?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

October 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Памяти Митрополита АНТОНИЯ (Храповицкого) – свят. Иоанн Шанхайский.

То великій іерарх не только нашего вѣка: в жизни Церкви мало было таких іерархов по полнотѣ дарованій и по тому, что он дал Церкви.

В Сербских богословских кругах его называли — наших времен Афанасій.

Святѣйшій Варнава, патріарх Сербскій, при служеніи в русской св. Троицкой церкви в Бѣлградѣ сказал, что Митрополит Антоній подобен великим святителям древности.

Во всей жизни своей Блаженнѣйшій Митрополит Антоній не сдѣлал и не сказал ничего, что не имѣло бы своим источником Православія. Он говорил от Духа Святаго.

Его ученіе о Троицѣ, о Церкви, раскрывавшее Божественныя Истины прозвучало как новое, но то не было новое, дотолѣ неизвѣстное ученіе, нѣт, но наново высказанныя Истины, которыми живет Святая Церковь, лишь многими забытыя. Вслѣдствіе бѣдствій в исторической жизни православных народов, в тѣх странах пришла в упадок Богословская наука, а при возстановленіи школ и науки, онѣ строились по образцам и находились под вліяніем иных исповѣданій.

Блаженнѣйшій Митрополит Антоній возродил Православное Богословіе.                                

Его называли Афанасіем Великим, не потому, что он впервые высказал истину Православія, а потому, что яввился как Св. Афанасій во времена, когда та Истина была затуманена хитросплетеніями ума, и с его силой выразил ту истину.

У Митрополита Антонія было всѣх вмѣщающее сердце Василія Великаго. Іерарх возносит молитвы за всю Православную Церковь и всякая часть Ея ему дорога. Митрополит Антоній, слѣдуя завѣтам Василія Великаго знал жизнь каждой помѣстной Церкви. ІІо тому, как живо он принимал к сердцу жизнь каждой из них, как любил и понимал их, он был Вселенским Іерархом в полном смыслѣ слова.

Он был учитель и проповѣдник любви, и многіе через него познали любовь, и ранѣе блуждавшіе в туманѣ, нашли самих себя в вѣрѣ и любви.

В русской школѣ он начал новую жизнь, указав на воспитательную и творческую силу любви, и звал оставить сухое и формальное отношеніе к дѣтям.

Юношество можно сказать стремилось к нему и когда, видя то, спрашивали Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія: как, каким педагогическим пріемом он достигает того, он отвѣчал, что никакого пріема у него нѣт, но общаясь, с молодежью, он старается быть в благодати Божіей, которая оживляет сердца и объединяет людей.

Он был наставник юношества, которое и, переходя в зрѣлый возраст, оставалось под его руководством. Он был пастырь пастырей, «монахов множества наставник почитаемый» и архіерей архіереев, так много их было из его учеников.       

Всегда, во всѣх обстоятельствах жизни, он был неотступный исповѣдник Истины, которою жил, носил и берег в своем сердцѣ.

В изгнаніи, годами живя как гость патріарха Сербскаго, он сохранял присущее ему величавое смиреніе, и своей вѣрой и преданностью Церкви, как и раньше был учитель Церкви. Святѣйшій патріарх Варнава, на одном собраніи в торжественной обстановкѣ, сказал, что когда послѣ первой Міровой войны, волна модернизма устремилась на помѣстныя Церкви и многих затопила, в Сербіи та волна разбилась о скалу Митрополита Антонія, который спас тогда Сербскую Церковь.

В наше лукавое время, многіе покоряются вліяніям и велѣніям сил Церкви внѣшних и даже прямо враждебных, но всѣ, кто не покорился, кто сохранил свободу, всѣ они шли к Митрополиту Антонію при жизни его и теперь идут по путям им указанным.

Всегда, с ранняго дѣтства, прямой, он на всѣ событія жизни смотрѣл и оцѣнивал их, стоя в Церкви, имѣя цѣлостное православное міровоззрѣніе, и говорил, что исцѣленіе Русской общественности заключается именно в том, чтобы цѣлостно усвоить Православное пониманіе жизни.

Блаженнѣйшій Митрополит Антоній ясно видѣл противоцерковныя теченія в Русской жизни, и когда почувствовал, что они могут поколебать устои Св. Руси и Царскую власть их охраняющую, он за 12 лѣт до крушенія Россіи в Исаакіевском Соборѣ в Пегербургѣ предсказал, что грозит Россіи, и дальнѣйшія событія полностью оправдали его пророческое слово.

Он никогда никому не угождал, и зная его непреклонную прямоту, его иногда нарочно не приглашали на засѣданія Синода.

Будучи великороссом, он был также связан родственными узами, с Малороссіей, и это помогло ему понимать и любить послѣднюю.

Но вообще ему были понятны всѣ православныя народности, со своеобразіем своей церковности: великороссы, малороссы, греки, сербы и проч.—всѣ онѣ были ему близки.

Одной из самых дорогих ему мыслей было единство церковное. Единственная и единая Церковь, Тѣло Христово, единеніе в вѣрѣ и Св. Причастіи многих людей и народов; единеніе по подобію Св. Троицы—эта Божественная Истина была источником его духовнаго восторга и проповѣди, Жизнь каждой Церкви была ему близка.

