?

Log in

No account? Create an account
Tsar-1998

April 2018

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Powered by LiveJournal.com
Tsar-1998

Письмо А. Лебедева Павлу Ционскому – апр. 2003

13 апреля 2003 г. 

Уважаемый и дорогой о Господе Павел!

Простите, раньше ответить Вам не получилось. Идея Ваша, действительно, хорошая. Только вот относительно одесского "размежевания" согласиться с Вами никак нельзя. Ибо, к прискорбию, пребывание архиеп. Лазаря в РПЦЗ изначально являлось для нашей Церкви очень серьёзной проблемой. И вот теперь сам Божественный Промысл эту проблему разрешил. Неужели об этом нам следует сожалеть?! Конечно, я не радуюсь о духовной погибели владыки Лазаря и тех людей, которые вместе с ним устроили очередной раскол. Но, в то же время не могу не увидеть во всём произошедшем естественного, необходимого и совершенно закономерного итога духовных и церковно-канонических блужданий Одесского преосвященного. Вспомним, что несколько лет он уже пытался вместе с Валентином Суздальским устроить собственное церковное управление, независимое от РПЦЗ. Однако тогда у него хватило мужества и благоразумия отказаться от своих намерений и принести покаяние в грехе раскола. Не прошло и восьми лет, как архиеп. Лазарь почти один к одному повторяет суздальский сценарий. Русскую Церковь ещё долго будут терзать последствия суздальской схизмы, а меж тем, к одной не уврачёванной язве добавилась другая, не менее глубокая. Причём, добавилась почти целиком по вине Лазаря и в то самое время, когда Церковь и без того никак не может оправиться от последствий октября 2000 г. По-моему, этого более чем достаточно, чтобы оценить деятельность данного лица, как разрушительную для Церкви.

В действительности, архиеп. Лазаря очень мало, что связывает с Зарубежной Церковью. Конечно, если иметь в виду формальную сторону дела, то никто не станет спорить с тем, что он много лет числился архиереем РПЦЗ. Но, что получится, если посмотреть на суть вещей? Получится следующая картина: не только принадлежность к Синоду Зарубежной Церкви, но даже и самое имя РПЦЗ были в тягость Одесскому преосвященному. Первое утверждение в полной мере доказывается событиями суздальского и одесского расколов, второе - той удивительной настойчивостью, с которой он отстаивал перед Архиерейским Собором право именовать свои приходы Русской Истинно Православной Церковью, то есть, чтобы в любом случае отличаться от самой РПЦЗ. Вообще, насколько мне известно, и по слухам, и по личному общению с архиеп. Лазарем, этот человек мыслил себя в РПЦЗ совершенно иначе, чем прочие архиереи его собратья. Для него РПЦЗ была хотя и почтенным и уважаемым учреждением, тем не менее - чужим, а не своим и родным. По самоощущению он всегда был "катакомбником", лишь в силу трудных обстоятельств оказавшимся в иерархической структуре РПЦЗ. Это духовное и психологическое дистанцирование от Церкви русского рассеяния прорвалось наружу и обнаружило всю свою неприглядность в 1993 г. Участник и очевидец тех событий еп. Агафангел писал епископату РПЦЗ в апреле 95-го года: "Перед поездкой в Суздаль Вл. Лазарь с амвона произнёс проповедь против РПЦЗ, которая смутила многих прихожан: он не скрывая прилюдно изложил своё мнение о РПЦЗ как сборище масонов, КГБ-истов, разогнанных Патр. Тихоном, не каноничных, от которых надо отделяться и т.д." (Суздальский паломник. Суздаль, 1995, №24, стр. 27.). Мне лично доводилось читать весьма характерные и поражающие бесстыдством аргументы архиеп. Лазаря против нашего священноначалия, аргументы почти буквально повторяющие лживую писанину апологетов Московской Патриархии. Например, будто заграничный Синод не имеет права на существование, так как его в своё время распустил Патриарх Тихон. От такой аргументации чувствовали неловкость даже самые оголтелые сторонники суздальского ВВЦУ. Анастасия Шатилова вынуждена была тактично указать Лазарю через свои "Церковные новости" на полную несостоятельность подобных утверждений.

Давайте зададимся вопросом, чего добивается архиеп. Лазарь сейчас? Восстановления братского общения с Владыкой Митрополитом и прочими епископами РПЦЗ, чтобы вновь всех объединял один церковный организм и одно, дорогое для каждого, название Церкви? Со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что нет, нет и ещё раз нет. Архиеп. Лазарь хочет получить признание Владыки Митрополита и иных архиереев для совершенно другой цели - обеспечить прочную легитимную основу своей бесчинной "автокефалии". Однако он не имеет для этого не только никакого духовного и канонического права, но и самых элементарных человеческих способностей. Ибо, в отличие от своего "коллеги" Валентина Суздальского, абсолютно не способен руководить епархиальными делами. А на что способен в реальности, как человек и архиерей, нам известно очень хорошо за все те годы, которые мы находились под его архипастырским попечением. Говорить об этом у меня нет никакого желания, особенно после незабвенного воронежского совещания 2001 г. Тогда мы увидели поведение архиеп. Лазаря, что называется, "во всей красе". Поэтому ни о какой поддержке идеи примирения с лазаревским "синодом" лично для меня не может быть и речи. Повторю, уход его и иных деятелей (вроде братьев Алфёровых, о. Григория Клиппенштейна) из РПЦЗ промыслительно закономерен. Это люди, чей духовный облик слишком несовместим с тем духом, который присущ всем, объединившимся ныне в истинную Русскую Православную Церковь Заграницей. По моему глубокому убеждению, максимально допустимый предел икономии по отношению к ним - прощение и присоединение к РПЦЗ, но только в случае их покаяния и только в том сане, который они имели до раскола. А относительно архиеп. Лазаря должно быть ещё особенно оговорено, что он до конца своих дней будет находиться на покое, без всякой возможности когда-либо возглавить епархию.

С уважением и любовью о Христе Иисусе, А. Лебедев.


Comments