?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

July 2018

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Из хроники РПЦЗ(В) – корресп. с Вл. Антонием (Орловым) – март 2006 г. – Часть II

Письмо Секретаря Синода Архиеп. Антонию (Орлову)[1]
12/25.04.06

Ваше Преосвященство,
Дорогой о Господе Владыка Антоний!

В связи с новым положением, возникшем в нашем церковном содружестве, возбудившем ряд взаимных подозрений и недоверий, считаю необходимым описать подробности одного события, послужившего немало в создании такого положения - о приглашении о. Дамаскина в начале 2005 г.

Сразу же должен сказать, что, если я усердно трудился, как мы увидим дальше, для успешного приглашения о. Дамаскина на смотрины в январе 2005 г., то к концу года я поменял свою оценку в отношении о. Дамаскина, как кандидата во епископы.

Его резкость слога и мысли все больше выявлялись на протяжении 2005 года. В заключение, в декабре 2005 г., в своем письме к Владимиру Кириллову о. Дамаскин заявил,  что Собор ноября 2005 г. прошел якобы под его, Кириллова, влиянием и что раскол в нашей Церкви уже наступил... Легко вообразить как, облеченный авторитетом епископа, он определит где проходит линия раскола.

Но в январе 2005 г., я трудился не покладая рук, чтобы его вызвать в Канаду. Нынешний молодой диакон Алексей Фимин помог тогда составить приглашение от имени Вл. Сергия. Он мне присылал для проверки свои тексты, иногда в них я находил отсутствие некоторых паспортных данных, просил поставить печать и т.д. Через Алексея Фимина впоследствии были успешно приглашены к Собору три архиерея, причем Канадское посольство все больше выставляло требований, как например нотариальное свидетельство о ресурсах приглашающего и т.д., что создавало немало хлопот А. Фимину.

Что именно в приглашении о. Дамаскина в январе 2005 г. послужило причиной отказа в визе? Некоторые места бланка я поправлял, но мог и я нечто пропустить. Последнего варианта формулы приглашения у меня не оказалось.

Я собирал отовсюду средства для осуществления поездки о. Дамаскина. Я был так уверен в её успехе, что купил соответственно билеты до получения им визы (!), причем отдельные билеты на два отрезка «туда и обратно»: Москва-Париж и Париж-Монреаль, так чтобы он и у нас побывал, и как мне сказал Вл. Виктор, чтобы подучился служить. Эти билеты были высланы о. Дамаскину: первый стоимостью 496 евро (он был использован, так как о. Дамаскин, получив французскую визу, приехал ко мне и провел у нас примерно десять дней), и  второй билет стоимостью  569 евро (соответствующий полету Париж–Канада, который не состоялся из-за отсутствии визы и билет был полностью потерян, без никакого возмещения). В этом я виноват своей доверчивостью в то, что полет состоится, я не допускал, что может возникнуть здесь какое-либо препятствие. Всего нам стоило 1065 евро, из которых пожертвовали: Вл. Антоний Орлов – 380, Василий Кочубей 500 и я – 185 евро.

Кроме жертвенности в этом деле ничего не было.

Но Ирина Виноградова заподозрила гнусную махинацию и настроила людей против жертвенного Алексея Фимина: будто он явно хотел «сорвать» эту поездку, во что Вы, Владыка, поверили ибо с убеждением пересказали эти слова о. Николаю и стали невольным соучастником клеветы. По всей вероятности поверил этому также Вл. Виктор с о. Дамаскиным.

Когда люди стали возмущаться тем, что Ирина Виноградова назвала Вл. Сергия «предателем», Вы, Владыка, недоумевали о том, почему люди не возмущаются тем, что Алексей Фимин Вас якобы назвал шпионом. Вы были опять не правильно осведомлены. Фактически, разговор Виноградовой проводился на уровне следствия. Она утверждала, что Вл. Антоний, как заместитель Первоиерарха, дал ей благословение исследовать это дело. Фимину, как нормальному человеку, эта неестественная следственная процедура надоела и он буркнул: что он занимается шпионским делом? Так, замечание Фимина несоразмерно с хамским поступком новоявленной ревнительницы к верному нашему архипастырю Вл. Сергию.

Далее, чтобы убедить посольские власти в том, что о. Дамаскин не намерен задерживаться в Канаде, я писал к ним прошение от имени Синода 12 января 2005 г. и упомянул о том, какие имеются уже у него билеты и какие полеты туда и обратно.

