, но и быть христіанами, тогда какъ нѣкоторые на словахъ признаютъ епископа, а дѣлаютъ все безъ него» (Посл. къ Магнез. гл. ІУ);

Безъ епископа никто не дѣлай ничего, относящагося къ Церкви. Только та евхаристія должна почитаться истинной, которая совершается епископомъ, или тѣмъ, кому онъ самъ предоставитъ это» (Посл. къ Смирн, гл. VIII);

Прекрасное дѣло — знать Бога и епископа. Почитаю­щій епископа почтенъ Богомъ; дѣлающій что-нибудь безъ вѣдома епископа служитъ діаволу» (тамъ же, IX);

«Внимайте епископу, дабы и Богъ внималъ вамъ» (къ Полик. гл. VI).

Это ученіе не есть только частное мнѣніе св. Игнатія, хотя оно и, какъ таковое, должно было бы быть для насъ высокоавторитетнымъ, посколько св. Игнатія наставля­ли въ истинахъ св. вѣры такіе великіе Апостолы, какъ св. Петръ, св. Іоаннъ Богословъ и св. Павелъ. Мы находимъ это же самое ученіе и у всѣхъ великихъ Отцевъ и Учителей Церкви во всѣ послѣдующія времена. Вотъ почему Восточные Патріархи въ своемъ «Посланіи о Православ­ной Вѣрѣ» 1723 года, которое почитается у насъ «симво­лической книгой», съ полнымъ правомъ писали:

«Духъ Святый, поставилъ епископовъ, какъ прави­телей, пастырей, главъ и начальниковъ . . . Поелику, между прочими нечестивыми мнѣніями, еретики утвер­ждали и то, что простой Священникъ и Архіерей равны между собою, что можно быть и безъ Архіерея, что нѣсколько Священниковъ могутъ управлять Церковью, что рукополагать во Священника можетъ не одинъ Ар­хіерей, но и Священникъ, и нѣсколько Священниковъ могутъ хиротонисать и Архіерея, — и разглашаютъ, что Восточная Церковь раздѣляетъ съ ними сіе заблужденіе; то мы, сообразно съ мнѣніемъ, издревле господству­ющимъ въ Восточной Церкви, подтверждаемъ, что зва­ніе епископа такъ необходимо въ Церкви, что безъ него ни Церковь Церковью, ни христіанинъ христіаниномъ не только быть, но и называться не можетъ. — Ибо епископъ, какъ преемникъ Апостольскій, возложеніемъ рукъ и призваніемъ Святаго Духа, получивъ преемственно данную ему отъ Бога власть рѣшить и вязать, есть живый образъ Бога на землѣ и, по священнодѣйствующей силѣ Духа Святаго, обильный источникъ всѣхъ таинствъ Вселенской Церкви, которыми пріобрѣтается спасеніе. — Мы полага­емъ, что епископъ столь же необходимъ для Церкви, сколько дыханіе для че­ловѣка и солнце для міра. — Очевидно также, что Епископскій санъ отличается отъ сана про­стого Священника. Ибо Священникъ рукополагается Епископомъ, а Епископъ рукополагается не Священни­ками, но, по правилу Апостольскому, двумя или тремя Архіереями. При томъ Священникъ избирается Еписко­помъ, а Архіерея избираютъ не священники и не свѣт­ская власть, но Соборъ высшей Церкви того края, гдѣ находится городъ, для котораго назначается рукопола­гаемый» (чл. 10).

«Посему нѣкоторые въ похвалу Архіерейскаго сана хорошо говорятъ: «что Богъ въ Церкви первородныхъ на небесахъ и солнце въ мірѣ, — то каждый Архіерей въ своей частной церкви; такъ что имъ паства освѣщается, согрѣвается и содѣлывается храмомъ Божіимъ» (см. тамъ же).

Вышеизложенное ученіе о великомъ значеніи сана и служенія епископскаго, какъ свидѣтельствуютъ Восточ­ные Патріархи въ томъ же Посланіи», «всегда было при­знаваемо и исповѣдуемо всею Вселенскою Церковью» (см. тамъ же въ 10 чл.).

