?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

Слово в среду первой недели Великого Поста – св. прав. Иоанна Кронштадтского

Вот, возлюбленные, мы говеем уже 4-й день и 4-й день ходим к божественным службам. Есть ли польза для нашей души от говенья? Такой вопрос нужно каждому из нас задать себе самому, и затем обратить внимание на свое сердце: есть ли в нем святая пе­ремена, перестает ли оно любить и делать грех.

Далее - нужно дать себе отчет: имеет ли на меня какое либо действие божественная слу­жба, выхожу ли я из Церкви с благочестивым настроением, или она проходит для меня, как нечто чуждое для меня, так что я стою в Церкви с холодным равнодушием, молюсь только по привычке, полагаю земные поклоны без сердечного сокрушенья о грехах.

Так, возлюбленные братья, нужно непременно давать себе отчет в святом деле говенья: идет ли оно успешно, не напрасно ли пропадает труд. Мы даем же себе отчет в мирских, часто не важных делах; почему же не взглянуть глазом испытанья на это святое дело?

Вы только вспомните, возлюбленные, к чему вы готовитесь. Вы готовитесь приступить к небесным, пречистым, животворящим и страшным Тайнам тела и крови Христа Бога нашего, вы готовитесь соединиться с Самим пречистым Богом. Ах! как же после этого не обратить всего своего вниманья на говенье!

И так, возлюбленные, взглянем строгим взглядом на свое говенье и позаботимся обратить его всеми силами в пользу души своей. Как же обратить его в пользу?

Главное сделаем вот что: возьмем каждый во власть свою сердце свое: - на сердце должно быть обращено самое боль­шое вниманье: - тут все зло человека; или лучше - это то и есть грешный, богопротивный человек, это - работная хижина греха. Сердце то наше, во­злюбленные, совсем отвратилось от Бога, Творца своего, и обратилось совершенно к миру и его прелестям; в нем то все наши похоти, все наши страсти, все противное Богу. Как видите, нужно сделать в себе важный перелом; от любви к миру, к его удовольствиям, - ко греху, надобно обратить себя к любви к Богу, Которого прежде и больше всего нам надобно любить; а это не лег­кое дело, особенно тому, кто сильно любит мир: между тем любовь мира сего, по слову апостола, есть прямая вражда на Бога[1].

Но не убоимся трудности: что трудно и невозможно для нас, то легко и воз­можно для Бога: у Бога же вся возможна[2].

И вот прежде всего в вашем святом деле обращенья от мира к Богу поможет вам божественная служба: только стойте и слушайте все со вниманьем, да с духом смиренным; и святые мысли и чувства непременно придут к вам; не может быть, чтобы человека смиренного и внимательного, желающего соединиться с Богом, не посетил дух сокрушенья и умиленья. Но вы многого не понима­ете; но понимаете хотя что-либо, а верно что мно­го и понимаете; и вот это-то, что понимаете, впи­тывайте в свое сердце, размышляйте об этом; из святых слов Церкви плодите свои святые мы­сли и чувства - и дело, с Божией помощью, пойдет успешно. Ведь душа наша не совсем бесплодная земля для добра. Возможно ли это, когда она пила множицею сходивший на нее дождь Божией благо­дати?

Далее, размыслите, что многие из вас, мо­жет быть, говеют теперь в последний раз, и, может быть, смерть скоро застигнет нечаянно и им не придется исповедаться и причаститься свя­тых Тайн пред смертью. А и в самом деле: уже  и секира при  корени древа лежит, а дерево - это мы; всяко убо древо, еже не творит плода добра, т.е. люди не творящие добрых дел, посекаемо бы­вает, и во огнь вметаемо[3]. С каким же вниманием к себе нужно каждому совершать свое говенье, чтобы непременно очиститься от грехов своих, может быть, в последний раз.

Далее, пред­ставляйте чаще, что после говенья и исповеди вы приступите к пречистым Тайнам. Но, если вы приступите с неисправленным сердцем, не до­стойно, то вы причаститесь в суд и во осужденье себе и повинны будете телу и крови Господней[4] и после причастия нисколько не будете лучше, а напротив сделаетесь еще хуже.

Вот какими и подобными размышленьями подкрепляйте себя в своем подвиге говенья и молитесь в Церкви как можно искреннее, от всего сердца; как мо­жно искреннее говорите чаще, внимающему вам Господу: Боже, милостив буди мне грешнику! Боже, очисти мя грешного! Без числа согреших, Госпо­ди прости! Припомните, что одни эти слова: Боже, милостив буди мне грешнику[5], мытаря оправдали. А почему? Потому что они сказаны были без всякого притворства, от глубины сердца, от совершенного признанья своей виновности пред Богом и решимости непременно исправиться.

А все мы, возлюбленные, так грешны, что нечего отвечать нам Богу в извиненье, не достойны мы глаз воз­вести на небо. Как же и нам не говорить от всей души: Боже, милостив буди нам грешным! Боже, очисти нас грешных! Без числа согрешихом, Господи, прости! Аминь.

 


[1] Иак. 4, 4
[2] Мф. 19, 26
[3] Мф. 3, 10
[4] 1 Кор. 11, 27
[5] Лук. 18, 13


Comments