Покровъ Пресвятыя Богородицы надъ Россіей.

Какъ православная Греція издревле почитала Богоматерь сво­ею особенною покровительницею, Которой Константинъ Великій посвятилъ и новую столицу свою — Константинополь, такъ и христіанская Россія, съ самыхъ первыхъ временъ, чтила ту же небесную Царицу, какъ первую свою Покровительницу и защит­ницу. Великіе князья наши Ей посвятили первые, знаменитѣйшіе храмы: храмъ Десятинный-Владиміровъ украшался Ея святымъ именемъ; соборы Софійскіе въ Кіевѣ и Новгородѣ храмовымъ праздникомъ славятъ Рождество Ея; великая Кіево-печерская церковь посвящена памяти Ея Успенія и сохраняетъ съ древнѣйшихъ временъ чудотворную икону Успенія, которою, какъ говоритъ преданіе, Сама Богоматерь благословила св. обитель Кіево-пе­черскую, а съ тѣмъ вмѣстѣ и все отечество наше. Посвящая хра­мы имени Богоматери, Россія посвящала Ей и особенныя торже­ства, или праздники. Къ нимъ прежде всего должно отнести пра­здникъ Покрова Пресвятой Богородицы. Извѣстно, что въ самой Греціи нѣтъ сего праздника, а въ Россіи онъ существуетъ съ Древнѣйшихъ временъ.

Къ праздникамъ въ честь Богоматери, собственно Россій­скимъ, относится еще праздникъ иконы Казанской, октября 22 и іюля 8, а сверхъ того относятся и многіе другіе, болѣе мѣстные у насъ, праздники въ честь различныхъ иконъ Богородицы — чудотворныхъ. Великое множество самыхъ сихъ иконъ, по всей Россіи извѣстныхъ, доказываетъ также особенное покровитель­ство Пресвятой Дѣвы православному отечеству нашему.

Изъ безчисленнаго множества чудесъ Покрова Богоматери надъ Россіею припомнимъ здѣсь только нѣкоторыя, особенно достопамятныя въ исторіи отечества нашего.

Въ 1170 году Новгородцамъ угрожала совершенная гибель. Сильное войско, подъ предводительствомъ храбраго Мстислава Андреевича, окружало и тѣснило Новгородъ до того, что близокъ былъ роковой часъ для Новгородцевъ. Но въ ночь, передъ рѣшительнымъ сраженіемъ, Архіепископъ Новгородскій Іоаннъ получилъ откровеніе, и наученный имъ, въ день сраженія вынесъ чудо­творную икону Богоматери изъ церкви с. Спаса, что на Ильин­ской улицѣ, и поставилъ ее на городскомъ укрѣпленіи. Тогда открылось дивное зрѣлище: икона сама обратилась лицемъ къ городу и источала слезы. Это знаменіе милосердія Божіей Ма­тери воодушевило Новгородцевъ: и ихъ мужество, соединенное съ благочестіемъ, доставило имъ совершенную побѣду. Въ память сего событія установлено празднество въ 27 день ноября — въ честь иконы знаменія Пресвятой Богородицы.

Не менѣе достопамятно чудо отъ иконы Костромской, называемой Ѳеодоровской, бывшее въ 13-мъ вѣкѣ. Татары, опустошившіе Россію, приступили и къ Костромѣ. Тогда князь Василій костромской, отражая Богопротивныхъ враговъ, противопоста­вилъ имъ чудотворную икону Богоматери Ѳеодоровскую. Враги, увидѣвъ огненные лучи, исходившіе отъ св. иконы, поражены были страхомъ и предались бѣгству.

Во время татарскаго нашествія спасенъ и Смоленскъ защитою Богоматери. По сказанію лѣтописи костромской, когда Батый пришелъ къ Смоленску, одинъ причетникъ слышалъ голосъ отъ св. иконы Богородичной, повелѣвающій ему найти во градѣ св. Меркурія и призвать его во храмъ. Здѣсь предъ иконою, полу­чивъ наставленіе Богоматери, Меркурій вышелъ ночью въ станъ враговъ и убилъ въ числѣ многихъ исполина татарскаго. Нако­нецъ когда насталъ день и Татары приступили къ городу, они увидѣли съ Меркуріемъ множество молніеносныхъ воиновъ, а вмѣстѣ съ ними величественную, солнцеобразную Жену, и убивъ одного св. Меркурія, бѣжали со страхомъ.

