«Мѣсто, называемое по-еврейски Армагеддонъ»

Курганъ Мегидо находится въ Галилеѣ, въ одноименной долинѣ. Туда можно добраться только на машинѣ по 65-й автотрассѣ «Квишъ Вади Ара» («Дорога ущелья Ара»), ведущей изъ Хадеры въ Афулу. Изъ Тель-Авива до Мегидо примѣрно 75 км. У кургана Мегидо найдете небольшой музей, - объяснилъ мнѣ и моимъ попутчикамъ Тамарѣ и Вик­тору Карни извѣстный іерусалимскій историкъ и экскурсоводъ Игорь Торикъ.

... «Гора Мегидо», какъ называли ее мои знакомые, оказалась совсѣмъ не горой, а, дѣйствительно курганомъ или, какъ мнѣ позже объясни­ли, самымъ большимъ на Святой Землѣ искусственнымъ холмомъ, образовавшимся отъ разрушительныхъ войнъ и послѣдующихъ на этомъ мѣстѣ возстановленій. Въ Ветхомъ Завѣтѣ упоминается не го­ра, а «равнина Мегидо» (II Пар. 35, 22); «долина Мегидонская» (Зах. 12, 11); «воды Мегидонскія» (Суд. 4, 5, 19). Мегидо, гдѣ, по утвержденію ученыхъ, первое поселеніе появи­лось болѣе 6000 лѣтъ назадъ, нахо­дился на пересѣченіи торговыхъ пу­тей изъ Египта въ Сирію и Месопотамію, а потому былъ когда-то ис­ключительно важнымъ въ военно- стратегическомъ планѣ мѣстомъ.

Сегодня Мегидо жители Израиля называютъ «національнымъ паркомъ», а самъ курганъ или холмъ напоминаетъ застывшую среди долины гигантскую волну - цунами изъ гли­ны, камня и человѣческихъ костей. Мегидо похожъ на вѣчный монументъ войнамъ и разрушеніямъ. Онъ разрушался 12 разъ и городъ-крѣпость переходила изъ рукъ одно­го владыки во владѣніе другому. Въ теченіе нѣсколькихъ тысячелѣтій здѣсь въ затишье между войнами возводился городъ, одинъ на другомъ: стѣны новаго города поднимались на фундаментѣ погребеннаго. Не случайно этотъ холмъ, состоящій, по утвержденіямъ историковъ и археологовъ, изъ «болѣе чѣмъ 20-ти культурныхъ слоевъ», арабы называютъ «Тель-Эль-Мутасалемъ», что означаетъ «холмъ-губернаторъ или господствующій холмъ»

Педагогъ Тамара Карни, ссыла­ясь на учебники, разсказала что не только въ древности, но и въ ХХ-мъ вѣкѣ Мегидо, то есть самъ холмъ и прилегающая къ нему долина, были тоже мѣстомъ кровопролитія и аре­ной боевыхъ дѣйствій: здѣсь британ­ская армія во главѣ съ ея командующимъ генераломъ Алленби въ Пер­вой міровой войнѣ сражалась противъ турокъ. Генералъ-побѣдитель послѣ изгнанія турокъ изъ этихъ мѣстъ прибавилъ къ своему титулу «Сэръ Алленби офъ Мегиддонъ».

… Въ христіанской литературѣ за географическимъ мѣстомъ Мегидо прочно закрѣпилось названіе «Армагеддонъ» (причемъ, ошибкой слѣдуетъ считать, что Армагеддонъ это сама «битва»), Вѣроятно, произошла транслитерація двухъ словъ: «харъ», означающее на иврите «гора», и го­родъ «Мегидо» - «гора у города Ме­гидо». Единственное мѣсто въ Библіи, гдѣ упоминается географическая мѣстность «Армагеддонъ», - это Откровенія святаго Іоанна Бого­слова: «...И видѣлъ я выходящихъ изъ устъ дракона и изъ устъ звѣря и изъ устъ лжепророка трехъ духовъ нечистыхъ, подобно жабамъ. Это - бѣсовскіе духи, творящіе знаменія; они выходятъ къ царямъ земли всей вселенной, чтобы собрать ихъ на брань въ оный великій день Бога Вседержителя... И собралъ онъ ихъ на мѣсто, называемое по-еврейски Армагеддонъ», — такъ разсказываетъ святой Іоаннъ Богословъ (Откр. 16, 13-14, 16). Въ Толкованіи на Апокалипсиса святаго Іоанна Богослова св. Андрей Кессарійскій пишетъ, что «бѣсовскіе духи въ библейскомъ Армагеддонѣ будутъ задѣйствованы си­лами зла, представленныя сверхъес­тественными существами». Армагеддонъ въ Апокалипсисѣ названъ мѣстомъ послѣдней битвы Ангеловъ съ діаволомъ и его воинствомъ.

