?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

July 2018

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Из истории Молдовской епархии РПЦЗ(В) – Часть VII

«Третий путь» в Молдовии - Елены ЗАМУРА и Инны ШЕБЕК - март 2007 г.

Интервью секретаря Молдовской епархии после решения Европейского Суда Прав Человека в пользу Молдовской епархии РПЦЗ.

Пока православные выбирали между молдавской и бессарабской митрополией, крестьяне села Биличений Векь района Сынджерей присоединились к истинно православной церкви. Истцы из Биличений Векь выиграли дело в ЕСПЧ. Страсбург обязал Кишинев зарегистрировать церковь.

Епископ Антоний из района Сынджерей руководит паствой в Париже, Брюсселе, городах России, Украины, Белоруссии, Стран Балтии. Коммуна Биличений Векь вошла в Европу раньше Республики Молдова. Приверженцы Истинно православной церкви в Молдове (под юрисдикцией Российской православной церкви за рубежом, РПЦЗ), жители села Биличений Векь района Сынджерей, выиграли процесс в ЕСПЧ. Теперь правительство обязано зарегистрировать церковь. Борьба за право регистрации продолжалась 10 лет, рассказал секретарь епископии Бельцской и Молдавской епархии ИПЦ Аркадий Ковалев.

Все эти годы церковь существовала де факто. Государство отказывалось ее признавать. Пастыри и паства прошли все национальные судебные инстанции и в 2002 году завершили свой крестный путь, после чего подали иск в ЕСПЧ. Истцы -10 жителей коммуны Биличений Векь - обвинили государство, в частности, в нарушении ст. 9 (свобода мысли, совести и религии) Европейской конвенции по защите прав человека и его основных свобод.

Мы спросили Аркадия Ковалева о том, что он думает по поводу решения ЕСПЧ. Секретарь епископии только вздохнул: «Верующие с Божьей помощью добились правды. Однако вдруг правительство решит не подчиняться решению ЕСПЧ?».

Об истинно православной церкви в Молдове мало кто слышал. Она с 1997 года находится под юрисдикцией Русской православной церкви за рубежом. Руководит ею епископ Антоний (Андрей Рудей).

Напомним, что после 1917 года русское православие разделилось на Московский патриархат (РПЦ) и Русскую православную церковь за рубежом (РПЦЗ). Первая обвиняла оппонентов в монархизме и контрреволюции, вторая - в подчинении большевистскому режиму. Отметим, что именно РПЦЗ принадлежит идея канонизации Романовых, с которой РПЦ и поныне не согласна.

В годы перестройки началось сближение между РПЦ и РПЦЗ. Интеграционные процессы ускорились с 2003 года, после того, как президент РФ Владимир Путин передал письмо московского патриарха Алексия II главе РПЦЗ, митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому Лавру. Лавр посетил Москву... и был обвинен в связях с российскими спецслужбами. 17 мая этого года в день праздника Вознесения Господня в Москве, в Храме Христа Спасителя, должно состояться подписание Акта о каноническом общении. Таким образом, будет положено начало процессу реинтеграции двух церквей.

Однако не все этим довольны, рассказывает Аркадий Ковалев. В среде духовенства и мирян начались оживлённые дебаты по поводу отказа РПЦ выйти из всемирного совета церквей и других экуменических организаций. Объясним тем, кто не знает: экуменизм - движение за объединение церквей всех конфессий - РПЦЗ осудила как ересь. «Проводятся общие службы, но при этом никто еще не вышел из другой конфессии и не принял православие! - говорит Ковалев. - Так какой смысл?». Кроме того, РПЦЗ оспаривает «молитвенное вознесение» имени Патриарха Алексия II, утверждая, что есть документальные свидетельства его связей с КГБ. Архиереев РПЦЗ беспокоит то, что все назначения в РПЦЗ, в особенности первоиерарха и епископов, должны будут утверждаться в Москве.

