?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

ВРЕМЯ И ПРИЗНАКИ ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТОВА – св. Иустин Попович

Как время начало свое сущест­вование Христом, так и закон­чится Им: последний день будет в то же самое время и днем при­шествия Христова. В этот нео­быкновенный день окончится существование времени. Тогда исполнится чудесное слово свято­го Откровения: «Времени уже не будет» (Откр. 10, 6).

Каким-то тайным образом вре­мя вольется в вечность. Но хотя нам в Священном Писании ясно открыто, что все сбудется в пос­ледний день, нам не открыт са­мый момент, в который наступит этот день. Это осталось скрытым в неисследованных глубинах Божественного молчания и составляет недосягаемую тайну Божию. Эта тайна скрыта и от ангелов, и от людей и живет в неприступном свете Божьего всеобщезнания. На вопрос святых апостолов об этом Спаситель ответил; «Об дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небес­ные, а только Отец Мой один» (Мф. 24, 86; Мк. 13, 32). Эту тайну Он не открыл им и тогда, когда во время между Своим Воскресени­ем и Вознесением открывал тай­ны Богочеловеческого домострои­тельства спасения и говорил им о Царствии Божием. А когда Его спросили: «Господи, хочешь ли сейчас восстановить Царство Израилево?», Он им ответил: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец Мой поло­жил в Своей власти». Ни велико­му апостолу Павлу, которому «через откровение сказана тай­на» Евангелия Христова, и то сказана Самим Господом Иису­сом (Еф. 3, 3; Гал. 1, 12), не откры­та тайна, в какой момент насту­пит последний день второго при­шествия Христова. Он пишет христианам Фессалоники: «О вре­менах же и сроках нет нужды писать к вам, братие, ибо сами вы достоверно знаете, что день Гос­подень так придет, как тать ночью».

Благовест Святого Откровения таков: Господь во второй раз придет, а когда это будет — не знаем. По промыслительному человеколюбию Божию это сокры­то от нас, чтобы мы круглосуточ­но следили за собой с помощью святых добродетелей, ожидая пришествия Спасителя. На это указывает предупреждение Спа­сителя Его последователям: «Бод­рствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет (Мф.24, 42), бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человечес­кий» (Мф. 25, 13).

Такая промыслительная нео­жиданность второго пришествия Спасителя полезна для истинных христиан, но не для тех, которые душу свою расслабили, омрачили пороками, загадили страстями и, таким образом, стали добычей «окамененной нечувственности» («Молитвы на сон грядущим», молитва седьмая, в которой православный христианин молится: «Господи, избави мя всякаго неве­дения, и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия».

Беспечность и окаменелая бес­чувственность людей перед вто­рым пришествием Господа Иису­са будет подобна беспечности и окаменелой бесчувственности людей во дни Ноя, ибо, по словам Спасителя, «как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческаго; как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не при­шел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческаго (Мф. 24, 87, 39). Потому будьте готовы, советует Спаситель, «ибо в который час не думаете, придет Сын Человечес­кий» (Мф.24, 44). Внимая этому совету Спасителя, апостолы Его с великим усердием передают христианам: «Братия, пришест­вие Господне приближается» (Иак. 5, 8), «близок всему конец» (1 Пет. 4. 7); «последнее время» настало (1 Ин. 2,18).

Но несмотря на то, что Господь ради нашего спасения оставил в неизвестности час второго при­шествия Своего, однако не оста­вил Он нас в неизвестности о зна­ках, которые будут предшество­вать Его второму пришествию, и о сигналах, которые будут предс­казывать близость Его пришест­вия. А знаки эти — проповедова­ние Евангелия всем народам; об­ращение Израиля ко Христу; появление антихриста; великие потрясения между людьми и в природе: войны, революции, го­лод, вымирание, землетрясения, великие знаки на небе.