... Входъ въ маленькій музей съ малосодержательными стендами у подножія кургана Мегидо платный. Для паломниковъ и туристовъ здѣсь продаютъ сувениры, книжную продукцію и демонстрируется облѣпленный школьниками большой макетъ кургана Мегидо, гдѣ можно увидѣть его въ разные періоды, главнымъ образомъ, въ эпоху царя Соломона и Ахава. Отъ школьниковъ можно уз­нать, что Мегидо и всѣ крупныя сраженія вокругъ него они изучаютъ на урокахъ исторіи. На самомъ холмѣ Мегидо и прилегающей къ нему территоріи въ разные годы неоднократ­но проводились археологическія рас­копки. О результатахъ послѣднихъ стало извѣстно къ моменту написанія этого матеріала: въ ноябрѣ 2005 года при раскопкахъ на территоріи тюрьмы Мегидо археологи на­шли хорошо сохранившуюся древ­нюю мозаику и остатки стѣнъ древ­ней христіанской церкви Ш - начала IV вѣка. Какъ извѣстно, христіанскіе культы въ Римской имперіи были за­прещены до 313 года[1], поэтому пер­вые христіане собирались на молит­вы въ катакомбахъ или въ частныхъ домахъ. Наиболѣе значительныя археологическія находки отправляются изъ Мегидо въ залы и хранилища крупнѣйшаго государственнаго Му­зея Израиля въ Іерусалимѣ. Замѣчу, что послѣ посѣщенія этихъ двухъ музеевъ и изученія тамъ матеріаловъ, связанныхъ съ Мегидо, трудно согласиться съ авторами ста­тьи объ Армагеддонѣ въ «Право­славной энциклопедіи» (М., 2001 г., т. Ш., сс. 283-284), гдѣ, напримѣръ, безосновательно утверждается, что «г. Мегидо не располагался на горѣ», «...Армагеддонъ можно разсматривать какъ указаніе на гору Кармилъ, недалеко отъ подножія к-рой распо­лагался Мегиддо». Кстати, отъ этой горы до Мегиддо нѣсколько десятковъ километровъ.

При царѣ Соломонѣ Мегидо былъ однимъ изъ самыхъ мощныхъ городовъ-крѣпостей. Онъ назывался еще «Городомъ колесницъ», ибо здѣсь царь держалъ тысячи колес­ницъ и лошадей. На самомъ холмѣ сегодня видны столбы для привязыванія лошадей и каменныя корыта для ихъ корма, много ступенчатыхъ подъемовъ и спусковъ, тамъ и сямъ разбросаны основанія разбитыхъ колоннъ у нѣкогда расположеннаго здѣсь большого дворца. Небольшія финиковыя пальмы, по разсказамъ Игоря Торика, выросли на вершинѣ кургана изъ косточекъ, выброшенныхъ рабочими - арабами, копав­шими съ археологами на этомъ мѣстѣ. Въ разные годы археологи обнаружили остатки древнихъ городскихъ воротъ и стѣнъ разныхъ періодовъ, въ томъ числѣ и временъ царя Соломона, каменные фундамен­ты старыхъ домовъ и круглыя святи­лища, крупное зернохранилище семиметровой глубины, различныя украшенія, человѣческія кости, черепа животныхъ.

Въ одномъ изъ египетскихъ документовъ разсказывается, что отъ 3 до 5000 лѣтъ назадъ во время воен­ной кампаніи египетскаго фараона Тутмоса III, его трофеи составляли около двухъ тысячъ головъ разнаго скота, 20 съ половиной тысячъ овецъ, около 400 лошадей, 6 боевыхъ коней, 2 украшенныя золотомъ колесницы и 30 колесницъ союзниковъ и около 900 колесницъ разбитаго войска.

Въ окружающей Мегидо цвѣтущей долинѣ протекаетъ узкій ручей Кини. Неслучайно впечатляющимъ и хорошо сохранившимся сооруженіемъ въ Мегидо является наклон­но вырытый 70-тиметровый высокій туннель для подвода къ городу воды (вспомнимъ «воды Мегиддонскія»). Благодаря такой конструкціи можно было во время осады города добрать­ся до воды внѣ его крѣпостныхъ стѣнъ. Эта система водоснабженія, построенная 2700 лѣтъ назадъ, удивляетъ точностью инженернаго разсчета.

На смотровой площадкѣ, распо­ложенной на вершинѣ Мегидо, даже въ жаркую погоду ощущаешь въ жи­вописной долинѣ дуновеніе легкаго вѣтра. Въ воздухѣ летаетъ пыльца, доносящая различные запахи полевыхъ цвѣтовъ. Въ знойные дни ми­ражи превращаютъ горизонтъ въ плавающій на водѣ коверъ. Нѣсколько небольшихъ финиковыхъ пальмъ среди высохшихъ на солнцѣ колючихъ растеній напоминаютъ трагедію лермонтовскаго стихотворенія о трехъ пальмахъ. Отсю­да открывается неповторимый видъ на цвѣтущую равнину - мѣсто дѣйствія многихъ значимыхъ библейскихъ событій. Здѣсь на исходѣ временъ по Апокалипсису произойдетъ эсхатологическая битва съ участіемъ «царей всей земли обѣтованной» (Откр. 16, 14-16). Кстати, Игорь Торикъ разсказываетъ, что такіе древніе источники, какъ руко­писи ессеевъ изъ Кумрана, объявляютъ Мегидо мѣстомъ послѣдней битвы силъ добра съ силами зла. Св. Андрей Кессарійскій пишетъ въ своемъ трудѣ, что «Армагеддонъ означаетъ разсѣченіе или убійство. Со­бранные діаволомъ и приведенные на это мѣсто народы будутъ избиты, ибо онъ утѣшается человѣческой кровью»... <…>

Анатолій Холодюкъ Германія, 2007 г.

«Православная Русь», № 3, 2007 г.

    

[1] От Редакции: Миланскій эдикт учредил религиозную свободу с возвращеніем христианам конфискованного у них имущества.

    .�՝�1Y�H

Comments for this post were locked by the author