pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

Смысл и содержание 3-х первых дней Страстной Седмицы чрезвычайно глу­бокие и важные.

В ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК вспоминает­ся бесплодная смоковница, изсохшая до корня - по слову Господню. Это образ вечной духовной гибели человеческой души не приносящей духов­ного плода. Церковь зовёт человека ко спасе­нию. Она открывает ему своё богатство не от ми­ра сего. Богатство, которым человек постоянно пренебрегает, заботясь лишь о временном и за­бывая о вечном назначении своей жизни.

Человек охотно слышит о милосердии Бога, но не думает о правосудии Бога! Он утешает себя в своей беспечности: напр. думает, что предупреждения о Божием гневе имеют лишь воспитатель­ное, а не буквальное значение. Такой человек духовно опустошённый своим самомнением, - по своему устраивает свою внутреннюю жизнь. Он горд, превозносит себя над своими ближними и столь же нетерпим к их даже незначительным не­достаткам, как снисходителен к своим большим грехам. Если отблеск Божией Правды ещё не за­темнён окончательно в его совести, то он готов слушать Церковь, но делает это "между прочим", вяло и небрежно, откладывая со дня на день и своё внутреннее изменение. Это же внутреннее изменение человека начинается с его тщатель­ного покаяния в Таинстве исповеди. На каждой утрени этих 3-х дней Церковь снова и снова, - старается возбудить нас от нашего греховного, длящегося, сна, чтобы грядущий Господь не за­стал нас в духовном дремании, - этом преддве­рии духовной смерти. - "Се Жених грядет в по­лунощи. ..": Вот Жених, Господь наш, приходит в полночь, т.е. неожиданно, когда Его не ожида­ют, и блажен раб, которого Он найдёт бодрст­вующим; но недостоин тот, кого Он найдёт спя­щим, т.е. пребывающим в духовном внутреннем усы­плении. Внимай, моя душа, и не отягощайся сном - чтобы не быть преданной смерти, не умереть - духовно и не явиться лишённой вечной жизни пе­ред затворенными вратами Его небесного Царст­ва. Но пробудись от своей косности, от сна, взы­вая: «Свят Ты, Господи, по молитвам   Богородицы помилуй нас ».

В этот день Церковь приводит и образ бесплодных душ в притче о виноградарях, и вспоминает ветхозаветного юношу Иосифа, про­данного своими братьями за 30 сребренников и вверженного в темницу между 2 преступниками : прообраз Христа-Спасителя.

В ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК: приводится притча о 10 девах, - новый пример бодрствования. Служба этого дня приводит также и притчу о талантах, подаваемых нам Творцом для приумножения, - ради обретения вечной жизни в Боге. И снова картину Страшного Суда, - предупреждение душе, упорствующей в своём духовном нерадении.  

   
В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ: вспоминается жена-грешница, возлившая на ноги Спасителя ми­ро и тем уготовавшая Его на погребение. В этот же день в душе Иуды зародилось преступное намерение предать за деньги своего Учителя... Так мысли о накоплении денег, которые мы счи­таем единственной опорой нашего земного бла­гополучия, побуждают и нас оставлять и преда­вать своего Спасителя на подобие Иуды!

В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК - день установления Са­мим Спасителем Таинства Евхаристии - Божест­венной Литургии, на которой, с этого дня, пре­подаётся нам для приобщения Его Истинное Тело и Истинная Кровь. Утром – Вечерня и Литургия Св. Васи­лия Великого. Вечером - Утреня с Последованием Святых Страстей Господних.

В ВЕЛИКИЙ ПЯТОК - день распятия и крестной смерти Спасителя. На торжественной вечерни этого дня вспоминается снятие со Креста Пречи­стого Тела Господня - вынос Плащаницы. Вечером - утреня и Крестный Ход. Величайшая и исключительнейшая служба этого вечера есть благоговейное предстояние гробу Господню, содержащему Пречистое Его Тело, когда Душа Его сходила во ад и вывела оттуда томившиеся там души. Крестным ходом с Плащаницей наглядно изображается Таинство этого великого дня. Хри­стос, пребывая мертвым телесно, живым снисходит во ад, умертвляя его блистанием Своего Бо­жества и возводя оттуда к вечной жизни души заключавшихся там в веках, но ожидавших, вместе с живущими на земле, своего искупления от гре­ха и спасения. Войдя в храм, Плащаницу подносят к Царским Вратам, знаменуя этим Божественное Ве­здесущие Спасителя: "Во гробе - плотию, во Аде же с душею, яко Бог, в Раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняли Неописанный".

В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ - Вечерня и Литургия Св. Василия Великого. В начале службы читаются пророчества о Таинстве Грядущего человекам спасения. На Литургии, перед чтением Евангелия о воскресении Спасителя поётся стих из Ветхо­заветного псалма: "Воскресни Боже, суди землю - ибо Ты наследуешь все народы!"- Во время этого пения все великопостные тёмные одеяния - облачения священнослужителей и покровы в Ал­таре и во всём храме, заменяются светлыми, пас­хальными. Солнце Божественной Славы еще не взошло, но его ослепительные лучи уже осиявают грядущей радостью Воскресения, наши сердца...

(Из «Расписания Богослужений в храме Св. Архистратига Божия Михаила в Каннах», № 28, 1973).


Subscribe
Comments for this post were disabled by the author