pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Category:

Интервью Митроп. Филарета в католическом еженедельнике «Публик». 30 октября 1970 г.

Влиятельный еженедельник "Публик", выходящий при поддержке римокатолического епископата Германии во Франкфурте-на-Майне, в своем выпуске от 30 октяб­ря поместил пространное интервью, которое Высокопреосвященнейший Митрополит Филарет, Первоиерарх Русской Церкви за границей, дал постоянному сотрудни­ку этого предназначенного для католической интеллигенции органа печати, г-ну Арнольду Швендтке. Журнал "Публик" создан всего два года тому назад, но уже расходится в 125.000 экземпляров. Ниже мы воспроизводим полный текст интер­вью, который можно использовать лишь со ссылкой на еженедельник "Публик".

Вопрос: Какова церковно-каноническая основа независимости Русской Православной Церкви, не подчиняющейся Московской патриархии ?

Ответ:   Предвидя приближение положения, при котором "Высшее Церковное Управление ... почему либо прекратит свою деятельность", Священный Синод и Высший Церковный Совет Русской Церкви, по благословению Святейшего Патриарха Тихона 20 ноября 1920 года особым постановлением вменили в обязанность епископам Русской Церкви, которые сохранят свободу действий, "организацию высшей ин­станции Церковной Власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях". Ответственность за организацию такой инстанции Постановление от 20 ноября 1920 года возлагало на "старейшего в означенной группе по сану Архиерея".

Различные запреты и прещения, которым впоследствии подвергала зарубежную церковную организацию Московская патриархия, все выносились в условиях несвободы и пленения патриархии и потому не могут отменить церковно-канонической основы существования свободной части Русской Церкви за границей - Постановления 20 ноября 1920 года. Этот документ не есть "предоставление прав свободным епископам на самоуправление, а вменение им в обязанность совершенно определенного пути, по которому они при всех обстоятельствах обязаны ид­ти, пока Церковь в самой России не станет свободной и не созовет своего свободного Поместного Собора, перед которым одним только зарубежная часть Рус­ской Церкви и должна будет отчитаться.  

Вопрос: Какие обстоятельства препятствуют сотрудничеству зарубежной части Русской Церкви с Московской патриархией ?

Ответ: "Что общего у света со тьмою ? Какое согласие между Христом и Велиаром / 2 Кор. гл.6, 14-15 /. Московская патриархия в ее нынешнем составе образуется из лиц, подобранных атеистической властью, абсолютно контролиру­емых ею и несвободных. "Выборы" патриарха ничем не отличаются от любых дру­гих "выборов", организуемых коммунистическими властями - будь то в Москве или в Восточном Берлине.

Главный признак несвободы патриархии тот, что она не только не прославляет бесчисленных новых мучеников Русской Церкви, но даже глумится над их па­мятью утверждая, что никаких гонений на Церковь в СССР нет и даже никогда не было. Более того, представители патриархии дерзают утверждать, будто Русская Церковь никогда еще не была так свободна, как именно под властью атеистической коммунистической диктатуры. Это их устами говорит не Церковь, а "лжец и отец лжи" / Евангелие от Иоанна, гл.8, 44 /. Сотрудничество с ними означало бы сотрудничество с ним.

Вопрос: Наряду с официально признанной церковной организацией в Советском Союзе существуют и группы церковной оппозиции. Чем это вызвано ?

Ответ:   Причины образования тайных общин "тихоновцев", "иосифлян", "Истин­но-православных христиан", "Истинно-Православной Церкви", "Истинно-право­славных христиан-странствующих" - те же, которые препятствуют свободной части Русской Церкви общаться с современными возглавителями Московской патриархии.

Документ, правдиво рисующий действительное положение дел в официально при­знаваемой властью части Русской Церкви - знаменитое письмо московских свя­щенников Николая Эшлимана и Глеба Якунина Патриарху Алексию, написанное в конце 1965 года. Документ, подписанный группой мирян Вятской /"Кировской"/ епархии в 1966 году и обращение православных мирян города Нижнего Новгорода /"Горького"/, попавшее на Запад в 1968 году, - свидетельства того, что по­ложение официально признанной, но зато полностью контролируемой части Рус­ской Церкви с тех пор никак к лучшему не изменилось. Отправлен в концентра­ционный лагерь 67-летний инициатор Вятского документа преподаватель матема­тики Борис Талантов; арестован церковный публицист Анатолий Левитин, талант­ливые статьи которого в защиту Церкви по всей России распространяются в пе­репечатываемых на машинке списках.

Помимо этих сравнительно хорошо известных и за границей церковных деятелей, подвергаются арестам и помещению в тюрьмы и лагеря сотни, если не тысячи стойких священников, монахов и мирян - в том числе женщин. Известный своим жестоким режимом лагерь "17 а" в поселке Озерном в Мордовии в течение ряда лет был целиком  отведен под содержание заключенных женщин, преследуемых за стойкую защиту Церкви и отстаивание своего права воспитывать в духе христи­анства своих детей.

