pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

По поводу «лазаревских» происков – сент. 2002 – Часть III

1. Письмо Еп. Владимира Архиеп. Варнаве.

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Варнаве, Архиепископу Каннскому и Европейскому

Дорогой о Господе, Владыко.

Получив от о. Вениамина и ознакомившись с Вашим обращением к трем преосвященным от 20 августа/2 сентября, и имея искреннее желание настоящего нашего единомыслия, а так же необходимость внести полную ясность по некоторым весьма важным церковным вопросам, считаю уместным братски поделиться с Вами и сообщить о том, что я лично не давал своего окончательного и положительного решения в вопросе признания хиротоний, совершенных преосвященными Лазарем и Вениамином. Несколько недель назад я имел беседу по телефону с о. Владимиром Клипенштейн, который просил меня, чтобы мы признали их хиротонии, однако я ему сразу же сообщил о том, что я, в принципе, был бы не против этого, но только после того, как свое согласие по этому вопросу, в первую очередь, выскажут Вл. Митрополит Виталий и Архиеп. Варнава, т.е. Вы, Владыко. Другими словами, я его отправил с этим вопросом к Первоиерарху и к Вам.

Хочу повторить свои слова, сказанные ранее о том, что вопрос связанный с епископскими хиротониями, должен решаться на Архиерейском Соборе, как это определено канонами и правилами Христовой Церкви. Поэтому любые попытки решения этих важных вопросов в обход церковных законов и вопреки соборности Церкви весьма чреваты в своих последствиях, вплоть до образования раскола. О чем в свое время я предупреждал как о. Владимира Клипенштейн, так и епископа Вениамина, и оба выразили со мною свое согласие, но, увы, почему-то впоследствии на деле поступили иначе.

Теперь относительно письма «от трех преосвященных». На это письмо, составленное Вл. Варфоломеем, и которое мне зачитал по телефону Вл. Сергий, я не давал никакого ответа, ни положительного ни отрицательного, но лишь только принял его к сведению. Думаю, что здесь вышла накладка, или досадное недоразумение. К тому же, совсем недавно со мной разговаривал Вл. Сергий и из этого разговора было определенно ясно, что нашей официальной позицией является та, которая была выражена в Определении архиереев РПЦЗ от 8/21 августа 2002 года. Остальные мысли и предложения, скорее - проявление обыкновенной христианской сердобольности, ибо если эта самая сердобольность была возможна по отношению к румынским новостильникам, то почему она может быть излишней в отношении к своим собратьям старостильникам, что является далеко не одинаковым в своей тождественности?

В последнее время, к сожалению, среди российских преосвященных мы наблюдаем особенно много неясности, хитрости, а то и просто откровенного лукавства. Наше желание единения в Истине и взаимного мира, увы, нередко воспринимается превратно, как полная поддержка всех их деяний, что, конечно же, не так; а наше несогласие с возможностью положения неканоничного основания в церковном строительстве, как какое-то оскорбление или вражда против их «епархиального», «правящаго» достоинства.

Но что самое печальное, так это то, что они в своих действиях не видят ничего незаконного и разрушительного, но, напротив, стараются оправдать себя, придумывая различные причины и несуществующие обстоятельства. Призывают к пути «евангельского доброжелательного взаимодействия с братьями-архипастырями, честного и открытого, гласного обсуждения с ними сложных и спорных вопросов», к пути «соборного единения..» (см. Обращение Воронежского епарх. собр. от 4-5/17-18 апр. 2002 г.), но в то же время несоборно, нечестно, неоткрыто, негласно, вне «евангельского взаимодействия», украдкой совершают хиротонии новых епископов, не соблаговолив не только не предоставить подробные данные на каждого из ставленников для тщательного обсуждения достоинства кандидатур всеми архиереями, но даже не удосужившись сообщить имена кандидатов Первоиерарху РПЦЗ Митрополиту Виталию!

Все же, уместно будет заметить, что об этих действиях непременно должен высказать свое окончательное решение именно Архиерейский Собор, как об этом официально заявил в своем письме от 7/20 августа к российским преосвященным Митрополит Виталий.

Вы, Владыко, заметили, что не все духовенство в России поддерживает их действия, скажу более, мне думается, что влл. Лазарь и Вениамин решились на эти хиротонии не только потому, что желают своей «автономии», но и для того, чтобы этими хиротониями постараться привлечь к себе то священство и тех мирян, доверие которых они утратили своей долгой неопределенностью, когда синод архиеп. Лавра восхитил власть у Митрополита Виталия. Теперь же они готовы (временно?) даже пожертвовать и своей «автономией» ради узаконения своих, скажем мягко, самостоятельных деяний.

 Меня глубоко волнует и огорчает, Владыко, также то обстоятельство, что между Европой и Америкой существует какое-то соперничество и противостояние. Разве это вопрос Св. веры? Нет! Ну а если это вопрос администрации, то у нас есть все возможности вести церковное строительство, не «ломая копья», а с терпением относиться к немощам собратьев, стараться поддерживать друг друга и с любовью покрывать недостатки и упущения.  

Смею Вас заверить, Владыко, что все мотивы моих более чем скромных стараний были всегда направлены не на что иное, как только на установление мира в среде нашей Зарубежной Церкви. Надеюсь на Вашу снисходительность и дальнейшее взаимопонимание.

Вашего Высокопреосвященства любящий собрат, +Епископ Владимир.
8/21 сентября 2002 г.

 

2. Из письма о. В. Жукова Алексею Лебедеву – 24.06.03

.... Вл. Сергий мне только что звонил. Домогался к Митрополиту еп. Вениамин, но его "перекинули" на Вл. Сергия. В этом деле Людмила Дмириевна была эффективна. А Владыке Сергию мы с о. Николаем подготовили аргументацию.

Еп. Вениамин старался прихорошиться, а потом: "вот вы будете хиротонисать, это незаконно! Как нам это уладить? Вот Вл. Митрополит нам дал благословение" и т.д.. Вл. Сергий дал должный ответ: "Митрополит Вам писал, что на все нужно соборное решение, вот Собор и постановил" - Потом он добавил: "что Вы от нас хотите, вы самостоятельны, так и живите спокойно, и нас оставьте". Тогда разразился вблизи голос Лазаря: «вы не законные! Что вы из себя представляете! Мы исповедники!» Итак Вл. Сергий получил сам доказательство того, что эти люди притворщики, и он сказал : "как же вы стремитесь к примирению, а нас так ругаете, зачем мы вам нужны?" и т.д. Кончилось тем, что Вл. Сергий сказал, что у нас Соборное постановление, если им нужно пусть напишут в Синод, или обратятся к о. Вениамину, секретарю Синода. Конечно ко мне они не обратятся.... Храни Вас Господь. Пр. В.


Subscribe
Comments for this post were disabled by the author