pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Письмо другу - фев. 2008 г.

20 февраля 2008 г.

Дорогой отец  А.

Поскольку Вы, дорогой батюшка, уже нас с Вл. Антонием выставили за пределы церковной черты, хотелось бы, в виде «последнего сказания», поделиться с Вами некоторыми  аспектами нашей церковной жизни последних лет.  

1.- Вл. Антоний никогда не отличался человекоугодием и никогда не помышлял о высшей ответственности; ему абсолютно чужды чувства властолюбия, и совсем уж смешно ему приписывать «захват власти».  

Что же касается Вл. Владимира, имеется достаточно показателей об его стремлении к высшему назначению. В виде одного примера - его разговор со мной, состоявшийся после отпевания Митрополита : «нужно пригласить на Собор несколько священников, сказал он мне, они будут иметь совещательный голос, нужно пригласить о. Константина Федорова – он будет за меня».

2.- В начале 2002 г., я всеми силами старался не дать в обиду тех священников в России, которые покинули в конце 2001 г. Преосв. Лазаря и Вениамина. Но, в то же время Вл. Владимир старался  предоставить этим Преосвященным широкие полномочия, подавая  им фактически юрисдикцию над всей Россией : например, принятие ими священнослужителей, уходящих от Еп. Евтихия и Еп Агафангела.

Когда Вл. Владимир меня спросил, какие, на мой взгляд, возможные кандидаты в епископы для России, я указал, исходя из своих наблюдений, на Антония Рудей, Тихона Пасечника и Анастасия Суржика.

11 марта 2002 г. Вл. Владимир мне позвонил и сообщил, что получил от Митрополита письменное благословение Преосвященным  Лазарю и Вениамину для совершения хиротоний Тихона и Анастасия (напоминаю, что в тот же день Клиппенштейн добился от Митрополита благословения на создание российского Синода). Мне все это казалось поспешным и нереальным: мы с Вл. Владимиром едва коснулись вопроса о возможных хиротониях для России, как он уже добился Указа о хиротониях Преосвященными Лазарем и Вениамином! Не давая себе точно отчета в совершившемся, я выразил свое сожаление, что он не включил третьего лица, упомянутого мною: Антония Рудей. Вл. Владимир мне ответил: «Митрополит уже подписал, я не знаю смогу ли я вторично ему дать на подпись» (Людмилы Д. Роснянской тогда не было в Мансонвилле, она вернулась только 12-го из административной ссылки).

Все же 12-го марта я получил от Вл. Владимира исправленный документ :  «УКАЗ от 27 февраля/12 марта 2002 года, за № 21/02/М:  В связи с создавшимся тяжелым положением в России благословляю совершить новые хиротонии епископов. Согласно постановлению Архиерейского Синода и прошению Российских Преосвященных, Архиепископа Одесского и Тамбовского Лазаря и Епископа Черноморского и Кубанского Вениамина хиротонисать во епископы иеромонаха Анастасия (Суржик), иеромонаха Тихона (Пасечник) и иеромонаха Антония (Рудей). + Митрополит Виталий. Подпись». В этом документе указано о, якобы, состоявшемся постановлении Синода, но никакого Синода не собиралось (были тогда всего: составитель Указа Вл. Владимир и  подписавший его Вл. Митрополит)! Я доложил об этом Вл. Варнаве и все.

Какими то путями, вскоре, о документах 11 марта стало известно, и  П.Н. Будзилович запросил Вл. Владимира «в чём дело?»; последний ответил  э-почтой от 19 апреля 2002 г.: «Уважаемый Петр Николаевич! На Вашем сайте по адресу: http://russia-talk.com/otkliki/ot-213.htm опубликовано «письмо» Митрополита Виталия архиеп. Лазарю от 26 фев./11 марта 2002 г. о якобы благословении Первоиерарха на совершение епископских хиротоний в России. О таком письме мне приходится слышать впервые. На мой взгляд это является фальшивкой и провокацией, потому что вопрос об административном положении в России входит в компетенцию только Архиерейского Собора (а не отдельного епископа даже в сане Митрополита), о чем неоднократно говорил сам Митрополит Виталий. Петр Николаевич, у меня к Вам большая просьба: пришлите, пожалуйста, оригинал (факсимиле) этого письма. Заранее Вам благодарен. + Епископ Владимир, Мансонвилль, Канада. 6/19 апреля 2002 г.». Итак, Преосвященные Лазарь и Вениамин не получили юрисдикции над всей Россией. По-видимому, Вл. Владимир с этого момента стал осторожным и предоставил решение вопроса  Архиерейскому Собору. Но эти планы сорвались поспешными хиротониями, совершенными в августе того же года не дождавшимися Собора Преосвященными Лазарем и Вениамином. На Соборе 16-20 мая 2003 г. Вл. Владимир повторял: «Я говорил Вл. Вениамину не делать хиротоний до Собора».

