?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

December 2018

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

О ВЕЛИКОМ ПОСТЕ в современной жизни

Одним из вопросов, который возникает в со­временной жизни православного человека, - это вопрос, как провести Вел. Пост, следуя уста­новлениям Св. Православной Церкви.

Церковь начала соблюдать посты давно, со времени Св. Апосто­лов. Первые христиане, для того, чтобы сде­лать себя способными к подвигу молитвы, пос­тились очень много и часто. В первые века ка­ждый христианин постился большей частью не в урочное время. Великие Вселенские Соборы сде­лали особые постановления о постах и с того времени стали посты соблюдаться так: 4 осо­бых поста в году многодневных и специальные, «однодневные» посты (напр. среда и пятница и некоторые памятные дни). Великий Пост уста­новлен был в память 40-дневного поста Спаси­теля в пустыне и для того, чтобы во дни все­народного покаяния, люди очищались бы телес­но и духовно перед Страстной Седмицей и Пас­хой. Этот пост на церковном языке поэтому и называется "Четыредесятницей". Кончается он в Лазареву Субботу и к нему прибавляются дни Страстей Христовых, как особо важные дни.

Устав Православной Церкви уже с древних веков отличался от римских обычаев, - не го­воря о современных новшествах, - не допуская в дни поста скоромное. Великопостный устав - самый строгий из уставов о посте, - таков: помимо, конечно, мяса, запрещается во весь пост есть рыбу, кроме двух дней: Благовещение и Вербное Воскресение; растительное масло и вино разрешается только по субботам и воск­ресеньям – и в дни исключительных пра­здников. Остальные же дни: сухоядение и при­нятие пищи один раз в день. Для больных, ста­риков и детей - исключение.

Понятно, что та­кой строгий устав смущает современного хрис­тианина, который пытается всевозможными умст­венными уловками оправдать своё несоблюдение устава о посте. Часто слышно, что такие пре­дписания "устарели", - что они не могут "быть исполнены в современных условиях жизни" и что "Церковь Сама должна изменить это" и т. под.

Многие православные, даже регулярно участвующие на богослужениях, считают их ча­стью русского фольклора: Пасха с куличами и красными яичками, Рождество с ёлкой или, в Со­чельник, кутьёй, и т. дал., - совершенно ис­ключают ПОСТЫ из своей обыденной жизни, и их этот вопрос просто не интересует.

Но есть и такие православные, которые, не соблюдая постов, всё же смущаются тем, что нарушают церковные установления. Вот к ним и обращена эта заметка о Великом Посте.

Святой Тихон Задонский (+1783) в од­ной из своих бесед останавливается на словах стихиры 1-ой седмицы Вел. Поста: "Постящеся -телесно, постимся и духовно". Разбирая эти слова, Святитель говорит: "Многие постятся те­лесно, но не постятся душей, тогда как ис­тинный и прямой пост есть "воздержание от всякого зла..." Надо первым делом ввести духовный пост в свою душу" ("истинный пост есть злых отчуждение" - как поётся в службах святой четыредесятницы).

Удаление ("отчуждение") от всех пороков со­ставляет моральную обязанность жизни каждого христианина и является трудом большим, - чем временный телесный пост, так как должно про­должаться от сознательного возраста до смер­ти. Это удаление от зла не должно быть при­нуждением, а делом самым естественным. Это покой и радость каждого христианина!

Но всё дело в том, что сознание этого "покоя и радости" не проникло ещё и в пред­ках наших, привыкших к своеволию и греху.

Приученная нами самими к нарушению закона воздержания (во всём), природа наша до того сроднилась со страстями и похотями, что следовать "злой воле" для неё сделалось почти также естественно, как дышать и жить.

Поэтому, кто хочет быть свободным от греха, должен употреблять невероятные усилия, чтобы удержать себя от зла, принудить себя к добру. - Этот "внутренний пост" - символи­чески проведённый телесно в дни Св. Четыредесятницы, должен быть постом всей христианской жизни и тяжелей всякого иного поста!

Но так как мы не думаем об этом самом "посте духовном всей нашей жизни" то и Вся­кое усилие временное кажется нам невозможно трудным. Поэтому и стараемся мы, в дни Вел. Поста как то оправдать своё нерадение и не со­знаться в нехристианской проведённой жизни... Критикуя и исповедуя "несовременность" постов, мы попросту тем самым исповедуем нашу нехри­стианскую позицию !

Снисходя к человеческим немощам, неко­торые церковные власти облегчают устав о посте - но вся Вселенская Церковь этого не может сделать, т.к. пост не есть случайное явление (проходящее), а норма христианской жизни, о которой напоминает нам Св. Церковь.

Как поститься? - это уже вопрос сове­сти каждого и его личное молитвенное созерца­ние Истины Христовой. Ответственность за это каждый берёт перед Богом сам и лично ответит на Суде...

Разрешительная молитва, которую да­ёт священнослужитель на исповеди, относится только к тем грехам, в которых исповедующий­ся кается: то есть признаёт неправильными в своей христианской жизни и стремится больше не повторять. Исповедь же о несоблюдении по­стов, ежегодно повторяемая, да ещё с убежде­нием, что, де, "пост неисполним", не может быть разрешена духовником, а исповедующийся, отойдя после исповеди, выходит, по словам мо­литвы   "из врачебницы неисцелён..."

(Из «Расписания Богослужений в храме Св. Архистратига Божия Михаила в Каннах», № 28, 1973 - по статье в "Вестнике Храма-Памятника в Брюсселе, № 140).

 


Comments