Изъ всего вышесказаннаго каждому благонамѣрен­но-настроенному христіанину должно быть ясно, что не могутъ почитаться и именоваться «Церковью» тѣ религіозныя группировки и организаціи, въ которыхъ игнорируется власть епископа и въ которыхъ фактически распоряжаются всѣмъ священники и миряне. Мало того: лица, не считающіяся съ Епископомъ и не признающія надъ собой его власти, даже и «христіанами» именоваться не могутъ.

Здѣсь необходимо, правда, принять во вниманіе и свидѣтельство другой нашей авторитетной символиче­ской книги — «Окружного Посланія Единой, Святой, Со­борной и Апостольской Церкви» 1848 года. Оно гласитъ:

«У насъ ни Патріархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестія у насъ есть самое тѣло Церкви, т.е. самый народъ», но тутъ же и поясняется, въ какомъ смыслѣ надлежитъ правильно разумѣть это: «который всегда желаетъ сохранитъ вѣру свою неизмѣнною и согласною съ вѣрою отцевъ» (пар. 17). Здѣсь, слѣдовательно, имѣется въ виду тотъ случай, когда Епископъ самъ отступаетъ отъ вѣры Отцевъ, то-есть становится еретикомъ или раскольникомъ. Въ этомъ случаѣ паства естественно разрѣшается отъ по­виновенія ему, отъ необходимости слѣдовать за нимъ. Примѣры этого въ наше время мы видѣли у насъ на Родинѣ, когда вѣрующіе русскіе люди, ревновавшіе о храненіи св. истины Православія, отказывались призна­вать своими Архипастырями Епископовъ, ушедшихъ въ такъ наз. «Живую Церковь» или «обновленчество», а также получившихъ свое поставленіе въ этихъ группировкахъ. Въ значительной части своей отвергли русскіе люди и болѣе тонкій соблазнъ — «легализацію» Церкви богоборческой совѣтской властью и противоестествен­ный союзъ съ нею, приведшій къ созданію совѣтской патріархіи, которая сдѣлалась послушнымъ орудіемъ коммунизма для распространенія его владычества во всемъ мірѣ. И въ этомъ православный русскій народъ вполнѣ естественно усмотрѣлъ отступленіе отъ вѣры Отцовъ и создалъ такъ наз. «Катакомбную Церковь».

Примѣръ такого твердаго стоянія за вѣру Отцевъ обнаружили въ 1923 году и наши братья по вѣрѣ право­славные греки въ Константинополѣ, принудившіе отка­заться отъ патріаршаго престола Вселенскаго Патріар­ха Мелетія IV, который замышлялъ провести въ Право­славной Церкви рядъ реформъ, противныхъ духу истин­наго Православія.

Епископъ лишь до тѣхъ поръ епископъ, пока онъ самъ стоитъ въ истинѣ, ибо «Церковь Бога живаго», высшимъ служителемъ которой онъ является, есть «столпъ и утвержденіе истины» (1 Тимоѳ. 3, 15). Но, конечно, для такого сужденія объ отступленіи Епископа отъ Истины должны быть налицо весьма вескія основанія и факты.

Въ наше поистинѣ лукавое время все болѣе и болѣе ширится мнѣніе, будто бы истина Св. Православія заклю­чается вся только въ догматахъ, какъ какихъ-то сухихъ и отвлеченныхъ положеніяхъ, которыя необходимо толь­ко формально признать, чтобы имѣть право име­новаться «православными».

Какое въ этомъ губительное извращеніе истины, вну­шаемое подлинно не кѣмъ инымъ, какъ самимъ врагомъ истины, врагомъ человѣческаго спасенія!

Догматы это — «глаголы Божіи», о которыхъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ засвидѣтельствовалъ, что они — «духъ суть и животъ суть» (Іоан. 6, 63).

Православіе истинное — не въ одномъ формаль­номъ признаніи, холодномъ принятіи на вѣру, однимъ умомъ извѣстной суммы отвлеченныхъ догматическихъ положеній, а — въ духѣ и жизни. Въ истинномъ Право­славіи — вѣра и жизнь по вѣрѣ, или благочестіе, неотдѣлимы. Прекрасно говоритъ объ этомъ великій Отецъ Церкви св. Кириллъ Іерусалимскій:

«Образъ благочестія состоитъ изъ двухъ вещей: изъ благочестивыхъ догматовъ и добрыхъ дѣлъ. И догматы безъ добрыхъ дѣлъ не благоугодны Богу, и дѣла, совершаемыя безъ благочестивыхъ догматовъ, не пріемлются Богомъ». —Что пользы хорошо знать догматы о Богѣ, и срамно любодѣйствовать?» (Огласит. п. IV).

