?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

October 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

СВЯТОЕ ПРЕОБРАЖЕНІЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ІИСУСА ХРИСТА

Этотъ праздникъ посвященъ воспоминанію событія на Ѳаворѣ, описаннаго у евангелистовъ (Мѳ. 17, 1-13; Лук. 9, 28 - 36).

Самъ Іисусъ Христосъ, въ виду приближающихся страданій и смерти (Лук. IX, 22), для утвержденія Своихъ учениковъ въ вѣрѣ, благоволилъ явить имъ тѣлесно, видимо всю славу Своего Божества и чрезъ то показать имъ, что страданія и смерть Его будутъ вольныя и что Онъ есть тотъ самый Изба­витель Израиля, Который былъ обѣщанъ чрезъ пророковъ. Для этого Онъ, взявъ Петра, Іакова и Іоанна, возвелъ ихъ на гору Ѳаворъ, и сдѣлалъ ихъ свидѣтелями Своего преображенія.

Вмѣстѣ съ апостолами предъ преобразившимся Господомъ предстали два величай­шихъ мужа Ветхаго Завѣта Моисей и Илія, „одинъ, по выраженію св. Іоанна Златоуста, умершій и другой, еще не испытавшій смерти", предстали для того, чтобы показать, что „Христосъ имѣетъ власть надъ жизнію и смертію, владычествуетъ надъ небомъ и землею". Явленіемъ своимъ на горѣ преображенія они свидѣтельствовали также то, что преобразившійся Владыка живыхъ и мертвыхъ есть Богъ, Творецъ и Исполнитель закона и пророковъ. „Радостію испол­нялись Пророки и Апостолы, вошедшіе на гору, замѣчаетъ св. Ефремъ Сиринъ, радовались Пророки, ибо узрѣли здѣсь Его человѣчество, котораго прежде не видѣли; радовались Апосто­лы, ибо узрѣли здѣсь славу Его Божества, котораго прежде не разумѣли. Они предстояли предъ Господомъ, какъ служители, и смотрѣли другъ на друга, Пророки на Апостоловъ а Апосто­лы на Пророковъ. Тамъ взаимно простирали на себя взоры первостоятели Ветхаго и Новаго Завѣтовъ. Такимъ образомъ, гора представляла собою Церковь, потому что Іисусъ соеди­нилъ на ней два завѣта, принятые Церковію, и показалъ, что Онъ есть Податель обоихъ".

Сообразно съ этимъ и св. Церковь про­славляетъ въ настоящемъ праздникѣ событіе, какъ собственно Богоявленіе, какъ доказательство, что Іисусъ Христосъ есть воистинну Отчее Сіяніе. Св. Еф­ремъ Сиринъ, учитъ: Господь явилъ Своимъ апостоламъ въ славѣ Своего пре­ображенія „Царство Свое прежде Своихъ страданій, силу Свою прежде смер­ти Своей, славу Свою прежде поруганія Своего и честь Свою прежде безче­стія Своего, чтобы когда будетъ взятъ и распятъ іудеями, они знали, что распятъ не по немощи, но по благоизволенію Своему добровольно во спасеніе міру“.

Кромѣ сего, слава преображенія служитъ предъизображеніемъ свѣт­лаго и славнаго воскресенія Господня, а по толкованію св. Прокла, пред­указаніемъ той славы, въ какой придетъ нѣкогда Господь, Судія живыхъ и мертвыхъ, и того преображеннаго состоянія, въ какомъ мы явимся въ концѣ міра. Предуказаніемъ въ преображеніи Іисуса Христа небесной славы, уготованной Имъ вѣрнымъ Его послѣдователямъ, св. Церковь нравственно утѣшаетъ всѣхъ истинныхъ чадъ своихъ, внушая имъ, что за кратковре­менными печалями, скорбями и лишеніями, коими исполнена ихъ земная жизнь, возсіяетъ слава вѣчнаго блаженства, въ которой будетъ участвовать и тѣло праведниковъ. Достойными участниками будущей вѣчной славы явятся именно тѣ, которые въ настоящей жизни преобразуются духомъ по образу Преобразившагося на Ѳаворѣ; грѣшникамъ нѣтъ мѣста на Ѳаворѣ небесномъ; а потому св. Церковь и возбуждаетъ нынѣ «лѣнивые души нашей помыслы», «иже всегда низу поникшіи въ землю», воз­выситься «на высоту божественнаго восхожденія», и внушаетъ намъ необходимость измѣниться «добрымъ измѣненіемъ», «Христу спреобразившеся, благочестиво и радостно, на высоту вознесшеся добродѣтелей».