Всем известно «Прошение» Епископа Черноморского и Кубанского Вениамина Митрополиту Виталию от 11/24 апреля 2002 г.: «Ваше Высокопреосвященство, Дорогой Владыко Виталий! На основании Вашего письма к арх. Лазарю, в котором Вы благословляете нам совершить хиротонии новых епископов и создать свой Архиерейский Синод (который был бы в согласии с Вашим Архиерейским Синодом), Владыка Лазарь выбрал три кандидатуры для хиротоний, которые предполагает совершить на Светлой Седмице. После этого планируется создание Архиерейского Синода в России. С момента нашего с Вами последнего телефонного разговора, в котором Вы упомянули, что это лишь Ваше личное мнение (по поводу хиротоний в России), меня посетило некоторое смущение, которое мне хотелось бы, с Вашей (а также Божией) помощью разрешить. Надлежит ли нам в назначенный срок совершить епископские хиротонии (на основании Вашего письма о полном церковном самоуправлении в России) или же воздержаться от этого до полного соборного решения (на основании 34-го правила Святых Апостолов)? Владыка, убедительно прошу Вас дать мне канонически обоснованный ответ по этому, очень важному, вопросу. С Братской любовью во Христе + Епископ Вениамин (подпись), Черноморский и Кубанский. 11/24 апреля 2002 г.».

Всем известен  также ответ Митрополита Виталия : «Ваше Преосвященство! Получил Ваш факс и в данный момент ответить на него Вам не смогу. Вопрос чересчур важный и нуждается в соборном решении. + Митрополит Виталий. 1/24 апреля 2002 года».

Тем временем тревога в России росла : «Дорогой батюшка! Сегодня на всенощную службу ко Благовещению вернулся из «похода» по моему благословению в Одессу псаломщик нашего храма. Он уехал из Одессы сразу как только вновь вл. Лазарь перестал поминать на входе Митрополита Виталия в качестве Первоиерарха Русской Церкви. Так или иначе, но по странному совпадению это произошло после приезда к архиепископу иеромонаха Дионисия. Можно догадываться, что он сказал вл. Лазарю о том, о чем он хочет слышать от всех, и о чем говорит ему все окружение, т.е. Русская Зарубежная Церковь уже перестала существовать, что Митрополит Виталий не дееспособен, что единственным епископом верным Православию остался он – вл. Лазарь и что поэтому необходимо выбрать только удобный момент уйти на «362 юрисдикцию». Этим «удобным» моментом может стать состояние здоровья митр. Виталия. И еще об очень интересной детали нам стало известно. Архиепископ Лазарь утверждает, что из Синода ему поступило указание принимать всех священников на территории России от любого епископа (Евтихия, Агафангела). Он уже получил приглашение на Собор, который должен состояться после Пасхи. К чему же в дальнейшем приводит «игра» с арх. Лазарем канадцев ? Почти у всех священников в России начинается складываться впечатление, что архиепископа Лазаря кто-то в Канаде держит как козырную карту против вл. Варнавы. Об этом уже начинают говорить открыто, ибо другого объяснения «любви» американцев к вл. Лазарю найти трудно. Неужели это так? 6 апреля 2002 г. Прот. Валерий Рожнов.»

3.- В вопросе о хиротонии о. Никиты Орлова, Вл. Владимир, письмом от 2 января 2007 г., выразил в мой адрес немыслимые крайности, хотя он знал как все в действительности произошло.

