?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2017

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Из проповедей о монархии - Митроп. Антоний (Храповицкого)

1 - Наш Государь начал царствовать в сегодняш­ний день 21 октября, причастившись в храме св. Тайн Тела и Крови Христовой. Вторично причас­тился он Божественных Тайн через три недели в день своего бракосочетания. Сие необычно земным ца­рям, которые хотя и стараются всегда показать, что они не чужды веры в Бога, но весьма опасаются прослыть слишком благочестивыми, ибо это не очень нравится европейским народам, а Господню слову о том, что невозможно вместе работать Богу и мамоне, они не придают значения. Такая раздво­енность совершенно чужда нашему Монарху: сла­ва Божия являлась главным направляющим нача­лом его деятельности. Ревнуя о прославлении свя­тых угодников с тем же безкорыстным упованием, с каким относится к ним народное сердце, он с ра­достью разрешил открытие мощей св. Феодосия Чер­ниговского в год своей коронации, а затем сам при­ложил старания к тому, чтобы провозглашена была Церковью святость другого угодника Божия - преп. Серафима Саровского. Но и на сем не успо­коилось сердце Царево: оно повлекло его с Цари­цей Супругой и Царицей Матерью в далекую Саровскую пустынь и понудило его собственными руками поднять священный гроб Чудотворца и вместе со своим народом, собравшимся туда в ко­личестве трехсот тысяч, проливать слезы умиления, открывать свою совесть смиренному духовнику монаху и причащаться Святых Тайн у одной чаши с простолюдинами.

Слышал ли ты что-либо подобное, о русский народ, за последнее столетие и более? Часто ли встречал такую силу веры среди людей знатных и богатых и укажешь ли мне во всей вселенной нечто подобное в жизни царей, именующих себя христи­анскими? Учись же у своего Царя вере, и умилению, и молитве. Учись, ибо силу этой молитвы засвидетельствовал угодник Божий Серафим, даровав нашему Царю давно желанного Сына и Наслед­ника, ровно через год по возвращении его из свя­той обители.

...Смотри же, русский народ, скольким доброде­телям мог бы ты научиться у своего Государя - и сколь далеко ты отступил от них. Говорить ли еще о том, что Его семья является одним из немногих безупречных семейств в современном обществе? Го­ворить ли о его отзывчивости, щедрости, простоте и правдивости?

Или лучше сказать о том, сколь неблагодарною оказалась ему современная просвещенна Россия, о том как безответны будут пред Богом присягавшие ему в свое время нынешние крамольники, ибо, если Божественный Дух повелевает повиноваться вла­дыкам не только благим и кротким, но и стропти­вым (1 Пет.2.18), то какая кара ждет тех, которые восстали на благостнейшего и кротчайшего из рус­ских царей? Они подобны врагам Христовым, ко­торые в тем большую приходили ярость, чем более светилась кротость и незлобие нашего Спасителя.

...И теперь, когда крамола открыто безчинствует в наших городах, когда нагло заглушает свои­ми выходками всю Русскую Землю, когда она плю­ет тебе в глаза, о родная Русь, теперь стыдом и рас­каянием исполнены сердца наши. Теперь мы понимаем, как должны были мы беречь тебя, о вожде­ленный наш Государь, теперь мы понимаем, что ты один, ты и никто более, надежный щит нашей рас­терзанной родины и твои враги суть злейшие вра­ги России.

О, Государь! Если бы ты знал, как безраздельно предан тебе твой народ и лучшие люди общества. О, Государь! Если бы Ты знал, сколько милли­онов русских сердец дали бы себя изрезать на мел­кие кусочки за тебя, за твое благополучие.

О, братие, дай Бог, чтобы Царь удостоверился в этом; тогда, быть может, его кроткое сердце най­дет в себе силы к тому, чтобы простить своих не­благодарных и легкомысленных подданных и не замкнуться для них навсегда. Молитесь об этом, русские люди, ибо если будет так, то и Господь не отвергнется от нас за премногие наши беззакония, но, если долготерпение царственного праведника истощилось, и он в своем сердце проклянет нас, то этот вопль праведника достигнет Неба и низведет на нас проклятие Божие, как говорил Господь Моисею, и тогда уже никто не спасет Русскую землю от конечной погибели, в которую стараются вовлечь ее внутренние враги...
(
Из слова, сказанного в Житомирском кафедральном соборе 21 октября 1905 г).



