?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2018

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Письма Митроп. Кирилла - 1929 г. - 1937 г.

 

Кирилл (Смирнов), Митрополит Казанский и Свияжский, завещанием Патриарха Тихона (от 25 декабря 1924 г. / 7 января 1925 г.) был назначен первым кандидатом в местоблюстители патриаршего престола в случае смерти Патриарха, но ввиду своего ареста не мог занять этого места.

Впервые он был арестован в Москве в 1919 г. еще до отъезда на свою кафедру. В 1920 г. выпущен, поехал в Казань. Через несколько месяцев был снова арестован по обвинению в принятии для духовенства голодавшей епархии продуктов американской организации помощи – АРА. В 924 г. за непризнание обновленчества ему было обещано следователем Тучковым – «сгноить в тюрьме». Был в ссылке, где страдал болезнью почек, написал обличительное послание Митроп. Сергию из Енисейска (30 окт./12 нояб. 1929 г) и письмо еп. Дамаскину (6/19 июня 1929 г.). По первоначальным сведениям умер в ссылке в 1936 г. По данным 1937 г. из СССР, был расстрелян по приказу из Москвы сразу после назначения на пост наркома НКВД Ежова, как «главный вдохновитель» катакомбной церкви, сам посылавший свои послания нелегально против Митроп. Сергия. Великий Праведник, отец Иоанн Кронштадский перед своей кончиной просил, чтобы его отпевал Епископ Кирилл Гдовский, тогда викарий Петроградский. Он знал высокую душу этого Святителя.

Из писем Митрополита Кирилла имеются в нашем распоряжении одно послание – копия распоряжения по Казанской Епархии на имя викарного епископа Афанасия от 2/15 мая 1929 г., посланное Митроп. Сергию из ссылки, из Туруханского района Краснодарского округа. Другое письмо – «отзыв» или ответ Митрополита Кирилла Митроп. Сергию из Енисейска от 30 окт. /12ноября 1929 г. И есть выписка из письма Митроп. Кирилла кому то в его Епархии от 7-го февраля 1929 г. Смысл Митроп. Кирилла против действий Митроп. Сергия заключаются в раскрытии того, что последний, приняв курс церковного управления в согласии с большевиками, учредил при себе Синод только для прикрытия своих самовластных действий, не имея на все это никакого права.

 

Из писем-посланий Митрополита Кирилла

«1- Недоумение об отношении к митрополиту Сергию и возглавляемой им церкви могло возникнуть только потому, что верующие почувствовали в административно-церковной деятельности Митроп. Сергия превышение тех полномочий, какие предоставлены ему званием Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола. Для меня лично не подлежит сомнению, что никакой заместитель по своим правам не может равняться с тем, кого он замещает, или совершенно заменять. Заместитель назначается для распоряжения текущими делами, порядок решения которых точно определен действующими правилами, предшествующей практикой и личными указаниями замещаемого. Никаких так сказать учредительных прав вроде реформ существующих служебных учреждений, открытия новых должностей и т.п., Заместителю не может быть предоставлено без предварительного испрошения и указания замещаемого. Коренное же изменение самой системы Церковного Управления, на что отважился Митроп. Сергий, превышает компетенцию и самого Местоблюстителя Патриаршего Престола.

Посему до тех пор, пока Митроп. Сергий не уничтожит учрежденного им Синода, ни одно из его административно-церковных распоряжений, издаваемых с участием, так называемого Врем. Патр. Синода, я не могу принять для себя обязательным к исполнению.

Такое отношение к Митроп. Сергию и его Синоду я не понимаю как отделение от руководимой Митроп. Сергием части Православной Церкви, т.к. личный грех Митроп. Сергия относительно управления Церковью не повреждает содержимого и этой частью Церкви Православного догматического учения, - но я глубоко скорблю, что среди единомышленных Митроп. Сергию архипастырей, в нарушение братской любви, уже применяется по отношению к несогласным и обличающим их неправоту кличка отщепенцев-раскольников. Ни от чего святого и подлинно церковного я не отделяюсь ; страшусь только приступать и  прилепляться к тому, что признаю греховным по самому определению, и потому воздерживаюсь от братского общения с Митроп. Сергием и ему единомысленными архипастырями, т.к. нет у меня другого способа обличать согрешающего брата. Известные мне неоднократные попытки личных братских увещеваний, обращенных со стороны почившего ныне Митроп. Агафангела и Митроп. Иосифа с двумя его викариями, Арх. Угличского Серафима, Еп. Вятского Виктора, не могли вернуть митроп. Сергия на надлежащее место и к подобающему образу действий. Повторять этот опыт было бы бесполезно. Посему, подобно сим Архипастырям и вместе со вмеси, кто считает учреждение Врем. Патриаршего Синода погрешительным, воздержание от общения с Митроп. Сергием и с единомысленными ему архиереями признаю исполнением своего архипастырского долга, этим воздержанием с моей стороны ничуть не утверждается и не заподозривается яко бы безблагодатность совершаемых сергианами священнодействий и Таинств (Да сохранит всех нас Господь от таких помышлений). Но только подчеркивается нежелание и отказ участвовать в чужих грехах.