Праздникъ Преображенія Господня существовалъ уже въ IV вѣкѣ, какъ это видно изъ многихъ поученій, говоренныхъ на этотъ день въ IV вѣкѣ. Таковы поученія св. Ефрема Сирина и св. Златоуста. Но существованіе празд­ника въ IV вѣкѣ показываетъ, что начало его должно скрываться въ пред­шествующихъ вѣкахъ христіанства.

До временъ папы Каллиста III у католиковъ не было праздника Преображенія, въ смыслѣ праздника общепринятаго и торжественнаго. Этотъ праздникъ въ католической церкви учрежденъ только въ 1457 папою Каллистомъ III, и поводомъ къ тому послужило слѣдующее об­стоятельство. Султанъ Магометъ II, по взятіи Константинополя, вознамѣрился завоевать Бѣлградъ, гдѣ укрѣпился Гуніадъ, военачальникъ венгерскаго короля Ладислава V. Силы были неравныя, но христіане именно 6 августа 1456 г. одержали полную побѣду. Папа Калликстъ III, учре­дивъ праздникъ, установилъ для него особый чинъ богослуженія, отправляемый и по нынѣ.

Въ VIII вѣкѣ св. Іоаннъ Дамаскинъ и Козьма Маюмскій составили многія пѣснопѣнія на этотъ праздникъ, кото­рыми православная Церковь прославляетъ событіе и въ настоящее время.

Уже въ ІУ вѣкѣ св. равноапостольная царица Елена соорудила на горѣ Ѳаворѣ храмъ въ честь Преображенія Господня. Въ концѣ XI в. крестоносцы, овладѣвъ Палестиною, нашли на Ѳаворѣ нѣсколько храмовъ и монастыри и обратили ихъ въ католическіе. При завоеваніи въ концѣ XII в. Палестины сарацынами, Ѳаворскія святыни были разрушены. Долгое время св. гора оставалась необитаемой, и только въ день Преображенія православные и католи­ки совершали на развалинахъ своихъ бывшихъ храмовъ богослуженіе. Въ 1849 г. патріархъ Іерусалимскій Кириллъ II началъ хлопотать передъ турецкимъ правительствомъ о дозволеніи построить храмъ на Ѳаворѣ. Разрѣшеніе послѣдовало только въ 1860 г. Храмъ сооруженъ на развалинахъ древней греческой церкви. Надъ дверью храма надпись по-гречески: На развали­нахъ древняго на горѣ Ѳаворѣ священнаго храма, Божественнаго Господа и Спаса нашего Преображенія, сооруженъ богопромыслительно храмъ сей попеченіемъ блаженнѣйшаго патрі­арха Іерусалимскаго Кирилла II, иждивеніемъ общества Всесвятаго Гроба“.

Въ Россіи также есть память о славномъ Преображеніи Господнемъ на горѣ Ѳаворѣ. Въ московской Скорбященской церкви и въ церкви села Новоспасскаго (оно же Деденево, Московской губ.) хранятся камни съ горы Ѳавора, привезенные еще очень давно. Есть основаніе думать, что эти воспоминанія о священной для христіанъ горѣ не единственныя въ нашихъ храмахъ.


Тропарь, гл. 7. Преобразился еси на горѣ, Христе Боже, показавши учени­комъ Твоимъ славу Твою, якоже можаху: да возсіяетъ и намъ грѣшнымъ свѣтъ Твой присносущный, молитвами Богородицы, Свѣтодавче, слава Тебѣ.

Кон­дакъ, гл. 7. На горѣ преобразился еси, и якоже вмѣщаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видѣша: да егда Тя узрятъ распинаема, стра­даніе убо уразумѣютъ вольное, мірови же проповѣдямъ: яко Ты еси воистинну Отчее сіяніе.

Величаніе. Величаемъ Тя, Живодавче Христе, и почитаемъ пречистыя плоти Твоея преславное преображеніе.


Преображеніе Господне было въ февралѣ, а не въ августѣ, какъ празднуется въ нашей Православной Церкви. Церковь Христова перенесла этотъ праздникъ съ февраля на августъ мѣсяцъ потому, что, безъ перенесенія на другой мѣсяцъ, торжественный праздникъ Преображенія Господня приходился бы во дни св. Праздникъ Четыредесятницы, — что было бы не сов­мѣстно съ великопостнымъ служеніемъ и печальнымъ временемъ поста и покаянія, изображающимъ собою настоящую, многобѣдственную жизнь, тогда какъ праздникъ Преображенія Господня предзнаменуетъ собою будущій вѣкъ. Шестого же августа именно, а не въ другое какое-либо время празднуется Преображеніе Господне потому, что 14 сентября празднуется Воздвиженіе Креста Господня, въ которое вторично совершается празднованіе и воспомина­ніе страстей Христовыхъ; а такъ какъ Преображеніе было за 40 дней до распятія Спаси­теля, то святые отцы, отсчитавъ отъ праздника Воздвиженія Креста Господня сорокъ дней, установили, чтобы 6 августа праздновалось Преображеніе Господне, ибо отъ 14 сентября до 6 августа равно 40 дней. (Рук. д. с. п. 1893, 11).