2 - В прежние времена, задаваясь каким-либо делом, русские спрашивали: согласно ли оно с Божиими законами? - и этим вопросом определяли свое к нему отношение. Во времена недавние многие из наших соотечественников заменили этот вопрос, эту оценку иною, низшею, но все же благородною: согласно ли то или иное намерение с долгом про­свещенного человека, с требованиями разума и науки. Ну, а в настоящее время люди современные забыли о Божиих заповедях, и о нравственно-ра­зумном долге, и о науке, и проповедуя устами сво­боду, усвоили себе такую рабскую душу, что все поставили на оценку выгоды и внешнего успеха. Вместо разумных доводов за или против какого-нибудь начинания, они говорят: «большинство примкнет сюда, общество отнесется к этому с сочув­ствием», или напротив: «здесь вы останетесь оди­ноки, ваша мысль не будет никем принята». О том, верна ли эта мысль? честна ли? право ли будет боль­шинство, одобрив то и не одобрив другое? - об этом теперь нет дела современному русскому человеку, а в Европе и в Америке такие вопросы и понимать перестали.

Дай Бог, чтобы патриоты русские в этом смысле не были «современными». Но если и мы только та­кой логикой будем подкреплять наши симпатии, наши убеждения, то дело наше погибнет, и лучше отойти от него, чем браться за него подобно либе­ралам-западникам грязными руками выгоды и корысти. Наше дело будет успешным в том лишь случае, если на притворно-иронический вопрос глупца-кадека: неужели вы надеетесь восстано­вить теократический патриотизм? - вы ответите так, как все мы должны чувствовать, исповедывать и проповедывать.

«Мы верны Христу и Святым Его, и Родине, и Самодержцу, и исконным упованиям наших пред­ков, независимо от того, какая внешняя участь ожидает нас и Россию. Являемся ли мы... первыми провозвестниками народного возрождения, пред­течами славного будущего, когда Россия снова ста­нет русскою и православною благовестницею Хри­ста для всей Азии и Юго-Восточной Европы; или мы, напротив, последние исповедники этих высо­ких и святых побуждений в несчастной развращен­ной стране, обреченной в скором будущем на ко­нечную погибель от червонных валетов еврейской революции, но мы останемся верны тому, что тре­бует от нас Божия правда, и не здесь, а на Небе ожидаем себе венцов. Мы будем рады, если обра­зумившееся общество и народ будут дружно воз­вращаться к своим историческим основам, мы бу­дем горько плакать, если зараза безбожного и без­нравственного восстания русских безумцев против своей родины начнет умножаться, как чума, но если и огромное большинство добровольно кинет­ся в эту погибель, как Панургово стадо, как Гадаринские свиньи, то мы за ними все-таки не пойдем».

Да, так говори, русский гражданин! Говори, как некогда те три блаженные отроки перед Наву­ходоносором, как Максим Исповедник перед еретиками-монофелитами: «Если и вся вселенная пой­дет по пути этого безумия, я один не пойду за все­ми!» И как те три великие подвижника истинно одни во всем мире остались верными Богу и про­славили Его правду посреди огненной пещи, так и мы останемся верными основам христианской жиз­ни русской, много ли, мало ли нас будет...

И мы знаем, что если не на земле, то на Небе, на последнем Божием Суде, оправдано будет наше дело и обозначится благословенный успех нашего предприятия. Но пусть знают и враги наши, что и на земле непродолжителен и ненадежен успех тех, кто гонится за ним, а не за правдой, но он сам от­дает себя в руки тех, кто добровольно от него готов отречься, дорожа единой правдой. И если так мы определим свое отношение к жизни, то не только для наших душ, в живот грядущих, но и для нашей веры и для нашей родины в жизни настоящей... наша самоотверженная ревность об истине явится зиждительною силою в строении Церкви Божией и русской земли, как кровь древних мучеников была семенем новых христиан.

(Из слова, сказанного 1 октября 1909 г. в собрании русских монархистов в Богородичной церкви, сооруженной в память слуг Царевых, убиенных крамольниками)
*

Comments