В общинах /и даже монастырях/ "Истинно-Православной Церкви" и других тайных ветвей Русской Церкви мы знаем мало. Чаще всего мы узнаем о них, когда вла­стям удается раскрыть и уничтожить такие общины. Сообщения о подобных "до­стижениях" далеко не всегда публикуются, а если и публикуются, то в местной печати советской провинции. Местные газеты за границу посылать запрещено.

Тем не менее, на основании этих фрагментарных данных мы можем утверждать, что подпольные общины, тайные храмы, а иногда даже небольшие монастыри и ду­ховные школы, за последние 10 лет существовали по крайней мере в Воронеж­ской, Тамбовской и Тернопольской областях, на Волыни, в Крыму, на Алтае, в Марийской республике, в Узбекистане и в Казахстане и, более конкретно, в таких городах, как Саратов, Новосибирск, Бийск, Челябинск и в ряде менее крупных городов.

Вопрос: Следует ли ожидать, что Русская Православная Церковь в ближайшие десятилетия попытается претворить этические и моральные целеполагания христианства в общественно-политические требования ?

Ответ:   Покойный парижский историк Церкви профессор Антон Владимирович Карташев в своей книге "Воссоздание Святой Руси" выдвинул мысль, что тра­диционное стремление православного сознания к установлению "симфонии" между Церковью и государством, в будущем, если государство останется секу­ляризованным, должно будет искать своего воплощения не в формах взаимоот­ношений между Церковью и государством, а во взаимодействии Церкви и общест­венности. Носителями такого взаимодействия, по мысли профессора Карташева, могли бы стать братства православных мирян. Такие братства, руководимые Церковью, но самостоятельные в своих конкретных действиях, не раз уже иг­рали положительную роль в истории России и Русской Церкви.

В самой России два года тому назад было арестовано более 60 представителей молодой интеллигенции, которые создали было подпольную организацию "Всерос­сийский социал-христианский союз освобождения народа". Программа этой орга­низации предусматривала демократический парламентаризм, но предоставляла собору высшего духовенства право налагать вето на решения главы государства и даже парламента там, где речь идет о духовных истинах, этических и мораль­ных принципах. Лидер "социал-христиан", молодой доцент и переводчик япон­ского языка Игорь Огурцов приговорен к 15 годам заключения и находится в тюрьме во Владимире. Его ближайшие сотрудники - востоковед Михаил Садо и крупнейший специалист по культуре и истории Эфиопии Вячеслав Платонов - то­мятся в лагере 17а в Мордовии, остальные рассеяны по другим лагерям.

В отличие от западной традиции, Православная Церковь инициативу в решении общественно-политических вопросов оставляет за мирянами. Начинания мирян, соответствующие духу и учению Церкви, Церковь может благословить и поддер­жать. Миряне в православном понимании по иному составляют часть Церкви, чем это понимает западная традиция. Православная Церковь не делит самое се­бя на "Церковь учащую" и "Церковь учимую" и это определяет возможности большей инициативы для мирян.

Вопрос: Римо-Католическая Церковь стремится к братскому диалогу с Русской Православной Церковью. Можно ли рассчитывать, что контакты и сотрудничество выйдут за пределы чисто формальных отношений, и если да, то в каких областях

Ответ: То, к чему стремится Православная Церковь, не определяется словом «диалог», так как диалог обычно воспринимается, как стремление к нахождению каких то компромиссов. В духовной области компромиссы не приближают к Истине. Поэтому, Православная Церковь стремится не к "диалогу", а к христи­анскому искреннему разговору, к тому, чтобы взаимно изложить друг другу свою точку зрения и добиться ее правильного понимания.

Мы стремимся к тому, чтобы жить в христианской любви, уважать христианскую душу в каждом крещеном христианине, преодолевать те наши расхождения, кото­рые не относятся к исповеданию веры, а могут рассматриваться, как пережитки исторических недоразумений.

Некоторые чересчур поспешные действия, будь то московские /по политическим причинам/, будь то константинопольские /по иным, но возможно тоже политиче­ским причинам/ не способствуют действительному преодолению раскола, которое возможно только по милости и благодати Божией в Духе и Истине.

Вопрос: Как Вы оцениваете определенные течения в Римо-Католической Церкви, возникшие после 2-го Ватиканского собора в связи с изменениями во взаимоот­ношениях между Церковью и обществом ?

Ответ:   Мы опасаемся погони за мнимой популярностью, видим опасности, проистекающие из применения для церковной миссии и проповеди неадекватных методов, боимся погони за веком.

Церковь - вне времени. Церковь знает, что рая на Земле быть не может, но что Царствие Божие - реальность. Единственная задача Церкви - довести своих чад до этого Царствия.


Subscribe
Comments for this post were disabled by the author