Корень главного противоречия между РПЦ и РПЦЗ лежит в далеком прошлом. РПЦЗ осуждает политику церковно-политических компромиссов РПЦ с коммунистическим сталинским режимом и именует эту политику «сергианством». Сергий (Страгородский) был движущей силой организации известного события в истории РПЦ - секретной встречи трех митрополитов со Сталиным в Кремле в ночь на 4 сентября 1943 года. В совещании принимали участие Вячеслав Молотов, министр иностранных дел, и Георгий Карпов - генерал НКВД, курировавший РПЦ.

Результатом ночного сговора стало изменение статуса РПЦ в СССР. Под нажимом Сталина был созван архиерейский собор, на котором 8 сентября 1943 года недемократичным открытым голосованием Сергия избрали патриархом Московским и всея Руси. После этого для контроля за церковью по приказу Сталина был создан совет по делам РПЦ при СНК СССР (с 1965 года - совет по делам религий при совете министров СССР; в Молдове такой тоже был при совете министров МССР), который возглавил тот же генерал Карпов. РПЦЗ утверждает, что до самого своего роспуска в 1991 году совет являлся по сути филиалом КГБ, следил за духовенством и формировал кадры епископата, отбирая для этого лояльных. С раскрытием архивов КГБ СССР и совета по делам религий выяснилось, что некоторые клирики и епископы РПЦ являлись осведомителями и агентами КГБ.

В Молдове сейчас представлены пять ответвлений православия: Молдавская митрополия, Бессарабская митрополия, истинно православная Церковь, старообрядчество и армяно-грегорианская церковь. Молдавская митрополия, претендующая на статус носителя «государственной религии», активно лоббирует свои интересы в кулуарах власти, враждует с Бессарабской митрополией и даже требует «выселить» старообрядцев из старейшей в Кишиневе Мазаракиевской церкви. Много лет именно Молдавская митрополия препятствовала регистрации Бессарабской митрополии. Церкви -антагонисты пытались переделить православные храмы и приходы. Иные священники вооружались и вели прихожан «на бой кровавый, святой и правый». Чего только не было!

По словам Аркадия Ковалева, истинно православная церковь не намерена входить в конфронтацию с властями и другими церквями. А что, собственно говоря, делить? Бог-то один, да и православная доктрина - одна на всех. Только вот интересы у политиков разные. В Европе, на которую наша страна так хочет походить, религию с политикой давно уже не смешивают.

Кстати, о Европе. Епископ Антоний, рукоположенный в Париже, из своей резиденции в Биличений Векь руководит приходами в столицах Франции и Бельгии, в городах России и Украины, создает приходы в Белоруссии и странах Балтии. Так что эту церковь вполне можно назвать европейской, а Биличений Векь в некотором смысле - центром Европы (за ответственностью журналистов – ред.). В Молдове приходы ИПЦ есть еще в Бельцах, селах Григоровка и Петровка района Сынжерей, нескольких селах района Анений Ной. В Биличений Векь епископ Антоний служит в старинном православном храме Архистратигов Михаила и Гавриила, построенном еще при царе Николае II . Как-то сюда приезжал митрополит Владимир с предложением отдать предпочтение Молдавской митрополии, но биличенцы не захотели.

Секретарь епархии Аркадий Ковалев - мирянин, врач по профессии, председатель национальной ассоциации здоровья семьи. По его словам, главная задача ИПЦ - нести людям духовное спасение, учить отличать добро от зла, выполнять гуманитарную миссию, участвовать в решении социальных проблем наряду с государством. Алексей Козма, примар коммуны Биличений Векь, подчеркнул, что никогда не мешал приверженцам ИПЦ собираться и молиться. По его мнению, религия - это тонкая материя. Что касается сельчан - они очень довольны решением ЕСПЧ и надеются на то, что правительство более не будет препятствовать ИПЦ в регистрации. Елена ЗАМУРА, Инна ШЕБЕК

 


Comments