?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

August 2018

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Митрополит Филарет Минский

В начале мая 2010 года, Митрополит Филарет Минский и Белорусский, Экзарх Московского Патриархата, на межрелигиозном совещании в Риме заявил, что «для католиков и православных наступило время сделать решительные шаги по направлению к полному единству»[1].  Столь важная миссия, выпавшая на Митрополита, казалось бы, тихого архипастыря, могла бы удивить. Однако, его командировка в Америку, в середине 80-х, комментированная ниже, указывает на занимавшее им уже тогда высокое положение в международных сношениях Московской Патриархии. Это лишний раз показывает какое важное значение придает Московская Патриархия нынешнему сближению с римо-католичеством.

 

«Церковная Жизнь», №№ 9-10, сентябрь-октябрь, 1986 г.:

В сентябрьском номере «The Orthodox Church », официальном органе Православной Церкви в Америке, было помещено следующее письмо одного из её клириков.

В этом году, на первой странице июньского номера «The Orthodox Church » была помещена статья, описывающая, как 21 апреля с.г. митрополит Филарет Минский и Белорусский, Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, был почетным гостем на ужине устроенном в « Oyster Bay Cove », шт. Нью Йорк, в Административном Центре Православной Церкви в Америке. В конце статьи была помещена выдержка из довольно экстраординарной приветственной речи этому иерарху:

«... встречаясь с Вами, мы встречаемся с жизнью и силой христианского свидетельства в Вашей стране; мы встречаемся с самой верностью Православной Церкви в России Христову Евангелию».

Другие статьи, помещенные на первой странице этого номера газеты детально описывают двухнедельное пребывание Митрополита в США, однако ни одна из них не дает каких либо данных о его жизни и деятельности как свидетеля Православного христианства в Советском Союзе. Ввиду отсутствия этих данных, читателю приходится основываться на «данных», находящихся в «Докладе священника Глеба Якунина Христианскому комитету защиты прав верующих в СССР», 1979 г. (см. « Stations of the Cross». Русская Православная Церковь. 1970-1980. Прот. Д. Константинова).

«Отдел внешних церковных сношений является орудием официальной государственной пропаганды, особенно за рубежом, и имеет тесные связи с КГБ. Он тратит огромные суммы денег, посылая «миссионеров» на Запад и на развлечение приезжающих с Запада туристов (ст. 217). В процессе сотрудничества с «внешним» отделом вырабатывается особый тип «покладистого» иерарха, дисциплинированного, натренированного в послушании советским властями к тому же умелого в обращении с иностранцами. Некоторым из этих иерархов, в порядке исключения, даже разрешено для поднятия авторитета, в первую очередь – за границей, проявлять повышенную степень активности в их епархиальной деятельности (стр. 209).

Следует здесь вспомнить, что согласно опубликованным описаниям события (« The Orthodox Church », август 1982, стр. 2), даже Патриарх московский не был встречен с таким восторгом – ни в « Oyster Bay Cove », ни за ужином в его честь в гостинице Валдорф-Астория. Во время своего визита в США в июле 1982 г. патриарху было направлено степенное, официальное, церковное приветствие, а его председателю внешних сношений совершенно неожиданный диферамб личной признательности – такого типа, которого даже «громадная сумма денег» Отдела нигде не могла бы обеспечить.

Должен быть задан вопрос: почему?

Для исторического альбома, Православная Америка 1794-1976, покойный протопресвитер Александр Шмеман собрал свои воспоминания разных встреч и совещаний, которые, с 1963-1970 гг., предшествовали получению автокефалии от Московской Патриархии её бывшей Северо-Американской Епархией/Митрополией, нынешней Православной Церкви в Америке. Среди этих встреч было и совещание в 1968 г. в Упсала, Швеции, где было соглашение, «что если наш Архиерейский Синод желает войти в конкретные переговоры, то должен быть дан знак добрых желаний». Этот «знак» принял форму телеграммы, в которой наша Церковь приветствовала Москву с... годовщиной восстановления Патриархата (стр. 264).

Итак, спеша отвергнуть личную необдуманность, политическую наивность и нравственную измену как возможные объяснения словам похвалы обращенных к митрополиту Филарету, у читателя кажется остается одно вероятное толкование, а именно то, что эти слова «дают знак». Если это действительно так, то с какой целью и по чьей инициативе, в семнадцатый год своей автокефалии, Православной Церкви в Америке надо давать знак доброжелательства? Хотя не трудно себе представить целый список желанных целей, который Православная Церковь в Америке могла бы представить Московской Патриархии, в то же время не трудно понять, что такие цели ни в коем случае не могут быть преследуемы с риском открытой самодискредитации, а приветствие митрополиту Филарету есть также знак такового.

Митрополит Филарет Минский и Белорусский, Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, не был в « Oyster Bay Cove » частным гостем отдельного лица или отдельной группы людей в Церкви. Он был гостем всего общества – иерархии, духовенства и мирян – Православной Церкви в Америке. Итак, каждый член того общества, от имени которого он был так восхищенно приветствован, имеет право задать очень обоснованный вопрос: почему?

Протоиерей Давид Леско, Дюкейн, Пенсильвания.


[1] См. «Письма» от 14 мая 2010 г.


Comments