?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

September 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

О прославлении Святителей Иннокентия Московского, Николая Японского и Иоанна Шанхайского – 1993 г.


Выписка из Протокола №2 - 22 апреля/ 5 мая 1993 г. Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей

<…>
Далее, Архиепископ Антоний Западно-Американский ходатайствует перед Арх. Собором отнестись со вниманием к его просьбе: он просит вынести постановление о прославлении Свят. Иннокентия, Митрополита Московского, Свят. Николая Японского и Архиеп. Иоанна (Максимовича), бывшего Западно-Американского и Сан-Франциского. Известны слова Председателя о желательности прославить Архиеп. Иоанна вместе с Митроп. Иннокентием. Он также просит отпуск для того, чтобы заняться составлением служб сим святителям.

Архиепископ Лавр поддерживает это предложение о прославлении сих трех иерархов.

Архиепископ Антоний Лос-Анжелосский спрашивает, существуют-ли чудеса по молитвам Архиепископа Николая (Японского).

Архиепископ Антоний Западно-Американский указывает, что, при прославлении св. равноапостольного Владимира, не было этого условия.

Архиепископ Антоний Лос-Анжелосский согласен с прославлением святителей Иннокентия и Николая, если есть чудеса и условие почитания народного.

Архиепископ Алипий не возражает против прославления.

Архиепископ Марк поддерживает прославление Архиепископа Иоанна. Считает, что прославление кого-то из этих троих следовало бы совершить на восточном побережье Америки.

Архиепископ Антоний Западно-Американский предлагает прославить свят. Иннокентия и Николая и на Западе и на Востоке, а Владыку Иоанна прославить отдельно в г. Сан-Франциско.

Епископ Григорий спрашивает, существует-ли почитание святителей Иннокентия и Николая среди нашей паствы.

Председатель задает тот же вопрос.

Епископ Митрофан считает обоснованным предложение о прославлении свят. Иннокентия и свят. Николая, а также подчеркивает, что нет никакого препятствия к прославлению Архиепископа Иоанна. Он вспоминает поразительные чудеса, совершенные по его молитвам. Святость его несомненна. У Господа он уже прославлен.

Епископ Григорий рассказывает, что он лично был близок к Владыке Иоанну. Однако, в Париже он не видел столько почитания его сколько в США.

Архиепископ Антоний Лос-Анжелосский указывает на то, что не расслышал, что вопрос идет об Архиепископе Иоанне, но он убежден в том, что Вл. Иоанн не был святым. Чисто богословски, чудотворение - это еще не признак святости. Что Вл. Иоанн совершал чудеса - это несомненно, он даже на себе испытал его чудотворение. Но вместе с тем, надо помнить слова Митрополита Антония при хиротонии Вл. Иоанна: "Бог тебе дал много дарований, смотри не возгордись". Архиепископ Антоний Лос-Анжелосский считает, что в г. Сан-Франциско произошло его падение, потому что Вл. Иоанн поддерживал ту группу людей, которая, по его мнению, не заслуживала доверия. Вл. Антоний подробно рассказывает историю смуты в г. Сан-Франциско, вызванную постройкой нового собора. Он категорически возражает против прославления Архиепископа Иоанна.

Председатель рассказывает о разделении среди архиереев в 1964 г. на Соборе перед избранием нового Первоиерарха. Тогда было два кандидата - Архиепископ Никон и Архиепископ Иоанн. Чтобы избежать раскола в Церкви, был избран самый младший епископ - Владыка Филарет Брисбенский.

Архиепископ Марк указывает, что если рассмотреть жизнь любого святого, то в каждом найдем случаи погрешностей. Все дрязги г. Сан-Франциско уйдут в прошлое и будут забыты. А надо смотреть в будущее - всюду почитают Вл. Иоанна как святого, и было бы стыдно нам возвращаться к старым историям, не прославить из-за этого Вл. Иоанна.

Епископ Иларион указывает, что Архиепископ Антоний Лос-Анжелосский говорил подробно и искренно о происшедшем в связи с собором в Сан-Франциско, но его доводы, что Архиепископ Иоанн - не святой - не убедительны. Епископ Иларион за прославление Архиепископа Иоанна.       

Епископ Варнава свидетельствует, что в Европе все истинно православные люди глубоко почитают Вл. Иоанна и надеются на его прославление.          

Епископ Митрофан замечает, что в отрицательных высказываниях Архиепископа Антония Лос-Анжелосского есть отражение его личных отношений с Вл. Иоанном. В 1962 г. Митрополит Анастасий в беседе с ним (тогда о. Митрофаном) указывал, что хотел бы примирить Архиепископа Антония Лос-Анжелосского и Архиепископа Иоанна, но ничего не выходит в этом направлении.