По всей вероятности посольские служащие придрались в этом деле не из-за каких-то «ошибок», а из за следующего обстоятельства, о котором свидетельствовал сам о. Дамаскин : Они недоумевали по поводу причины поездки, а именно почему он должен был ехать в Канаду для того, чтобы стать епископом на Воронеж, а не получить епископат в самой России. Эта непонятная причина вызывала у них недоумение.

В результате, несмотря на наши повторные писания в консульство, мое, как Секретаря, и Фимина за подписью Вл. Сергия, о. Дамаскин потерпел двойной отказ в визе.

 

Теперь расскажу об изменении моего мнения, к концу 2005 г., по вопросу кандидатуры во епископа о. Дамаскина.

При встрече с ним в Париже, у меня естественно явилось впечатление, что он не только молодой и неопытный священнослужитель (едва 2 года священства), но церковно и богословски совсем новичок. Это меня заставляло лишний раз потрудиться для российского собрата.

На прощание я попросил о. Дамаскина, по возможности, съездить в Питер к Ольге И. Никитиной, у которой недавно скончался муж Александр, и отслужить там от меня панихиду; дал я ему немного денег на дорогу. Но у меня была и другая мысль: показать нашего кандидата в Питере. Все же я тогда в него еще верил, но Вл. Виктор не благословил эту поездку.  

Позже, в нашей переписке, о. Дамаскин мне дал понять, что у «вас» мол свой опыт, а у «нас» -  свой. Я мог бы с ним поспорить – ведь у меня не только некий церковный опыт почти 40-летнего служения, но и жизненный: служил 40 лет в изыскательной лаборатории, имел под своим подчинением до 40 человек, среди которых 2/3 инженеров, получил звание старшего инженера, создал семью, воспитал троих дочерей, построил свой дом и храм... Как то непроницательно было со стороны о. Дамаскина посылать меня восвояси, я же ему только добра желал.

Но с этого момента я перестал ему писать что либо, что могло бы выглядеть  назидательным. Только лишний раз убедился: уж больно горд советский человек.

В дальнейшем о. Дамаскин стал публиковать статьи. Поначалу все было хорошо, хоть и немного самоуверенно. Но пришел момент когда он счел нужным прочитать нотацию Ционскому. И тут он просто сорвался со всякого приличия, эта его статья напугала многих (прилагаю здесь)[2]; из России мне говорили: такого архиерея никто не примет ни в Питере, ни в Москве... Его грубое и презрительное обращение к людям насторожило не только нас, деликатных эмигрантов, но и деликатных Россиян. А продолжать навязывать его кандидатуру – это не только презирать людей на слове, но и на деле.

Вл. Виктору в Мансонвилле мы дружественно процитировали недопустимые обороты этой статьи, и он был как будто с нами согласен. Но очевидно Вл. Виктор, все же преследовал свою мысль, когда предложил мне о. Дамаскина, как единственного священника, могущего, после ухода о. Виктора Парбуса, обеспечить великопостные и пасхальные службы в Мансонвилле. Причем, рекомендуя его, Владыка мне сказал что-то невероятное: «он со всеми умеет ладить, он и с Людмилой поладит, он и с чертом поладит»!   

Несмотря на все эти обстоятельства, я все же, по просьбе Людмилы Дмитриевны заново взялся за его приглашение в Канаду к Пасхе 2006 г. Сначала мы с Фимином искали частное лицо, достаточно состоятельное и желающее поручиться за о. Дамаскина. Так как никто сразу не нашелся, мы решили провести приглашение опять официальным путем, через Вл. Сергия. Это дело слегка затянулось из-за необходимого свидетельства у нотариуса. И вдруг все было приостановлено Ириной Виноградовой и Вл. Антонием. А я узнал от Алексея Фимина о том, что наше дело закончено. Было бы, конечно, корректнее, если бы меня не обходили, раз меня просили услужить.

Испрашиваю, Владыка, Ваших святых молитв.

Пр. Вениамин Жуков



[1] Письма адресованные Вл. Антонию (Орлову), обыкновенно оставались безответными.

[2] «... Они сегодня критикуют, точнее пытаются критиковать, вплоть до отвержения, наши Дела Веры <...> Более того, к примеру, господин П. Ционский, в свое время получив от епископа Виктора своевременную и праведную отповедь, ответить лично на неё не посмел. Да и куда ему с таким примитивным мышлением! Он избрал чисто жидовскую тактику «стрелять» из-за угла и непременно – «кривым» ружьем...».


Comments