pisma08 (pisma08) wrote,
pisma08
pisma08

Русский патриот – Илья Терох.

Родился Илья Иванович в Галиции, в дер. Колбаевичи, Рудецкого уезда. Родители его - простые крестьяне - дали ему должное обра­зование. Илья Иванович окончил Бурсу Ставропигийского Института и гимназию во Львове, а затем получил высшее юридическое и музыкаль­ное образование.

Ставропигийский Институт являлся тогда опло­том православия и рассадником русской культуры во всей Прикарпатской Руси, включая Галицию, Буковину, а также и Волынь.

Основой всей работы Института было стояние на страже чаяний народа Карпатской Руси; защи­щать православную веру, охранять великий рус­ский язык, русскую самобытность.

И. И. Терох был ученым, сочетавшим научные занятия с широкой практической общественной деятельностью. Преподавая в Институте историю русской культуры, он умел внушить своим учени­кам любовь к предмету, познание прошлого рус­ского народа и понимание места, отведенного ему в истории Европы и мира. Вместе с тем он внушал любовь к России, которая при Царях являлась опорой всего восточного славянства.

Ему обязаны воспитанники Института знаком­ством с гениями русской литературы - Пушки­ным, Лермонтовым, Гоголем, Тургеневым, Досто­евским, Толстым и Чеховым.

Кроме того он же был редактором патриотиче­ской русской газеты „Воля Народа" вплоть до войны 1914 г. Одним словом И. И. Терох был ду­шой всей патриотической работы Института, всех его лучших начинаний. Излишне говорить о том, сколько неприятностей и горя он перенес от вра­гов России - сепаратиствующих элементов. Его отец погиб в концлагере Талергоф (юг Австро-Венгрии), как и многие тысячи карпатороссов, за­мученных только за то, что они считали себя рус­скими по происхождению.

В 1915 г. И. И. Терох вместе с потоком бежен­цев из Галиции переезжает в Россию, где созда­ется Народный Совет Беженцев из Галиции, ду­шой которого является И. И. Терох. В 1919 г., по поручению Народного Совета, Илья Иванович вместе с двумя другими членами Совета добива­ется переезда в США. Здесь он является творцом устава Карпаторусского зарубежья, принятого 3-им Карпаторусским Конгрессом. Здесь же он орга­низует блестящий показ Русско-Славянской куль­туры в 1921 г. на фестивале народного творче­ства, где организованный им стенд карпатороссов и массовые народные концертные выступления пользовались исключительным успехом.

Но венцом всей его творческой научной дея­тельности явились ценные работы по описанию русско-славянской мифологии - книги „Карпаты и Славяне", трилогия „Сварог" и брошюра „Сла­вяне и Германцы". Будучи по складу своей нату­ры истинно-русским человеком, с широкой душой, большим сердцем и глубоким пытливым умом, беззаветно любя Россию, свой русский народ, Илья Иванович с малых лет тянулся к нему, к его душе, желая вникнуть не только в его настоящее, но и в далекое прошлое. Он любовно и упорно собирал среди народа и записывал старинные пре­дания, пословицы, поговорки, изучал обряды, тан­цы, песни, вникая в таящуюся в них сущность. Он приник к чистому, живому источнику народного творчества, им питался и оттуда черпал силу творческой правды.

Труды И. И. Тероха являются первой смелой попыткой широко начертать цельную картину на­шей мифологии. Они раскрывают перед  нами яс­ную светлую, высоконравственную и глубоко содержательную картину духовной жизни наших далеких предков.

Тяжелая напряженная работа подорвала его силы и в 1942 году И. И. Терох не стало — он отошел в иной мир. Будем верны его памяти, за­мечательного ученого и национального русского деятеля.

Русый.
(«Русское Дело» - Ежемесячное издание – N.Y., февраль 1959 г.)


Subscribe
Comments for this post were disabled by the author