Когда в І-ую Міровую войну, послѣ тяжких испытаній, стала наростать военная мощь и обрисовываться возможность занятія Константинополя, в Синодѣ обсуждался вопрос, как устроить там церковную жизнь. Митрополит Антоній твердо указал, что при рѣшеніи этого вопроса надо помнить, что Константинопольскій Патріарх—первый среди Іерархов Православной Церкви, и никоим образом не может быть допущено умаленіе его. Вмѣстѣ с тѣм надо помнить, что присоединеніе Константинополя к Россіи лишит греков надежды, что послѣдній вновь станет их столицей, что будет принято греками крайне болѣзненно.

В то время много говорилось, что взятіе и присоединеніе Константинополя откроет Россіи выход в море. Митрополит Антоній, говорил что такой план, будучи связан с униженіем греков, противорѣчит историческому народному тяготѣнію. Послѣднее стремится не к Константинополю, а к Іерусалиму, и выход к морю в том направленіи был бы народу болѣе понятен.

Іерусалим, Святая Земля, гдѣ Господь Іисус Христос совершил Свой Божественный подвиг любви, гдѣ началась спасительная жизнь во Христѣ, и гдѣ, по пророчеству пророка Іезекіиля рѣшится судьба міра,—туда стремится сердце русскаго православнаго человѣка.
То сердце было дорого Блаженнѣйшему Митрополиту Антонію.

Он хорошо знал, что пока в том сердцѣ жива вѣра и стремленіе к Богу, пока есть сознаніе, чго то есть единое на потребу,—все остальное приложится ему.

Православный Самодержавный Царь был дорог Митрополиту Антонію именно потому, что, в Царѣ было исповѣданіе того сознанія Русским народом и готовность подчинить государственную жизнь Божественной правдѣ: потому подчиняется народ Царю, что он подчиняется Богу. Владыка Антоній любил вспоминать тот земной поклон Царя Богу и Церкви, который он дѣлает во время коронаціи, а вся Церковь, всѣ стоят, а затѣм в отвѣт на его покорность Христу всѣ в Церкви дѣлают ему земной поклон.

В вынужденном отреченіи Царя, Блаженнѣйшій Митрополит Антоній видѣл отреченіе Россіи от такого сознанія, отреченіе от всей исторической жизни.

Вся жизнь Россіи тогда, ея смысл, направленіе—все измѣнилось. Митрополит Антоній остался вѣрен исторической Россій. Твердый, как гранит, он сказал, что никто не мог бы его принудить перестать поминать Царя, если бы не Царскій манифест.

Митрополит Антоній не был мучеником, но у него была постоянная готовность стать мучеником. И исповѣдником его можно признать безусловно.

Мы не знаем, как вѣнчал Господь Своего исповѣдника. Но для нас он образ кротости, учитель вѣры, образ православящаго слово Истины.

Неисчислимо множество людей, которых он поднял, наставил, научил и укрѣпил, и всѣ они с благодарностью молятся о нем.

Св. Тихон Задонскій видѣл в видѣніи, что для спасенія ему надо подняться по высочайшей лѣстницѣ, и когда он начал изнемогать, явилось множество людей, которым он духовно помог, свидѣтелей его духовнаго подвига, и то служеніе его дало ему силы подняться. В видѣніи Святитель усмотрѣл указаніе, что, долг его не оставлять своего пастырскаго служенія. В том видѣніи Блаженнѣйшій Митрополит Антоній не раз видѣл указаніе самому себѣ.

Сперва, послѣ революціи, Митрополит Антоній хотѣл уйти на Валаам, но обстоятельства потребовали его возвращенія в Харьков. И дальше всегда возникали препятствія ему уйти от пастырскаго служенія. Наконец, в Сербіи, он получил разрѣшеніе поселиться на Аѳонѣ, и он рѣшил ѣхать. Русскге изгнанники просили остаться. Он не соглашался. Тогда в его покои была принесена Чудотворная Икона Знаменія Божіей Матери, с выраженіем надежды и увѣренности, что Сама Божія Мать не допустит его уйти. На другой день было получено извѣстіе, что как раз в тот самый час было отмѣнено данное разрѣшеніе.

Митрополит Антоній остался, и начался послѣдній період его жизни и тяжких нравственных испытаній.

Ряд его учеников и единомышленников не поддержали его, оставили, пошли иными путями. Ему было больно. Но никогда слово осужденія не произнесли его уста. Он молился за них и звал и других к тому.

И нынѣ, вспоминая его жизнь, его великій подвиг, мы поистинѣ можем сказать, что к нему примѣнимы слова воспѣваемыя Церковью во славу Св. Апостола Іоанна Богослова: «Полон сый любве, полон сый и богословія».

Краткая запись слова Архіепископа Іоанна в Лѣсненском монастырѣ 28.ѴІІ—10. VIII—1955, по случаю 19-й годовщины его кончины.
«Церковный Голосъ», № 6-7, 19 авг.-1 сент. 1955 г.
*
 

Comments