Посему литургисать с Митроп. Сергием и единомышленными ему Архипастырями я не стану, но в случае смертной опасности, с спокойной совестью приму Елеосвящение и последнее напутствие от священника Сергиева поставления или подчиняющегося учрежденному им Синоду, если не окажется в наличии священника, разделяющего мое отношение к Митроп. Сергию и т.н. Врем. Патриаршему Синоду.

2 – Богослужебное поминовение Митроп. Сергия рядом с митр. Кириллом, если таковое совершается кем либо в Казанской епархии, есть, конечно, плод недоразумения, созданного уверением будто Митроп. Кирилл единомыслен с Митроп. Сергием во всех его церковных мероприятиях. Для знающего же действительно образ мыслей Митроп. Кирилла такое поминовение было бы сознательным обманом по отношению к верующим, и есть грех.

3 - Поминовение предержащих властей духовенством, находящимся в Зырянской ссылке с 1923 г., совершалось по следующей формуле: На Великой Ектении – «о всех, иже во власти суть и еже возглаголати в сердце их благая и мирная о Церкви Святей – Господу помолимся»...

(Из письма от 2/15 мая 1929 г.)

__________________________

 

«Продолжаю думать и утверждать, что Вы действительно превзошли «всякую меру самовластия», посягнув на самые основы нашего патриаршего строя. Синода, с такими правительственными обязательствами, как при Вас учрежденный и действующий Синод, Русская Церковь не знала ни при Патриархе, ни при Митрополите Петре. В отличие от образа поведения Патриарха, делаете Синод Вашим соправителем, чтобы, как заявляете Вы, не править монархически. Но и почивший Патриарх не правил монархически. Он имел и постоянных около себя советников, называя совокупность их Синодом, пользовался для проверки своей архипастырской совести и суждениями прилучившихся архиереев, но никого не ставил рядом с собой для переложения ответственности со своей головы на другие. При нем все распорядительные решения по Церкви были и воспринимались ею как единоличные распоряжения Святейшего Патриарха. Вспомните хотя бы историю кратковременного существования в церковной жизни нового стиля. Введен он был с участием так называемого Синода, а отменен резолюцией Патриарха единолично. Наличие тревоги и опасений в церковном обществе заставляет Святейшего отказаться от мероприятия, вызывающего эти опасения.

Давно уже нет недостатка в выражениях перед Вами со стороны архипастырей, пастырей и мирян смущений, опасений и прямых протестов по поводу совершенной Вами реформы церковного управления. Оказавшись в положении, подобном тому, в каком Святейший нашел в себе мужество принять решение, последуйте для успокоения Церкви действительно примеру Святейшего, и если вместо радости учреждение Вами Синода возбуждает тревоги, опасения и страстные споры, найдите благовременным распустить Ваш Синод, успокойте смущенные души, с любовью отдавшиеся Вашему руководству, пока не становились Вы на путь ненужных новшеств. Думаю, что эти души их ничем не смущаемая совесть, в общении с Церковью и Ея служителями гораздо ценнее для Церкви и важнее для нашего общего в ней спасения, чем настойчивое сохранение в жизни церковной спорных учреждений, быть может полезных в некоторых житейских отношениях, но не могущих этой полезностью погасить вред, причиненный неподобающим порядком своего возникновения.

Этой психологии церковного общества Вы не могли не знать и не должны были в деле доверенного Вам управления Церковью прибегать к спорным экспериментам; или же должны были тотчас же отказаться от них, как только получили засвидетельствование их спорности, чтобы не стать тем, чем Вы теперь стали, т.е. главным виновником все усиливающегося пожара церковного бесчиния.

Воздерживаясь от совершения с Вами Литургии, я не считаю, однако, ни себя ни Вас стоящими вне Церкви. Я воздерживаюсь литургисать с Вами потому, что Тайна Тела и Крови Христовых будто бы не совершится при нашем совместном служении, а потому, что приобщение от Чаши Господней обоим нам будет в суд и осуждение, так как внутреннее настроение, смущаемое неодинаковым пониманием своих церковных взаимоотношений отнимает у нас возможность в полном спокойствии духа приносить милость мира, жертву хваления».

(Из письма от 30 окт. / 12 нояб. 1929 г.)

______________________

 

«Ожидание, что Митрополит Сергий исправит свои ошибки, не оправдались... и очень многие разобрались и поняли , что митрополит Сергий отходит от той Православной Церкви, какую завещал нам хранить Св. Патриарх Тихон, и следовательно для православных нет с ним части и жребия. Происшествия же последнего времени окончательно выявили обновленческую природу Сергианства».

(Из письма иеромонаху Леониду от 8 марта 1937 г.).

 

 

 

Comments