Проповедь Евангелия всем на­родам и все, что она вызывает между ними, будет сигналом вто­рого пришествия Спасителя; по Его словам, «и проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24, 14). Это значит, что Еван­гелие будет знакомо всем наро­дам, но это не значит, что все народы его примут. На это указы­вают слова: «для свидетельства всем народам» о любви Единород­ного Сына Божия, о Церкви и о всеобщем чудесном Богочелове­ческом домостроительстве спасе­ния в ней, и вообще о всех вечных истинах Божиих. Поэтому никто не сможет оправдать себя: я не знал о Христе, о силе и мощи Его Евангелия, о вечных истинах Божиих. Это свидетельство всем народам об Евангелии даст воз­можность тому, чтобы в Церковь Христову, по словам апостола, вошла «полнота народов», то есть «все предвиденные Богом язычни­ки» (блаженный Феофилакт, Толкование на Послание к Рим­лянам). С другой стороны, многие будут, когда узнают Евангелие, восставать против него и этим показывать, насколько люди лю­бят зло, насколько они стали рабами греха и лжи, насколько стали орудием сатанинского зла против вечного Божьего добра. И в этой всеобщей борьбе за и про­тив Евангелия придет момент, когда, по словам апостола, «весь Израиль спасется» (Рим. 11, 26), и исполнится пророчество ветхоза­ветного евангелиста Исаии: «И придет Искупитель Сиона и сы­нов Иакова, обратившихся от нечестия» (Ис. 59, 20). Это обраще­ние Израиля ко Христу, по пред­сказанию пророка Малахии, выполнит пророк Илия Фесвитянин, который вместе с Енохом во дни антихриста придет с неба и будет бороться против него за правду Евангелия Христова.

В противовес распространению Евангелия Христова привержен­цы зла будут расширять и расп­ространять зло во всех возмож­ных формах. Чтобы создать поме­хи для успеха Евангелия, они мобилизуют всю ложь, все зло, все насилия, все ужасы и направят их на христиан, чтобы прельс­тить, если возможно, и избран­ных. Недалекие приверженцы зла будут развивать во зле; в капельке меда будут давать яд зла; будут маскировать зло са­мым привлекательным образом; будут умножать беззаконие; пог­ружаясь в глубины христовоюющих душ, беснующееся зло будет производить в них потрясения, минировать их, и они взорвутся бесстыдной хулой на все, что есть Христово; «ад всесмехливый» — всеобщевысмеивающий ад будет высмеивать все, что есть Божие; тайна зла заколдует многих, све­дет с ума их; своим ложным сия­нием и временным успехом зло соблазнит многих.

Все это бешеное торжество зла апостол называет тайной беззакония, которая действует в сы­нах сопротивления, действует против всего Христова и Божьего и делает все, чтобы отступали от Господа Христа. Против таинства Божьего, таинства Христова — а это есть Церковь — будет выстав­ляться сатана, тайна зла. Ловко маскируя себя, в последние дни зло будет действовать успешно через лжехристов и лжепроро­ков. Описывая эти дни, Спаси­тель говорит: «Многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят» (Мф. 24, 5). «И многие лжепроро­ки восстанут, и прельстят мно­гих». А святой апостол Павел в своем пророческом видении объ­ясняет эти слова Спасителя так: «Дух же ясно говорит, что в пос­ледние времена отступят некото­рые от веры, внимая духам- обольстителям и учениям бесовс­ким», через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1 Тим. 4,1,2). Сходя с ума от зла, «они здраваго учения при­нимать не будут, но по своим похотям будут избирать себе учите­лей, которые льстили бы слуху, и от истины отвратят слух, и обра­тятся к басням».

Рассматривая последние вре­мена со своей богочеловеческой небесной наблюдательной выш­ки и обилие зла в них, апостол Павел пишет Тимофею: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, гор­ды, надменны, злоречивы, родите­лям непокорны, непримиритель­ны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, пре­датели, наглы, напыщены, более сластолюбивы, нежели боголюби­вы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшися». Зло так сильно размножится, подрывая народы и царства, что «восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры, и землетрясения» (Мф. 24, 7), «тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф.24, 21), мерзость за­пустения на святом месте будет (Мф.24, 15). «Но Сын Человечес­кий, пришедши, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18, 8).

Архимандрит Иустин Попович,

Богослов, клирик Сербской Православной Церкви (+1983 г.)

(Православная Беседа, №1, 1992 г.)
*

Comments