Вот описание этих событий в моей Справке от 8 июля 2006 г.:

«Письмом от 4 ноября 2001 г. к Владыке Митрополиту обратилась супруга о. Никиты Орлова с просьбой о её постриге: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко! Обращаюсь к Вам Владыко святый, с просьбой благословить меня и о. Никиту на постриг. Мы уже свыше пяти лет ведем монашеский образ жизни. Вся наша жизнь прошла при церкви и воспитанием детей. У меня есть семь внуков, а восьмой ожидается через шесть недель, за которыми я должна смотреть. Господь послал нашей Церкви испытания, скорби и нападения, но мы будем умножать молитвы, чтоб привлечь благодать Божию. Прошу Ваше молитвенное благословение. Слава Богу за всё. Матушка Павла Константиновна Орлова». На этом письме Владыка Митрополит написал: «Да благословит Вас Господь на постриг». Подписали этот документ также Епископы Сергий и Владимир. Как мне поведал сам Вл. Владимир, присутствовавшие архиереи хотели тут же постричь и хиротонисать о. Никиту, но, последний посчитав себя неготовым (он еще служил преподавателем  в колледже) дело было отложено.

В начале 2002 года, вл. Варнава высказал мне свою крайнюю озабоченность о состоянии здоровья Владыки Митрополита. Он считал, что, в случае недоброго исхода, отец Никита Орлов единственный человек, могущий возглавить нашу Церковь.

В середине 2002 года, общее положение в нашей Церкви не предвещало ничего доброго. С одной стороны, лазаревцы хиротонисали четырех епископов, создали свое церковное управление и объявили свою юрисдикцию над Россией. С другой стороны, отец Виктор Мелехов и иже с ним американские священники, интересующиеся лишь своими проблемами и пытавшиеся нас затянуть в исповедание веры на подобие крайних греческих ревнителей и, не добившихся своего, обвинили наш епископат в неверности Православию и стали этим шантажировать наших «американских» архиереев (в особенности старался им угодить Вл. Владимир, едва спасшийся от их влияния в конце 2002 г.: это секта, говорил он мне с волнением по телефону). Поэтому, встал вопрос о том, как сохранить цельность нашей Церкви от неминуемого распада на несколько частей: российскую, американскую и, презираемую американцами за её, якобы, либерализм, Зап.-Европейскую.

Убежденные в необходимости «спасать положение» и срочно произвести запасного архиерея, 3/16 сентября 2002 г., Преосв. Варнава и Сергий совершили в Париже хиротонию иеромонаха Антония (Орлова).

Митрополит объявил о. Никите недействительность совершенной без его ведома хиротонии и вручил ему акт порицания.

В январе 2004 г. состоялась хиротесия еп. Антония Вл. Митрополитом при содействии Вл. Сергия. А на Архиерейском Соборе в ноябре 2004 г., после письменных отзывов и согласия всех архиереев, Еп. Антоний был утвержден как правящий с титулом Лос-Анжелосский и Южно-Американский.  

4.- Акт о признании за старшего Вл. Владимира был составлен после отпевания Митрополита, по настоятельной просьбе Вл. Владимира. Я получил предварительно согласие Вл. Антония на проведение этого мероприятия. Моделью послужил Указ, последовавший кончине Митрополита Филарета. Тогда созыв Собора предполагался после Святок. Так как Митрополит Филарет скончался 21 ноября 1985 г., этим устанавливался примерно сорокадневный срок для Собора. Если бы соблюсти тот же практикуемый срок в нашем случае - Митрополит Виталий скончался 25 сентября 2006 г., созыв Собора должен был бы состояться в середине декабря. Однако, Вл. Владимир пожелал, чтобы Собор состоялся после Святок, продлевая таким образом временное положение на четыре месяца.

В нашем случае, не могло быть особых, даже  временных полномочий «первого» в Архиерейском Синоде: должность Епископа Владимира могла быть только символической для «единства» Церкви, он отличался от других Епископов только старшинством по хиротонии, и это ему не давало никаких дополнительных полномочий в Архиерейском Синоде. Тогда как Архиепископ Виталий принял временное управление после Митрополита Филарета, как Заместитель Председателя Синода.

