?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

July 2018

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Приснопамятный о. Сергий Орлов, настоятель Женевского храма.

Слово сказанное еп. Леонтием в Женевском храме в 11-ю годовщину смерти о. Сергия Орлова перед совершением панихиды.

В сегодняшний день, 11 лет тому назад, скончался Настоятель сего храма незабвенный отец Протопресвитер Сергий Орлов. За эти долгие годы значительно переменился состав прихода, новые члены его не знают покойного Пастыря, и потому перед совершением панихиды нам хочется краткими словами начертать его духовный облик.

Отец Протопресвитер происходил из благочестивой семьи благоговейного священника города Зарайска, Рязанской губернии. Уже с младенчества, с молоком матери, он впитал в свое сердце любовь к тому древнему благочестию, на котором строилась Св. Русь. От молитвенного своего отца и матери он с отрочества приучен был к молитве, к любви Дома Божия, благоговейному послушанию церковной власти и почитанию священных канонов. Учась в школе, талантливый юноша опередил многих сверстников и закончил курс Дух. Академии с званием магистра богословия. Благочестие и одаренность молодого магистра заставили обратить на него внимание церковных властей, что послужило поводом к избранию его для служения при заграничных церквах. В то время, как известно, для такой миссии избирались только выдающиеся воспитанники академий, т. к. они заграницей, перед лицом инославного Запада, были представителями Православной Восточной Церкви.

Заграничное служение покойного проходит через Константинополь, Ментону во Франщи и Брюссель и приводит его в Женеву. Сюда прибывает молодой Протоиерей в 1905 году и с тех  пор до самой смерти в течение 38 лет трудится со всем свойственным ему пастырским усердием на благо сего прихода. Это было трудное время! Начало политических брожений в России, а заграницей средоточие враждебных православному монархическому строю сил - именно в Женеве. Эти террористические силы проявляли свое враждебное отношение и к нашему храму, а однажды даже, в святую ночь Пасхи, вокруг храма, в темных улицах, чтобы нарушить святость момента, подняли стрельбу, так что пришлось прибегнуть к вмешательству полиции. Требовалась большая мудрость и выдержка покойного Настоятеля, чтобы с одной стороны не раздражать террористов, злоупотреблявших свободой, а с другой - обеспечить мирное существование прихода. - С первого же года своей пастырской работы в Женеве о. Серий заботится о неимущих членах прихода и для оказания помощи им учреждает в 1908 году при приходе Благотворительное Общество - Попечительство, существующее и до сего дня, уже в течете 47 лет.

После скорбных лет войны происходит печальное крушение Российской империи и волны беженцев устремляются на запад в поисках пристанища. Подобно древнему Иосифу, принимавшему в Египте своих братий, бежавших от голода в Ханаанской земле, отец Протопресвитер проявляет широкую деятельность по приему и устройству тех своих братьев, которых волны эмиграции забросили в гостеприимную Швейцарию. Пользуясь необычайным уважением и доверием кантональных властей, он устраивает правовое положение беженцев, которые, чувствуя постоянные заботы своего пастыря, привязывается к нему благодарным сердцем и объединяются вокруг него, как около своего отца. Новые условия жизни, после крушения Родины, дают повод отцу Протопресвитеру заняться пересмотром и упрочением правового положения храма и прихода. В последнем выбирается Приходский Совет, а также и Сестричество, ведущее разностороннюю работу по приходской жизни.

Но вот наступают печальные годы церковных разделений. С болью в сердце переживает их покойный. С детства приученный почитать церковные каноны и оказывать послушание священноначалию, он глубоко страдает, видя, что главным нарушителем послушания и возглавителем разделения является лицо, облеченное в епископский сан. Страдания пастыря увеличиваются тем обстоятельством, что это лицо является его духовным сыном и как бы обращается к нему за поддержкой. Движимый пастырской совестью, покойный пишет пространные письма, в коих пытается пробудить у своего духовного сына добрые чувства благоговейного почитания священных канонов и привести его на путь послушания Церкви. Особенной силой отличается письмо, вынужденное предложением дать подписку в лойяльности Советскому Союзу. Отец Протопресвитер дает ясный и категорический отказ, чем навсегда отныне прерывается его общение с его мятежным духовным сыном, ставшим открыто после этого на путь церковного раскола. Все эти скорби глубоко ранят сердце любвеобильного пастыря и до конца жизни вызывают горький осадок.

В самоотверженной пастырской работе проходят последние годы. Отец Протопресвитер как бы пожинает плоды своих трудов и утешается миром и сплоченностью прихода. Кстати сказать, эта объединенность прихожан вокруг своего духовного главы, эта сплоченность и связанность всех в одну приходскую семью, является характерной особенностью женевского прихода, и когда Господь нас привел сюда, то мы подлинно удивились тому единодушию, которое царило здесь среди прихожан, монолитно сплоченных около своего настоятеля. Это, конечно, является результатом деятельности здесь покойного, полагавшего душу свою за чада своя и в основу строительства приходской жизни всегда клавшего любовь. Это чувство было особенно ему любезно, ибо как бы от Господа он получил дар любви, которую возвещал и своею жизнью, и отношением к людям, и своими поучениями. Характерно, что последние слова, как бы завещание приходу, сказанные им уже на смертном одре, были именно о любви, о том, что только на этом чувстве можно строить всякое здание общественной жизни, ибо «любовь николиже отпадает».

Но вот наступил нынешний печальный день, когда в три часа дня колокол храма возвестил православным женевцам, что они осиротели. К погребению о. Протопресвитера собралось в Женеву множество его почитателей и духовных чад из разных больших и малых городов Швейцарии. Из заграницы никто не мог прибыть, ибо это были годы войны. Торжественный чин отпевания при наполненном до отказа храме был не столько скорбным прощанием с уходящим, сколько подлинным торжеством Церкви, радующейся и торжествующей о переходе к вечному блаженству одного из Ее воинов, который может сказать о себе вместе с anoстолом: «подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох».

«Церковный Голос», 25 декабря 1955 г., под редакцией Преосв. Леонтия Епископа Женевского


Comments