Архиепископ Антоний Лос-Анжелосский, в связи с существующим мнением о "плохих отношениях между Архиеп. Иоанном и Архиеп. Антонием", свидетельствует, что отношение его к Преосв. Архиепископу Иоанну (быв. Шанхайскому) всегда отличалось любовию и уважением, что выражалось в приглашении его в Лос-Анжелос, когда Вл. Иоанн бывал в Америке, где ему оказывался торжественный прием.

Епископ Кирилл всецело поддерживает своего правящего архиерея в вопросе о прославлении. Нет ни одного святого, который бы в жизни не согрешил.

Председатель говорит, что он раньше тормозил прославление Архиепископа Иоанна, но теперь не хочет быть в оппозиции к прославлению, оставляя в стороне все личное.

Архиепископ Антоний Западно-Американский предлагает пропеть трем святителям, сперва "Вечную память", а после "Величание".

Председатель предлагает "Величание" пропеть только в конце Собора.

Архиепископ Антоний Лос-Анжелосский объясняет, что он высказал свое мнение по поводу Вл. Иоанна, потому что этого потребовал Собор. Раньше он никому об этом никогда не говорил.

Собор поет "Вечную память" приснопамятным Митрополиту Иннокентию Московскому, Архиепископу Николаю Японскому и Архиепископу Иоанну Шанхайскому.

Председатель объявляет, что здоровье Архиепископа Антония Женевского ухудшается (в позвоночнике образовалась трещина) и он не сможет приехать на Собор. Вл. Митрополит собирается посетить его с Мироточивой иконой после Собора.
Далее, Председатель считает, что дело Прот. Виктора Потапова - дело епархиальное. Если Председатель в чем ошибся в этом деле, он просит у Собора прощения. Во всех вопросах церковной жизни он всегда старается поступать соборно.


АКТ
Мы, Епископы Русской Православной Церкви Заграницей, собранные благодатию Святого Духа на Собор наш в Святую Богородицкую Леснинскую Обитель во Франции, в лето Господне 1993, месяца мая во второй день, в который совершается память иже во святых отец наших Афанасия, Архиепископа Александрийского, и Святителя Афанасия Лубенского, патриарха Константинополького, и Свв. благоверных страстотерпцев Бориса и Глеба и Св. благоверного князя Михаила-Бориса болгарского, имея как прежде, так и ныне суждение о почитании Святителей Иннокентия, митрополита Московского (до монашества - иерей Иоанн Веньяминов), Николая, архиепископа Японского и Иоанна, архиепископа Сан-Францисского (прежде Шанхайского), определяем :

Митрополит Московский Иннокентий, почил в 1879 г., с юношеских лет просветитель Алеутских островитян и других аборигенов Западной Америки, его младший современник, апостол Японии, Архиепископ Николай, скончался в 1912 году, и наконец наследник их духа и подвига, архиерействовавший в Азии, Европе и Америке, святитель Иоанн, бывший Шанхайский, а затем Западно-Американский и Сан-Францисский, почил в 1966-м году.

Свидетельствующая о подвиге их духовная литература имеется в "Богословской Энциклопедии" и в дореволюционных "Церковных Ведомостях" и во различных специальных изданиях. О святителе Иоанне за 25 лет по кончине его накопился ряд изданий также одобренных церковными властями и статьи во всех епархиальных органах. Свидетельства о чудесной благодатной помощи его многочисленны и приток богомольцев к священной гробнице его не истекает.

Благодаря Бога за милость Его, выраженную в даровании роду нашему сих святых молитвенников, единодушно
постановляем :
1.   Признать
Святителей Иннокентия, митрополита Московского, Николая, архиепископа Японского и Иоанна, архиепископа Сан-Францисского (прежде Шанхайского) причисленными к лику Святых, в Земле Российской просиявших.
2.   Совершить прославление их в г. Сан-Франциско в кафедральном соборе Всех Скорбящих Радости
первых двух 17/30 января 1994 г., а
Святителя Иоанна там же 19 июня/2 июля того же года.
3.   Совершать память их
Свят. Иннокентия 31 марта, Свят. Николая 3 февраля, Свят. Иоанна 19 июня
4.   Поручить Архиерейскому Синоду остальные мероприятия, связанные с их прославлением.
5.   Призвать всю паству к усердным молитвам новопрославляемым угодникам Божиим.
Молитвами новопрославляемых угодников Божиих Святителей Иннокентия, Николая и Иоанна, Господь и Бог наш Иисус Христос, Его же возлюбили они, Ему же и послужили, Ему же и ныне предстательствуют за людей Божиих в страждущей стране нашей Российстей, в Америке, в Японии, и повсюду, где потрудились они и где с любовью чтут их, да помилует и спасет нас всех, яко благ и человеколюбец. Аминь.


Подписали:
Митрополитъ Виталій, Архіепископъ Антоній З.А.,
Архіепископъ Лавръ, Архіепископъ Алипій,
Архіепископъ Маркъ, Епископъ Варнава,
Епископъ Кириллъ, Епископъ Митрофанъ,
Епископъ Григорій, Епископъ Илларіон.



 *

Comments