Вотъ почему, какъ древніе Отцы Церкви, такъ и наши Россійскіе (см. напр. у св. Тихона Задонскаго и у Еп. Ѳеофана Затворника), ясно учатъ, что истинно-право­славнымъ является не тотъ, кто лишь холоднымъ умомъ принимаетъ догматы св. Православія, но тотъ, кто пра­вославно мыслитъ, православно чувствуетъ и право­славно живетъ».

Каково же значеніе Архіерейскаго Собора въ свѣ­тѣ всего вышесказаннаго?
Архіерейскій Соборъ, или собраніе Епископовъ, съѣхавшихся въ одно мѣсто для взаимнаго молитвеннаго братскаго общенія и для рѣшенія въ духѣ истинной вѣры и благочестія церковныхъ дѣлъ, есть прежде всего ве­ликое и радостное торжество вѣры, воодушевляющее паству и поднимающее духъ всѣхъ истинныхъ чадъ Церкви. Какъ Епископу принадлежитъ вся полнота ду­ховно-благодатной власти въ его Епархіи, такъ Собору Епископовъ принадлежитъ вся полнота власти въ каждой Помѣстной Церкви, а Вселенскому Собору — во всей Вселенской Церкви.

Чѣмъ чаще созываются Архіерейскіе Соборы, тѣмъ это лучше и полезнѣе для Церкви. Въ первые вѣка хри­стіанства они созывались, согласно каноническимъ пра­виламъ (Апост. 27, Перв. 5, Четв. 19, Ант. 20), дважды въ годъ, а потомъ, по разнымъ неудобствамъ, однажды въ годъ (Шест. 8, Седьм. 6, Карѳ. 27). Въ нынѣшнихъ условіяхъ жизни нашей Русской Зарубежной Церкви, рас­пространившейся по всѣмъ пяти частямъ свѣта, такой частый созывъ Соборовъ сталъ невозможнымъ, и мы стараемся созывать ихъ хотя бы одинъ разъ въ каждые три года.

Согласно каноническимъ, правиламъ, эти Соборы тѣмъ важны и необходимы, что они «благоучреждаютъ дѣла своей области», «разсуждаютъ о догматахъ благо­честія» и «разрѣшаютъ церковныя прекословія и сомнительные случаи», «разбираютъ жалобы на Епископа», «рѣшаютъ споры Епископовъ о приходахъ», «исправля­ютъ опредѣленія меньшихъ Соборовъ», «избираютъ и поставляютъ Епископовъ» и «судятъ Епископовъ». (См. «Книгу Правилъ»),

Постановленія такихъ Соборовъ, поскольку они не идутъ вразрѣзъ съ Священнымъ Писаніемъ и Священ­нымъ Преданіемъ нашей Св. Церкви и ни въ чемъ не нарушаютъ и не повреждаютъ «благочестивыхъ догма­товъ нашея вѣры», являются для всѣхъ христіанъ обще­обязательными.

Всѣ преданныя чада Русской Зарубежной Церкви вправѣ ожидать отъ нашего Архіерейскаго Собора утвер­жденія и укрѣпленія ихъ въ истинной вѣрѣ и благоче­стіи, твердомъ стояніи за истину, среди общаго мало­душнаго шатанія, невѣрія, маловѣрія и безнравственности и принятія важныхъ и необходимыхъ для укрѣпленія нашей церковной жизни рѣшеній.

Да благословитъ Господь труды предстоящаго Ар­хіерейскаго Собора и да поможетъ всѣмъ намъ еще крѣпче сплотиться другъ съ другомъ и объединиться вокругъ нашей Русской Зарубежной Церкви, столь не­навистной врагу человѣческаго спасенія, судя по мно­жеству выпадовъ противъ нея злобныхъ противниковъ ея! Да вразумитъ и помилуетъ ихъ Господь, насколько еще способны они къ образумленію, а насъ, чрезъ пред­стоящей Соборъ, да укрѣпитъ еще больше въ вѣрѣ и вѣрности Ему и Его истинной Церкви!

Епископъ Аверкій.
«Православная Русь», №15, 1956 г.
*

Comments