Побѣда на Куликовомъ полѣ надъ Мамаемъ (8 сентября 1380 г.) одержана съ помощію тойже Пресвятой Защитницы Россіи. Герой Донской, великій князь Димитрій Іоанновичъ, отъ вѣры донскаго войска вѣрою же принялъ въ даръ икону Богоматери: и сею вѣрою обратилъ въ бѣгство полки чуждихъ (Евр. 11, 34). Вѣра къ тойже иконѣ Донской способствовала и царю Ѳеодору Іоан­новичу, 1591 г. въ побѣдѣ надъ Крымцами — на томъ мѣстѣ, гдѣ нынѣ Донской монастырь (См. Чет. Мин. и пролог. Авг. 19).

Славна въ исторіи нашей осада Пскова 1581 года; дивны под­виги героевъ нашихъ, отразившихъ грозныя силы Баторія. Но и этою славною побѣдою Россія одолжена своей небесной Покро­вительницѣ. Уже стѣны Псковскія падали, враги вторглись въ городъ, и наши храбрые воины начали отступать. Тогда благо­честивый герой, князь Скопинъ-Шуйскій, указалъ отступающимъ на образъ Богоматери и мощи св. Всеволода. Русскіе воскликнули: не предадимъ Богоматери и св. Всеволода! и — враги были про­гнаны.

Достопамятна для отечества нашего и икона Тихвинская. Обитель, ее хранящая, нѣсколько разъ отражала нападенія Шведовъ. Повѣствуютъ, что въ 1615 г., когда Шведы устремились на св. обитель, бывшіе въ ней хотѣли уже бѣжать и унесть съ собою чудотворную икону, но никакъ не могли сдвинуть ее съ мѣста. Заключивъ изъ сего, что Богоматерь не хочетъ оставлять обитель, русскіе отрядили нѣсколько человѣкъ для осмотра силъ непрія­тельскихъ. И чтожъ? небольшой отрядъ показался Шведамъ столь великимъ войскомъ, что они пришли въ страхъ и бѣжали. Царь Михаилъ Ѳеодоровичъ весьма уважалъ икону Тихвинскую. Предъ нею молился онъ, когда хотѣлъ заключить миръ съ Швеціею, и съ помощію Богоматери заключилъ его благополучно, 1617 года.