Въ праздникъ Преображенія освящаются виноградъ и колосья пше­ницы, а въ Россіи въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ виноградъ не растетъ, освящаются яблоки. Въ народѣ этотъ праздникъ извѣстенъ подъ именемъ „Спаса 2-го”, „Спаса на го­рѣ”, „Спаса яблочнаго” (вслѣдствіе обычая освящать въ этотъ день въ церкви яблоки). Обычай приносить плоды въ надлежащее время есть несомнѣнно древній, и въ Церкви христіанской является частію какъ продолженіе по­добнаго же обычая церкви ветхозавѣтной (Быт. 4, 2 - 4; Исх. 13, 23; Чис. 15, 19 - 21; Втор. 8, 14), частію какъ апостольское установленіе (1 Кор. 16 гл. 27). Предписанія касательно этого обычая изложены уже въ 3 правилѣ апостольскомъ (ср. Карѳ. 46, VI, 28). Простое основаніе обы­чая приносить плоды (именно виноградъ) 6 августа заключается въ томъ, что въ Греціи къ этому времени поспѣваютъ плоды, важнѣйшіе изъ которыхъ - новые колосья и виноградъ - и приносятся для благословенія, въ знакъ благодаренія за полученіе этихъ плодовъ для пропитанія человѣка. Св. Іоаннъ Златоустъ учитъ: „земледѣлецъ получаетъ плоды отъ земли не столько за свои труды и прилежаніе, сколько по благости Бога, возращающаго оные; ибо «ни насаждаяй есть что, ни напояяй, но возращаяй Богъ».

Кромѣ того, виноградъ приносится въ церковь для благословенія, по прямому отношенію его къ таинству евхаристіи. По Кормчей, „гроздіе въ церковь паче всякаго иного овощія изряднѣе приносятся; понеже отъ того бываетъ вино, на совершеніе безкровной жертвы пріемлемо. Равнымъ образомъ и въ молитвѣ «во причащеніи гроздія» іерей молится: «Благослови Господи, плодъ сей лозный новый, иже благораствореніемъ воздушнымъ, и каплями дождевными и тишиною временною, въ сей зрѣлѣйшій пріити часъ благоволивый: да будетъ въ насъ отъ того рожденія лоз­наго причащающихся въ веселіе и приносити Тебѣ даръ во очищеніе грѣховъ, священнымъ и святымъ тѣломъ Христа Твоего». Яблоки, замѣняющія со­бою виноградъ, освящаются другою молитвою, какъ только начатки овощей.

Болѣе спеціальное значеніе освященія плодовъ въ 6-й день ав­густа можетъ быть опредѣлено по общему разуму Церкви, что въ событіи преображенія Господу благоугодно было показать то новое состояніе, въ которое вступила плоть человѣческая въ воскресеніи Господа и имѣетъ вступить въ об­щемъ воскресеніи всѣхъ вѣрующихъ. Но какъ вся природа стала повинна предъ Богомъ вмѣстѣ съ человѣкомъ за грѣхи послѣдняго, такъ вмѣстѣ съ нимъ же она ожидаетъ и обновленія отъ благословенія Божія. Отсюда цер­ковное благословеніе плодовъ удостовѣряетъ человѣка въ этой надеждѣ.

Обычай этотъ имѣетъ и такое назидательное значеніе. — Плоды, когда еще ростутъ весною, бываютъ мелки, зелены и некрасивы; затѣмъ, при содѣйствіи солнечнаго свѣта, те­плоты и влаги приходятъ въ зрѣлый видъ, принимаютъ полноту и красоту, совсѣмъ преображаются. Такъ земная жизнь для человѣка тоже, что время созрѣванія для плодовъ самъ по себѣ человѣкъ не чистъ и грѣховенъ и потому не благообразенъ; но, если онъ пользуется свѣтомъ слова Божія, согрѣвается теплотою умилительныхъ священнодѣйствій, орошается и освящается святыми таинствами, — онъ духовно созрѣваетъ, и какъ «пшеница зрѣлая, во время пожатая» (Іов. 5, 26), пріемлется въ житницу небесную, въ горнія обители Отца Небеснаго.

(Из Настольной Книги С. В. Булгакова)
*

Comments