5.- Сама хиротония Вл. Владимира, со слов Людмилы Д., много раз мне пересказанных, состоялась помимо воли Митрополита. После хиротонии Вл. Сергия, 5-го ноября 2001 г., Митрополит Виталий сказал ясно: «а что касается хиротоний о. Варфоломея и о. Владимира, то это на будущее». На следующий день, Людмила Д. поехала с Владыкой Митрополитом в город; когда они вернулись, хиротония вл. Владимира уже состоялась. Впоследствии, Вл. Владимир меня заверял, что Митрополит дал свое предварительное согласие. В этом случае, остается непонятным, почему Митрополит не присутствовал на хиротонии : он всегда был очень усерден к богослужению, и не пропустил бы Литургию с хиротонией. Версия Людмилы Д. находит подтверждение в следующих фактах: 1) на ставленнической грамоте, за подписью Преосв. Варнавы и Сергия, добавлено: «УТВЕРЖДАЮ, + Митрополит Виталий (подпись)» и 2) когда вл. Варнава узнал от меня, получившего документ, о том, что Митрополит утвердил хиротонию, он облегченно вздохнул - «Ну, Слава Богу». По-видимому, Вл. Варнава хотел совершить эту хиротонию до своего отъезда из Мансонвилля и вопреки высказанному мнению Митрополита.

Недавнее «Чрезвычайное обращение» Вл. Владимира многими воспринято как долгожданное авторитетное мероприятие в нашей Церкви, ведущее, наконец, к оздоровлению. Но кто знает сколько в нем ложных предпосылок?! Вопреки его заявлениям, могу заверить Вас в том, что я не влиял никаким образом на Вл. Антония, и что определение на покой еп. Анастасия не было основано на донесении кого либо, и т.д. и т.д. Какое может начаться оздоровление от вопиющей неправды?...

Нынешнее испытание в нашей Церкви имеет еще одну существенную причину - камень преткновения и падения для многих, в том числе и для вл. Владимира - еп. Анастасий. Думайте что хотите, но это нездоровый человек. Из-за еп. Анастасия  произошло не преодолимое разногласие между Епископами Владимиром и Антонием, после чего деятельность Синода была парализована.

Из моего письма Вы сможете себе представить приключения, с которыми мне пришлось встретиться за последние годы. Возможно, что все эти беды дали мне некую способность заглянуть обеспокоено вперед. Так, 14 ноября 2006 г., я писал архиереям о грядущем (теперь уже настоящем) расколе, анализируя действия еп. Анастасия : «Все выше изложенное говорит о том, что с церковным управлением и вообще с архиереями он себя ведет постоянно презрительно и злобно. Он не может быть сотрудником, деятельным членом Архиерейского Собора, в котором он постоянно действует как враг. Неужели это станет ясным, когда наступит еще один раскол, заготовленный хитро, лукавее всех предыдущих, из которого мы уже не оживем?»

Нужно ли было Вл. Антонию отмежевываться от Вл. Владимира? В бессилии нашей церковной организации, нужно было ему самому прибегнуть к этому каноническому мероприятию, чтобы не попиралась епископская власть. Ведь Вл. Владимир так или иначе приключился к алексинскому бунту в декабре 2007 г., на территории вверенной Вл. Антонию, и он не отказался публично от своего участия в нем и назначения туда своего официального представителя (см. письмо Еп. Анастасия от 1 января 2008 г.).

А ведь всякая епископская власть имеет свои ограничения. Всякая епархия должна сохранять без стеснения принадлежащие ей права и никто из Епископов не должен простирать власть на иную епархию: Трет. 8, Ант. 9, Карф. 64, 67, не должен в не принадлежащем ему городе учить всенародно: Шест. 20, особенно к унижению местного Епископа: Сард. 11. Ибо «Аще же кто усмотрен будет творящий сие: да престанет от Епископства, и да совершает дела пресвитерства» (Шест. 20). 

Прошу прощения и святых молитв.

Храни Вас Господь.

Пр. Вениамин Жуков.


Subscribe
Comments for this post were disabled by the author