Но знаменитѣйшая изъ всѣхъ въ нашей исторіи отечественной, безъ сомнѣнія, есть икона Владимірская, украшающая Москов­скій соборъ Успенскій. Андрей Георгіевичъ Боголюбскій вывезъ ее изъ Вышгорода 1155 года въ Суздальскую землю и, построивъ городъ Боголюбовъ близь Владиміра и церковь во имя Рождества Богоматери, внесъ икону въ новосозданную церковь. Съ этою иконою онъ выходилъ противъ Болгаръ 1164 г. и одержалъ надъ ними побѣду. Перенесенная потомъ во Владиміръ, святая икона была уже прославлена многими чудесами Пресвятой Дѣвы, когда Москвитяне прибѣгли къ ней съ своими молитвами при наше­ствіи Тамерлана (1395 г.). Сынъ героя Донскаго, великій князь Василій Димитріевичъ возложилъ всю надежду на помощь Бого­матери и для ободренія столицы велѣлъ перенесть св. икону изъ Владиміра въ Москву. Все духовенство, бояре и народъ встрѣтили ее 26 августа (на мѣстѣ, гдѣ нынѣ монастырь Срѣтенскій), съ колѣнопреклоненіемъ и со слезами молились о спасеніи, и не обманулись въ своей надеждѣ на помощь Пресвятой Заступницы. Лѣтописцы пишутъ, что Тамерланъ видѣлъ во снѣ высокую гору и съ вершины ея идущихъ многихъ Святителей съ златыми жезлами, а надъ ними на воздухѣ величественную и благолѣп­ную Жену съ тьмами молніеобразныхъ воиновъ, которые всѣ устремились на Тамерлана. Врагъ Россіи, гонимый небеснымъ гнѣвомъ, удалился. Икона Владимірская послѣ сего поставлена была навсегда въ Успенскомъ соборѣ и въ честь ея установленъ праздникъ 26 августа. И въ послѣдствіи времени Россія нерѣдко обращала на нее молитвенные взоры, особенно въ дни обще­ственныхъ бѣдствій. Предъ нею молился великій князь Іоаннъ Васильевичъ, при нашествіи Ахмата (1480 г.), и въ честь ея установилъ празднество іюня 23, когда избавился отъ враговъ. Предъ нею царь Іоаннъ Васильевичъ заставлялъ присягать вое­водъ своихъ, которыхъ посылалъ спасать Псковъ (1581 г.), и взялъ съ нихъ клятву въ томъ, что они ни за что не предадутся Баторію. Предъ Ея же священнымъ ликомъ Патріархъ Іовъ, въ то время, какъ мятежники свергли съ престола царя Ѳеодора Борисовича и присягнули Лжедимитрію, въ послѣдній разъ свидѣтельствовалъ истину, когда, сложивъ съ себя панагію и положивъ ее къ чудотворной иконѣ, воскликнулъ: «здѣсь, предъ сею иконою, удостоенъ я сана архіерейскаго, и 19 лѣтъ хранилъ цѣлость вѣры; теперь вижу бѣдствіе Церкви, торжество обмана и ереси: Мати Божія! Спаси православіе!» Къ этой иконѣ при­бѣгали вѣрные съ моленіемъ и во время междуцарствія. Войска наши, собранныя для избавленія Москвы, занятой Поляками, приготовляли себя къ сраженію постомъ и молитвами къ Бого­матери. Въ тоже время въ самой Москвѣ, въ видѣніи греческому Архіепископу Арсенію, предвозвѣщено было, что по молитвамъ Богородицы и святыхъ Чудотворцевъ Московскихъ Богъ пре­дастъ столицу православнымъ. Такимъ образомъ воинство право­славное, укрѣпившись молитвами и еще болѣе ободренное вѣстію объ откровеніи Арсенію, смѣло пошло на враговъ и исхитило изъ рукъ ихъ Москву (октября 22, 1613 г.).

Не благодать ли Богоматери, изливаемая отъ чудотворной Ея иконы, покрывала воиновъ нашихъ и на поляхъ Бородинскихъ? Съ нами Богъ, восклицали Русскіе въ великую годину искуше­нія и съ нами Божія Матерь, — и воины наши безстрашно шли противъ всемірнаго врага, имѣя среди себя залогъ покровитель­ства небеснаго въ иконѣ Владимірской, а Москвитяне, зная, что эта святыня Россіи оставила Москву, оставляли столицу съ твердою надеждою возвратить ее опять съ помощію Богоматери.

Кто изъ православныхъ и нынѣ не прибѣгаетъ къ святымъ иконамъ Божіей Матери? не Ей ли посвящаются у насъ великолѣпнѣйшіе храмы? и самое большее собраніе молящихся бываетъ не во дни ли празднествъ въ честь Ея? Ей, Покровительницѣ Россіи, любятъ православные приносить Акаѳистово пѣніе; Ее прославляютъ какъ избранную Воеводу, избавительницу отъ злыхъ. Въ честь Ея они особенно любятъ пѣть, извѣстный почти каждому въ Россіи, тропарь: Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всѣхъ молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всѣмъ твориши спастися, въ державній Твой покровъ при­бѣгающимъ! Всѣхъ насъ заступи, о Госпоже Царице и Влады­чице, иже въ напастехъ и въ скорбехъ и болѣзнехъ обременен­ныхъ грѣхи многими, предстоящихъ и молящихся Тебѣ умилен­ною душею, и сокрушеннымъ сердцемъ, предъ пречистымъ Тво­имъ образомъ со слезами, и невозвратно надежду имущихъ на Тя избавленія всѣхъ золъ. Всѣмъ полезная даруй, и вся спаси Богородице Дѣво: Ты бо еси Божественный покровъ рабомъ Твоимъ!

«Православная Жизнь», № 10, октябрь 1971 г.

Comments for this post were locked by the author